Учебный год, 2 курс 3 семестр

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по дисциплине «История России (XVIII – начало XX в.)»

Учебный год, 2 курс 3 семестр,

Группы 201, 202

Направление __

Очная форма обучения

Задания для подготовки к семинарским и практическим занятиям

(от 12 до 25 рейтинговых баллов)

Занятия 1-2

Тема: Осмысление европейского опыта русскими государственными деятелями (А.Я. Ордин-Нащокин, В.В. Голицын, Ф.М. Ртищев, А.С. Матвеев). Царевна Софья Алексеевна и царь Петр Алексеевич: общее и отличное во взглядах на развитие российской государственности.

План

1. Итоги развития Российского государства в XVII веке. Взаимодействие России и Запада.

2. Особенности развития России в последней четверти XVII века.

3. Правление царя Федора Алексеевича и регентство Софьи Алексеевны.

4. Осмысление европейского опыта русскими государственными деятелями: А.Я. Ордин-Нащокин, В.В. Голицын, Ф.М. Ртищев, А.С. Матвеев.

5. Роль Славяно-греко-латинской академии и Симеона Полоцкого в освоении европейского опыта образования

Занятия 3-4

Тема: Верховный тайный совет: Россия на пути к конституционализму.

План

1. Создание Верховного тайного совета: причины возникновения этого государственного учреждения, оценка его общего значения и устройства.

2. Состав Верховного тайного совета: А.Д. Меншиков, П.А. Толстой, Г.И. Головкин, Ф.М. Апраксин, А.И. Остерман, Д.М. Голицын и К.Ф. Голштейн-Готторбский.

Деятельность членов Совета.

3. Кондиции: их содержание

4. Верховный тайный совет в оценках русских историков: В.О. Ключевского, А.С. Алексеева, А.Н. Филиппова, А.Д. Градовского, П.Н. Милюкова и др.

Занятия 5-6

Тема: Бирон и «бироновщина» в романе Лажечникова «Ледяной дом»

План

1. Императрица Анна Иоанновна и особенности ее царствования.

2. «Русский Вальтер Скотт» Иван Иванович Лажечников: писатель и исторический романист.

3. Роман «Ледяной дом» и его значение.

4. Образ А. Волынского в романе И.И. Лажечникова.

5. Оценка Бирона и «бироновщины» в романе.

6. Исторический роман: история, домысел и вымысел в романе И.И. Лажечникова

7. Значение исторического романа «Ледяной дом» для понимания особенностей правления Анны Иоанновны

Занятия 7-8

Тема: Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева: предпосылки, ход, итоги. «Пугачевский бунт» в трактовке А.С. Пушкина

План

1. Особенности политического развития России во второй половине XVIII века.

2. Внутренняя политика Екатерины II. Крестьянский вопрос. Казачество.

3. Емельян Пугачев и «пугачевский бунт».

4. А.С. Пушкин как историк. Емельян Пугачев и «пугачевский бунт» в творчестве поэта.

5. «Пугачевский бунт» в трактовке А.С. Пушкина. Сравнительный анализ «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева».

6. Значение исторических трудов А.С. Пушкина для развития исторической науки.

Занятия 9-10

Тема: Выдающиеся русские полководцы и флотоводцы: П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Значение деятельности Г.А. Потемкина. Суворов и его «Наука побеждать». Литературное наследие полководца

План

1. Внешняя политика России последней трети XVIII века. Особенности внешней политики.

2. Русско-турецкие войны 1768-1774 и 1787-1791 гг. Ход военных действий и основные сражения.

3. Выдающиеся русские полководцы: П.А. Румянцев, А.В. Суворов, В.М. Долгоруков.

4. Суворов и его «Наука побеждать». Литературное наследие полководца.

5. Г.А. Потемкин и создание русского Черноморского флота

6. Русский флот в последней трети XVIII века: А.Г. Орлов-Чесменский, Г.А. Спиридов.

7. Ф.Ф. Ушаков и его вклад в развитие русского флота и мирового флотоводческого искусства.

8. Значение наследия русских полководцев и флотоводцев для развития военного искусства.

Занятие 11

Тема: Фаворитизм Екатерининского времени

1. Понятия «фаворит» и «фаворитизм». Фаворитизм как явление. Фаворитизм в России

2. Век Екатерины Великой. Краткая характеристика эпохи. Особенности внутренней и внешней политики. Культура.

3. Станислав Понятовский и польский вопрос в Российской политике.

4. Г.Г. Орлов: на пути к дворцовому перевороту и убийству Петра III.

Семья Орловых в русской истории

5. Князь Г.А. Потемкин-Таврический: Создание Черноморского флота и освоение Новороссии

Занятия 12-13

Тема:Россия при Павле I. Личность Павла Петровича в оценке российских историков и в художественной литературе.

1. Цесаревич Павел Петрович: детские годы, образование, воспитание. Особенности формирования личности и взглядов.

2. Особенности царствования Павла I.

3. «Учреждение об императорской фамилии». Особенности внутренней политики: преобразования в государственном управлении, сословная политика, военная реформа; крестьянский вопрос.

4. Внешняя политика: Россия и Англия, Россия и Франция. Участие России в антифранцузских коалициях.

5. Императрица Мария Федоровна и ее благотворительная деятельность.

6. Эпоха правления Павла I в оценке современников и историков. «Российский Гамлет»: применимо ли это понятие к личности и делам Павла Петровича.

Занятия 14-15

Тема:Реформы Александра I. Карамзин и его записка «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях»

I. Начало царствования Александра I. Особенности этого периода правления. Первые реформы и причины их проведения.

II. Николай Михайлович Карамзин как государственный деятель, писатель и историк.

III. Записка «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» Н.М. Карамзина.

1. История написания Записки «О древней и новой России». История ее публикации.

2. Общая характеристика содержания «Записки»: преамбула и основная часть.

3. Преамбульная часть «Записки» и ее значение. Оценка Карамзиным итогов царствования первых Романовых, эпохи Петра I, Анны Иоанновны, Екатерины Великой и Павла I.

4. Характеристика начала правления императора Александра I, данная Н.М. Карамзиным в «Записке».

5. Внешняя политика: причины ее успехов и неудач по Карамзину.

6. Реформы Александра I в оценке Н.М. Карамзина. Отношения историка к реформам.

- создание министерств;

- создание Государственного Совета;

- Манифест о милиции;

- открытие университетов, реформа высшего образования;

- крестьянская реформа;

- Манифест о налогах;

- финансовая реформа;

- Коренной устав;

- развитие российского законодательства до начала XIX в. и при Александре I.

7. Особенные замечания Н.М. Карамзина: их содержание и значение

Занятие 16

Тема:Российская империя в годы царствования Николая I.

1. Император Николай I. Общая характеристика правления.

2. Личность императора. Образ Николая I в русской литературе XIX в.

3. Политика Николая I в области культуры. Романтизм и русский национальный стиль

4. Крымская война (1853-1856). Причины и соотношение сил. Оборона Севастополя. Военные действия в Закавказье, на Камчатке, на Балтийском море. Парижский мир.

Разработчик: Г.В. Аксенова, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России.

Оценочное средство утверждено на заседании кафедры истории России (протокол № __ от __ августа 2016 г.).

И.о. заведующего кафедрой истории России М.Ю. Лачаева

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

Институт истории и политики

Исторический факультет

Кафедра истории России

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по дисциплине «История России (XVIII – начало XX в.)»

учебный год, 2 курс 3 семестр

Направление ________________

Очная форма обучения

Наши рекомендации