Учебный год, 2 курс 3 семестр
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО
по дисциплине «История России (XVIII – начало XX в.)»
Учебный год, 2 курс 3 семестр,
Группы 201, 202
Направление __
Очная форма обучения
Задания для подготовки к семинарским и практическим занятиям
(от 12 до 25 рейтинговых баллов)
Занятия 1-2
Тема: Осмысление европейского опыта русскими государственными деятелями (А.Я. Ордин-Нащокин, В.В. Голицын, Ф.М. Ртищев, А.С. Матвеев). Царевна Софья Алексеевна и царь Петр Алексеевич: общее и отличное во взглядах на развитие российской государственности.
План
1. Итоги развития Российского государства в XVII веке. Взаимодействие России и Запада.
2. Особенности развития России в последней четверти XVII века.
3. Правление царя Федора Алексеевича и регентство Софьи Алексеевны.
4. Осмысление европейского опыта русскими государственными деятелями: А.Я. Ордин-Нащокин, В.В. Голицын, Ф.М. Ртищев, А.С. Матвеев.
5. Роль Славяно-греко-латинской академии и Симеона Полоцкого в освоении европейского опыта образования
Занятия 3-4
Тема: Верховный тайный совет: Россия на пути к конституционализму.
План
1. Создание Верховного тайного совета: причины возникновения этого государственного учреждения, оценка его общего значения и устройства.
2. Состав Верховного тайного совета: А.Д. Меншиков, П.А. Толстой, Г.И. Головкин, Ф.М. Апраксин, А.И. Остерман, Д.М. Голицын и К.Ф. Голштейн-Готторбский.
Деятельность членов Совета.
3. Кондиции: их содержание
4. Верховный тайный совет в оценках русских историков: В.О. Ключевского, А.С. Алексеева, А.Н. Филиппова, А.Д. Градовского, П.Н. Милюкова и др.
Занятия 5-6
Тема: Бирон и «бироновщина» в романе Лажечникова «Ледяной дом»
План
1. Императрица Анна Иоанновна и особенности ее царствования.
2. «Русский Вальтер Скотт» Иван Иванович Лажечников: писатель и исторический романист.
3. Роман «Ледяной дом» и его значение.
4. Образ А. Волынского в романе И.И. Лажечникова.
5. Оценка Бирона и «бироновщины» в романе.
6. Исторический роман: история, домысел и вымысел в романе И.И. Лажечникова
7. Значение исторического романа «Ледяной дом» для понимания особенностей правления Анны Иоанновны
Занятия 7-8
Тема: Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева: предпосылки, ход, итоги. «Пугачевский бунт» в трактовке А.С. Пушкина
План
1. Особенности политического развития России во второй половине XVIII века.
2. Внутренняя политика Екатерины II. Крестьянский вопрос. Казачество.
3. Емельян Пугачев и «пугачевский бунт».
4. А.С. Пушкин как историк. Емельян Пугачев и «пугачевский бунт» в творчестве поэта.
5. «Пугачевский бунт» в трактовке А.С. Пушкина. Сравнительный анализ «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева».
6. Значение исторических трудов А.С. Пушкина для развития исторической науки.
Занятия 9-10
Тема: Выдающиеся русские полководцы и флотоводцы: П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Значение деятельности Г.А. Потемкина. Суворов и его «Наука побеждать». Литературное наследие полководца
План
1. Внешняя политика России последней трети XVIII века. Особенности внешней политики.
2. Русско-турецкие войны 1768-1774 и 1787-1791 гг. Ход военных действий и основные сражения.
3. Выдающиеся русские полководцы: П.А. Румянцев, А.В. Суворов, В.М. Долгоруков.
4. Суворов и его «Наука побеждать». Литературное наследие полководца.
5. Г.А. Потемкин и создание русского Черноморского флота
6. Русский флот в последней трети XVIII века: А.Г. Орлов-Чесменский, Г.А. Спиридов.
7. Ф.Ф. Ушаков и его вклад в развитие русского флота и мирового флотоводческого искусства.
8. Значение наследия русских полководцев и флотоводцев для развития военного искусства.
Занятие 11
Тема: Фаворитизм Екатерининского времени
1. Понятия «фаворит» и «фаворитизм». Фаворитизм как явление. Фаворитизм в России
2. Век Екатерины Великой. Краткая характеристика эпохи. Особенности внутренней и внешней политики. Культура.
3. Станислав Понятовский и польский вопрос в Российской политике.
4. Г.Г. Орлов: на пути к дворцовому перевороту и убийству Петра III.
Семья Орловых в русской истории
5. Князь Г.А. Потемкин-Таврический: Создание Черноморского флота и освоение Новороссии
Занятия 12-13
Тема:Россия при Павле I. Личность Павла Петровича в оценке российских историков и в художественной литературе.
1. Цесаревич Павел Петрович: детские годы, образование, воспитание. Особенности формирования личности и взглядов.
2. Особенности царствования Павла I.
3. «Учреждение об императорской фамилии». Особенности внутренней политики: преобразования в государственном управлении, сословная политика, военная реформа; крестьянский вопрос.
4. Внешняя политика: Россия и Англия, Россия и Франция. Участие России в антифранцузских коалициях.
5. Императрица Мария Федоровна и ее благотворительная деятельность.
6. Эпоха правления Павла I в оценке современников и историков. «Российский Гамлет»: применимо ли это понятие к личности и делам Павла Петровича.
Занятия 14-15
Тема:Реформы Александра I. Карамзин и его записка «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях»
I. Начало царствования Александра I. Особенности этого периода правления. Первые реформы и причины их проведения.
II. Николай Михайлович Карамзин как государственный деятель, писатель и историк.
III. Записка «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» Н.М. Карамзина.
1. История написания Записки «О древней и новой России». История ее публикации.
2. Общая характеристика содержания «Записки»: преамбула и основная часть.
3. Преамбульная часть «Записки» и ее значение. Оценка Карамзиным итогов царствования первых Романовых, эпохи Петра I, Анны Иоанновны, Екатерины Великой и Павла I.
4. Характеристика начала правления императора Александра I, данная Н.М. Карамзиным в «Записке».
5. Внешняя политика: причины ее успехов и неудач по Карамзину.
6. Реформы Александра I в оценке Н.М. Карамзина. Отношения историка к реформам.
- создание министерств;
- создание Государственного Совета;
- Манифест о милиции;
- открытие университетов, реформа высшего образования;
- крестьянская реформа;
- Манифест о налогах;
- финансовая реформа;
- Коренной устав;
- развитие российского законодательства до начала XIX в. и при Александре I.
7. Особенные замечания Н.М. Карамзина: их содержание и значение
Занятие 16
Тема:Российская империя в годы царствования Николая I.
1. Император Николай I. Общая характеристика правления.
2. Личность императора. Образ Николая I в русской литературе XIX в.
3. Политика Николая I в области культуры. Романтизм и русский национальный стиль
4. Крымская война (1853-1856). Причины и соотношение сил. Оборона Севастополя. Военные действия в Закавказье, на Камчатке, на Балтийском море. Парижский мир.
Разработчик: Г.В. Аксенова, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России.
Оценочное средство утверждено на заседании кафедры истории России (протокол № __ от __ августа 2016 г.).
И.о. заведующего кафедрой истории России М.Ю. Лачаева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)
Институт истории и политики
Исторический факультет
Кафедра истории России
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО
по дисциплине «История России (XVIII – начало XX в.)»
учебный год, 2 курс 3 семестр
Направление ________________
Очная форма обучения