Софокл «царь эдип», «антигона»

Древнегреческая мифология

1. Понятие о мифе. Особенности мифологического мышления.

2. Аналитическая психология о мифе. Мифологические архетипы.

Труды К.Юнга об архетипе.

3. Классификация мифологических сюжетов. Мифы космогонические, антропогонические, аграрные, героические и т.д.

4. Своеобразие античной мифологии. Древнегреческая теогония. От Хаоса к Космосу. Титаны и олимпийцы.

5. Героические мифы и мифы о культурном герое.

6. Аполлонизм как специфика древнегреческой культуры. Боги и мифологические герои, связанные с миром творчества. Аполлон, музы, Дионис, Орфей и др.

7. Историко-культурное значение античной мифологии.

Литература

Тексты

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — М., 1992.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).

Мифы народов мира: В 2т. —М., 1980 (и последующие издания)

Овидий. Метаморфозы. — М., 1972.

Исследования

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М.,1957.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.,1995.

Тахо-годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах и символах.— М.,1998.

Элиаде М. Миф о вечном возвращении.— Спб., 1998.

Юнг К. Архетип и символ.— М.,1991.

Занятие 2

Древнегреческий эпос. Гомер «Илиада»

1. «Гомеровский вопрос». История создания «Илиады». Сочетание исторических событий и мифологических сюжетов.

2. Идейно-тематический комплекс гомеровского эпоса. Авторская оценка и авторский идеал.

3. Жанрово-видовая принадлежность. Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса. Жанровые контаминации.

4. Структура и компоненты сюжета гомеровской поэмы.

5. Особенности построения композиции «Илиады».

6. Какое место в сюжетно-композиционной системе занимает описание щита Ахилла (XVIII гл.). Определите жанровую специфику отрывка.

7. Каковы приемы создания образов героев в гомеровском эпосе. Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера.

8. Сцена прощания Гектора и Андромахи, как пример зарождающейся лирики (VI гл. строки 394-495). Определите родовые признаки лирики и их проявление в данном отрывке.

9. Люди и боги в поэмах Гомера. Функции образов богов в поэмах.

10. Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и судьба.

11. Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, отношении к человеку.

12. Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры.

Литература

Тексты

Гомер. Илиада.

Исследования

Вейль С. «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. № 6. 1990. С. 250-260.

Лосев А.Ф. Гомер. — М.,1960.

Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. — М.,1963.

Шталь И.В. Гомеровский эпос. — М., 1975.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. — М.,1983.

Занятие 3

Древнегреческий эпос. Гомер «Одиссея»

1. Многоплановость поэмы Гомера «Одиссея».

2. Идейно-тематический комплекс «Одиссеи».

3. Жанрово-видовая принадлежность «Одиссеи».

4. Сказочные мотивы в гомеровском эпосе.

5. Своеобразие композиции «Одиссеи».

6. Образы богов и их роль в судьбе героев поэмы.

7. Художественная многозначность образа Одиссея.

8. Эволюция эпического героя от «Илиады» к «Одиссее».

9. Женские образы в «Одиссее».

Тексты

Гомер. Одиссея (пер. В.А.Жуковского).

Гомер. Одиссея (пер. В.В.Вересаева).

Исследования

Шталь И.В. “Одиссея”- поэма странствий. — М., 1978

Мальчукова Т.Г. «Одиссея» Гомера и проблема ее изучения. —

Петрозаводск, 1983.

Тахо-Годи А.А. «Одиссея» и ее художественно-эстетический смысл. В кн.: Гомер. Одиссея. — М.,1981, 1982

Занятие 4

Древнегреческая трагедия.

«Орестея» Эсхила

Как одно из высших достижений жанра

1. Устройство греческого театра и театральных представлений.

2. Происхождение греческой трагедии и ее структура.

3. Эсхил как «отец трагедии». Его вклад в развитие жанра. Общая характеристика трагедий, созданных до «Орестеи».

4. Миф об Атридах как основа трилогии.

5. Рассмотрение каждой из частей трилогии в связи с остальными.

6. Наиболее важные вехи обработки мифа об Атридах в последующей драматургической традиции.

7. Основания активного обращение к трилогии Эсхила в современную эпоху.

Тексты

Эсхил. Орестея.

Исследования

Боннар А. Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость// Греческая цивилизация.—

М.,1958. Кн. 1.

Головня В.В. История античного театра. — М.,1972.

Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. —

М.,1982.

Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. — М.,1990.

Ярхо В.Н. Эсхил. — М.,1958.

Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых

художественных произведений

Эсхил «Орестея» (пер. С.Апта)

«Орестея» («Агамемнон». Эписодий IV, Коммос)

1. Какие черты «вечного образа» Кассандры воплощены в приведенном диалоге?

2. Какая ритуальная модель определяет своеобразие художественной образности рассматриваемого драматического фрагмента?

«Орестея» («Хоэфоры». Эписодий III, Стасим III)

1. Как проявились в указанном эписодии выразительные возможности стихомифии? Найдите в тексте «Орестеи» другие примеры стихомифии. Каковы основания обращения к ней?

2. Изменилась ли роль хора в этом эписодии?

«Орестея» («Эвмениды». Коммос II)

1. Как в речах Афины проясняется название этой части трилогии?

2. Почему именно богине Афине отведена в этой части ведущая роль?

3. Почему в этом месте трилогии драматургу понадобился именно коммос?

Занятие 5.

Древнегреческая трагедия.

Софокл «Царь Эдип», «Антигона».

1. Образы трагических героев в драмах Софокла.

1. Анализ трагедии Софокла «Царь Эдип»:

а) мифологическая основа трагедии;

б) комплекс «трагической вины» в произведении Софокла (объективные

и субъективные причины вины главного героя);

в) проблематика трагедии (рок и свободная воля человека, проблема

власти в трагедии).

2. Эволюция классической трагедии в творчестве Эсхила и Софокла.

Тесты

Софокл. Трагедии: «Царь Эдип», «Антигона» (любое издание, любой перевод).

Исследования

Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. — М.,1972.

Головня В.В. История античного театра .— М.,1972.

Теперик Т.Ф. Сентенция в различных элементах жанровой структуры трагедии Софокла // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. — М.,1990.

Занятие 6

Наши рекомендации