Методическое сопровождение деятельности учителя истории в условиях перехода на ФГОС и введения историко-культурного стандарта

Тематика семинарских занятий по МО и В (по профилю «История»)

Семинар 1

Формирование современной модели школьного исторического образования

  1. Модель школьного исторического образования и пути её модернизации.
  2. Структура школьного обучения истории.
  3. Сравнительная характеристика линейной и концентрической структуры школьного исторического образования.
  4. Актуальные проблемы и подходы к определению целей современного исторического образования
  5. Квалификация учителя истории, учебная литература по истории в современной школе

Литература

1. Бельский Э. Как начать преподавать историю детям? (Вариант вводной беседы.). Преподавание истории в школе . – 2006.- №6.

2. Боголюбов Л.Н., Монахов В.М. История как учебный предмет в современной социокультурной ситуации в России // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. - №7.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Д. Конвенция о смыслах в историческом образовании (предисловие к словарю понятий и терминов современного исторического образования). Преподавание истории в школе . – 2008. -№ 6.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003. – С. 37-57, 61-99.

5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Словарь понятий и терминов исторического образования. Преподавание истории в школе . – 2008.- № 7, 8, 10.

6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Словарь понятий и терминов исторического образования. Преподавание истории в школе . – 2008. - № 1–3, 6, 8.

7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. – М.: Просвещение, 2015.

8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. – М., 2012.

9. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. - М.,1996.

10. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М.: Владос, 1999.- С.5-12.

11. Историко-культурный стандарт нового УМК по Отечественной истории. URL: http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart.html

12. Мостяева Л.В., Беляков А.В. Критерии экспертизы и формат программ элективных курсов. Примеры элективных курсов. // Преподавание истории в школе . – 2010. № 2.

13. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории.- М.: Владос, 2002.-Ч.1.-С.117-124.

14. Студеникин М.ТСовременные тенденции методики преподавания в школе.--Преподавание истории в школе . – 2014. -№1.

15. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М., Владос, 2000. - С.5-11.

16. Торкунов А.В. Состояние и задачи современного российского исторического образования. // Преподавание истории в школе . – 2010. - № 2.

Практическая работа №1

Класс Исторический курс (История России / Всеобщая история) Примеры уроков Количество часов
     
     
     
     
     
     
     

Семинар 2

Школьный учебник истории

  1. Основные структурные компоненты учебников и их функциональное назначение.
  2. Анализ учебника истории.
  3. Работа с учебником на уроках.
  4. Особенности учебников нового поколения.
  5. Зарубежные модели школьных учебников истории.

Литература

  1. Алексашкина Л.Н. Школьные учебники истории в период общественной трансформации: исторический и дидактический аспекты // Преподавание истории в школе . – 2014. №1.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000. – С. 70-88.
  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. – М., 2000.- С.98-104.
  4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003. – С.175-189.
  5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Учебники истории – «хорошие» и «правильные» // История. 2001. № 36.
  6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. – М., 2012.
  7. Вяземский Е.Е.Историко-культурный стандарт, единый учебник истории и школьное историческое образование //Преподавание истории в школе . – 2013. №9.

8. Вяземский Е.Е. Тенденции развития методического аппарата школьных учебников истории в современной России // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. -№ 4.

  1. Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории. – М.,1987.
  2. Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника – к творческому замыслу урока. – М.,1990.
  3. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Сост. Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова, М.В.Короткова, И.Н.Ионов. – М., 1997.
  4. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М., 1999. – С. 69-77.
  5. Лукутин. А.А. О концепции и единых учебниках по истории России // Преподавание истории в школе . – 2013. №9.
  6. Морозов А.Ю. Учебники по истории: традиции и новации // Преподавание истории в школе . – 2007. - № 1.
  7. Несмелова М.Л.Реализация требований ФГОС в учебниках и УМК по истории для средней школы // Преподавание истории в школе . – 2014.-№1.
  8. Сафаров М.А. Работа школьников с учебником истории в V–VI классах. // Преподавание истории в школе . – 2006. №3.
  9. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. – М., Владос, 2002. – С. 104-111.
  10. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000. – С. 41-47.
  11. Учебник истории: старт в новый век // Преподавание истории в школе . – 2007. № 1
  12. Учебники нового поколения по истории и обществознанию // Преподавание истории в школе . – 2008.-№ 6.
  13. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. – М., 1992.
  14. Шапарина. О.Н. Проблема единого учебника истории. Краткий обзор совещания ученых, деятелей образования, учителей истории в РАО. // Преподавание истории в школе . – 2013. - №9.

Практическая работа № 2

Проанализируйте один из школьных учебников истории по предложенной схеме

Авторы учебника

Название учебника

Учебное пособие для ____класса, по ___________структуре обучения

Выходные данные

Основной текст Ссылки на стра-ницы учебника, примеры
1. Какие виды текста использованы ? а) вводный б) информационный в) обобщающий г) заключительный  
2. Какие приёмы изложения использованы? а) описание б) повествование в) объяснение г) проблемы изложения  
3. Отличается ли текст информационной избыточностью? Как обозначен основной и дополнительный материал.  
4. Каково соотношение фактического и теоретического материала? Насколько оно соответствует возрасту, познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса истории?    
Дополнительный текст Ссылки на страницы учебника
1. Какие виды текста представлены? а) познавательные б) научно-популярные в) документальные г) фрагменты из художественных произведений  
2. Каково соотношение основного и дополнительного текста?  
3. В каком виде школьникам предлагаются исторические документы (краткие, адаптированные тексты, выдержки, цитаты, развернутые тексты)?  
Пояснительный текст Ссылки на страницы учебника
1. Какие виды текста использованы? а) постраничный словарь б) пояснение в скобках внутри текста в) подписи к иллюстрациям  
2. Какая информация дается в пояснительном тексте к иллюстрациям а) название изображения б) время, место, автор изображения или его находки в) вид изображения  
г) местонахождение и состояние в настоящее время (для документальных изображений)  
Методический аппарат Ссылки на страницы учебника
1. Как расположены вопросы и задания, какую роль они играют в обучении? А) в начале темы, параграфа б) внутри основного текста в) после параграфа г) после темя, раздела, курса д) к иллюстрациям е) к документам  
2. Какие вопросы и задания использованы? а) на воспроизведении информации б) на преобразование информации в) на творческую реконструкцию фактов г) на создание проблемных ситуаций  
3. Какие виды таблиц предложены? а) хронологические б) синхронистические в) сравнительно – обобщающие г) конкретизирующие д) иллюстрированные  
4. Какие инструктивно-методические материалы предложены, с какой целью? а) опорные схемы главы, параграфа б) планы-схемы для организации самостоятельной работы с учебником в) памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий г) тексты самоконтроля  
Иллюстрированные материалы Ссылки на страницы учебника
1. Какие виды иллюстраций представлена а) изобразительные (учебные рисунки, репродукции, документальные изображения) б) условно-графические (карты, схемы, чертежи, линии времени)  
2. Каково соотношение различных видов иллюстраций в учебнике? Как оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного исторического курса  
3. Существует ли связи между основным текстом и иллюстрированными материалами учебника?  
Аппарат ориентировки Ссылки на страницы учебника
1. Где расположено оглавление?  
2. Что в оглавлении помогает ориентировке школьников в структуре и содержании учебной книги? а) рубрикация б) Тематические символы в) необычные заголовки  
3. Какие сигналы-символы используются для ориентировки в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначения их уровня сложности?  
4. Какие виды выделения приняты в учебнике? Каковы принципы использования курсива, жирного шрифта, петита?  
5. Какие виды указателей и словарей применяются в учебнике? а) даты б) понятия в) имена г) глоссарий  
6. Какие задействованы форзац и нахзац книги?  
7. Есть ли в учебнике библиография? Где и как она расположена  
8. Какие материалы необходимые для самостоятельного изучения истории, дана в приложении.  

Семинар 3-4

Методическое сопровождение деятельности учителя истории в условиях перехода на ФГОС и введения историко-культурного стандарта

  1. Рабочая программа и КТП по истории: структура и содержание
  2. Составление рабочей программы.
  3. Составление тематического планирования.

Целью занятия является изучение принципов составления рабочей программы и тематического планированияпо истории; по ходу преподаватель показывает, что планирование помогает учителю намечать целостную систему уроков по большим темам и разделам программного материала. Необходимо на основе ознакомления с примерной учебной программой, учебно-методическим комплексом по истории и изучения конкретного содержания исторического материала в ходе практической работы научить составлятьуказанные документы.

Литература

1. Тематическое планирование курсов истории в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2015.- № 1-5.

2. Примерная основная образовательнвя программа образовательного учреждения / Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400

3. Примерное тематическое планирование уроков истории / Режим доступа: http://www.school2100.ru/uroki/general/ist_old.php#tp

4. Стандарты второго поколения. Примерная программа основного общего образования по истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010.- № 4-5.

5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. – М., 2012.

6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М.:Владос, 2000.

7. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Сост. Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова, М.В.Короткова, И.Н.Ионов. – М., 1997.

Семинар 5

Анализ содержания учебного исторического материала

1. Исторические факты и их типология

2. Виды теоретических сведений на уроках истории

3. Соотношение фактов и теории в содержании исторического учебного материала

4. Основные приемы изложения фактического материала

5. Основные приемы изложения теоретического материала

6. Возможности мультимедиа при работе учебным содержанием на уроках истории

Литература

  1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М., 1984. – С. 129-143.
  2. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. – М., 1984.
  3. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1968.
  4. Виноградова М.В.Интерактивная доска как инструмент формирования общеисторических понятий у учеников VI–VII классов // Преподавание истории в школе. – 2012.- № 1
  5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М., 1999. – С. 16-25.
  6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003. – С. 128-136.
  7. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в школе. – М., 1988. – С.12-32.
  8. Гулыга А.В. Искусство истории. – М., 1980.
  9. Дайри Н.В. Основное усвоить на уроке. – М., 1987.
  10. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова, И.Н. Ионова. – М., 1997. – С. 5-27.
  11. Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах. – М., 1990.
  12. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. – М., 1982.
  13. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. – М.,1989.
  14. Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. – М., 1982.
  15. Семенов В.В. Планирование курсов истории «линейка» и «концентры». К истории вопроса. // Преподавание истории в школе. – 2013.- № 10
  16. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М., Владос, 2000. - С.60-87.

Семинар 6

Наши рекомендации