Методические рекомендации. Приступая к рассмотрению первого вопроса, вспоминаем определение «холодной войны» в
Приступая к рассмотрению первого вопроса, вспоминаем определение «холодной войны» в противовес «войне горячей», дату начала «холодной войны», ее сущность, факты проявления. Датой окончанием «холодной войны» принято считать распад СССР в 1991 г. Началом конца этой войны послужили процессы демократизации в СССР, в странах социалистического лагеря, так называемые «бархатные революции» в Восточной Европе. Что касается оценки результатов «холодной войны», необходимо отметить отсутствия единого мнения среди исследователей. Одна группа исследователей считает, что в «холодной войне» проиграл СССР, так как советская экономика не выдержала гонку вооружения. Также исследователи отмечают, что СССР проиграл не только экономически, сколько идеологически. Окончание «холодной войны», с точки зрения исследователей, знаменовало собой окончание двухполюсного этапа в истории международных отношений и установки гегемонии США. Другая группа исследователей отмечает, что победитель в «холодной войне» - это не США, а процессы демократизации, инициатором которых выступил глава СССР М.С. Горбачев. Поэтому, считают они, неправомерно говорить об установлении однополюсной системы в международных отношениях. На смену двухполюсной системы пришла многополюсная система. Но именно благодаря окончанию «холодной войны» глобальные процессы интенсифицировались.
Таким образом, характерной чертой международных отношений на рубеже двадцатого и двадцать первого веков является глобализация. Под глобализацией в исторической литературе понимают исторический процесс сближения наций и народов. Широкий спектр глобальных процессов – научно-технических, экономических, социальных, политических – все теснее увязывает страны и регионы в единое мировое сообщество, а национальные и мировые экономики – в единое мировое хозяйство. Однако процесс глобальной интеграции порождает множество проблем, в первую очередь, проблему отношений между Севером (мировым городом) и Югом (мировой деревней). Далее необходимо раскрыть сущность данной проблемы.
Вопрос об оценках последствий «холодной войны» является спорным. Однако бесспорным является доминирование в системе международных отношениях США, которые являются не только мощным экономическим государством в планетарном масштабе, но и политическим монополистом, стремящимся распространить свое влияние по всему миру, неким «мировым жандармом». За решениями, принимаемыми от лица международных организаций (Совета Безопасности, МВФ, ВТО, ООН), финансируемыми развитыми странами, скрываются цели, преследуемые узким кругом ведущих держав, находящихся под давлением американских интересов. Конкретизировать эту мысль можно с помощью исторических фактов, свидетельствующих об активном участии США в региональных конфликтах, которые благодаря американской экспансии принимали характер международных. Ирак, Югославия, Афганистан, поддержка Грузии в конфликте против Ю. Осетии и Абхазии, «оранжевые революции», «арабские революции» - вот неполный географический список американских интересов. Вытесненные на политическую и экономическую периферию страны Юга продолжают бороться против гегемонии сверхдержав, и в первую очередь, с американским доминированием в системе международных отношениях всеми доступными средствами, включая насильственные. Они создают разветвленные террористические организации по всему миру. Результатом их деятельности являются террористические акты в России, в США, Великобритании, Испании. События 11 сентября 2001 года наглядно продемонстрировали, что для террористических организаций не существует «непреступных крепостей». В заключении рекомендуется сделать вывод о последствиях геополитического доминирования США, носящих неоднозначный характер, о значении происходящих событий на Ближнем Востоке.
Четвертый вопрос посвящен выявлению и раскрытию факторов многополярности в современном мире. Констатируем, что по мере ужесточения внешнеполитического курса США все большую значимость приобретали факторы, способные институционализации многополярной системы международных отношений. Потенциально роль альтернативных геополитических полюсов могли сыграть Европейский Союз, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, СНГ во главе с Россией. Далее переходим к характеристике геополитического положения этих союзов через выявления тех проблем, с которыми они столкнулись в процессе своего функционирования и развития. В заключении делаем вывод о том, какую роль сыграли страны-участники ЕС, Азиатско-Тихоокеанского региона, СНГ в системе международных отношений в качестве факторов, способствующих становлению многополярного мира, насколько они явились реальной альтернативной американской гегемонии.
Раскрытие пятого вопроса не должно вызвать затруднений. Во-первых, роль России в системе международных отношений уже рассматривалась в темах, связанных с внешней политикой СССР, России. Во-вторых, оценка роли России в системе международных отношений уже прозвучала при ответе на третий вопрос. Следовательно, задача обучаемых состоит в том, чтобы обобщить уже имеющийся материал.
План семинарского занятия
1. Окончание «холодной войны» и глобализация: основные тенденции и проблемы.
2. «Бархатные революции» в Восточной Европе и их влияние на развитие современной системы международных отношений.
3. Геополитическое доминирование США: сущность и последствия. Участие США в региональных конфликтах. Ближний Восток в системе международных отношений.
4. Факторы многополярности в современном мире.
5. Место и роль России в системе международных отношений.
Вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Что такое «холодная война»? Когда она началась и закончилась?
2. Каковы причины геополитического доминирования США?
3. В чем проявляется геополитическое доминирование США?
4. Каковы последствия геополитического доминирования США?
5. Какие факторы препятствуют или могут препятствовать геополитическому доминированию США?
6. Что такое «оранжевые революции»? В чем их причины, последствия, в каких странах происходили?
7. Какие события получили название «арабская весна»? В чем причины этих событий, их сущность, историческое значение?
8. Можно ли Ближний Восток назвать «горячей точкой» на современной карте мира? Свой ответ обоснуйте.
9. Какие факторы многополярности в современном мире можете назвать?
10. Какова роль России в системе международных отношениях?
11. Роль России увеличилась или уменьшилась в современной системе международных отношений по сравнению с 90-ым годами?
12. Какая система международных отношений сложилась на современном этапе: однополюсная или многополюсная? Свой ответ обоснуйте.
Приблизительная тематика рефератов:«Холодная война: причины, сущность, последствия», «Исламский терроризм как фактор международной политики», «Ближний Восток в системе современных международных отношениях», «Гегемония США в мировой политике: история и современность», «Место и роль России в современной мировой политике».
Задание на дом:выполнить задания к самостоятельной работе по теме 4.5. Международные отношения на современном этапе.
Список рекомендуемой литературы
1. История [Текст] / П.С. Самыгин и др. – Изд. 15-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 474 с.
2. Апальков, В.С., Миняева, И.М. История Отечества [Текст] / В.С. Альфа-М, Инфра-М, 2010
3. Захаревич, А.В. История Отечества [Текст]. Учебник для ссузов. 4-е изд., изд-во Дансков и К, 2009
4. История России (IX-начало XXI вв.) [Текст]: учебник / Под ред. Проф. А.Ю. Дворниченко и проф. В.С. Измозика. – 3-е изд., испр. и дополн. – М.: Гардарики, 2005. – 479 с.
5. Бахтурина, А.Ю. История России. XX – начало XXI века [Текст]: учеб. пособие для вузов / Российская академия наук; Государственный академический университет гуманитарных наук; Научно-образовательный центр по истории. – М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. – 526 с.
6. Пономарев, М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время [Текст]: учеб. / М.В. Пономарев. – М: Проспект, 2010. – 416 с.
7. Нартов, Н.А. Геополитика [Текст]: учебник для вузов / Н.А. Нартов; под ред. проф. В.И. Староверова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2004. – 544 с.
8. Новейшая история стран Азии и Африки: XX век [Текст]. Учебник для студентов вузов: в 3 ч. / под ред. А.М. Родригеса. – М.: ВЛАДОС, 2010. – Ч.2.: 1945-2000. – 315 с.
Дополнительные источники:
1. Сироткин, В.Г. История Франции. Пятая республика [Текст] / В.Г. Сироткин. - М., 1989.
2. Арзаканян, М.Ц. Де Голль и голлисты на пути к власти [Текст] / М.Ц. Арзаканян. - М., 1990.
3. Арзаканян, М.Ц. Жак Ширак [Текст] // Вопросы истории, 1988, №8.
4. Борисов, Ю. Генерал, политик, дипломат [Текст] // Международная жизнь, 1990, №12.
5. Корниенко, Г.М. Новое о Карибском кризисе [Текст] // Новая и новейшая история, 1991, №3.
6. Корниенко, Г.М. У истоков «холодной войны» [Текст] // Новая и новейшая история, 1990, №6.
7. Рощин, А.А. ООН и «холодная война» [Текст] // Новая и новейшая история, 1991, №5.
8. Шлезингер, А. Некоторые уроки «холодной войны» [Текст] // Новая и новейшая история, 1991, №1.
9. Рейган, Р. Жизнь по-американски [Текст] / Р. Рейган. - М., 1992.
10. Буш, Дж. Глядя в будущее: автобиография [Текст] / Дж. Буш. - М., 1989.
11. Иванян, Э.А. Рональд Рейган. Хроника жизни и времени [Текст] / Э.А. Иванян. - М., 1991.
12. Красильщиков, В.А. «Новые правые» в США: консерватизм эпохи НТР? [Текст] // Рабочий класс и современный мир, 1990, №1.
13. Мельвиль, А.Ю. США – сдвиг вправо? Консерватизм в идейно-политической жизни США 80-х гг. [Текст] / А.Ю. Мельвиль. - М., 1986.
14. Борисов, О.Б. Советско-китайские отношения [Текст] / О.Б. Борисов, Б.Г. Колосков. - М., 1986.
15. Воронцов, В.Б. Чан Кайши. Судьба китайского Бонопарта [Текст] / В.Б. Воронцов. - М., 1989.
16. Медведев, Р.А. Китай в политике СССР и США [Текст] // Народы Азии и Африки, 1989, №5-6.
17. Мясников, В.С. О Мао Цзэдуне [Текст] // Вопросы истории, 1990,№1.
18. Агаев, С.Л. Внутриполитическое развитие Ирана в 1981-1985 гг. [Текст] // Национальные и социалистические движения на Востоке. М., 1986.
19. Ушаков, В.А. «Исламский фактор» во внешней политике Ирана [Текст] // «Исламский фактор» в международных отношениях в Азии (70-ые – перв. Полов. 80-х гг). М., 1987.
20. Реза, Годс Иран в XX веке. Политическая история [Текст] / Годс Реза. - М., 1994.
21. Васильев, Л.С. История Востока [Текст] / Л.С. Васильев. - Ч.2. - М., 1993.
22. Беляев, А. Куда идет Южная Африка [Текст] // Азия и Африка сегодня, 1993, №6.
23. Волков, В.К. Трагедия в Югославии [Текст] // Новая и новейшая история, 1994, №4-5.
Семинарское занятие № 7
Тема: Религия. Ее значение в историческом процессе
Цель:раскрыть роль религии в историческом процессе через выявление ее структуры, функций, исторических форм, видов.
- способствовать формированию общих компетенций.
Количество часов – в зависимости от специальности (см. по таблице на стр. 10 – 12)
В результате освоения темы обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих проблемах, связанных с развитием и функционированием религии;
- охарактеризовать основные черты мировых религий;
Для формирования умений обучающийся должен знать:
-понятие религии, ее типологию, функции;
- основные идеи мировых религий, исторические предпосылки их возникновения;
- роль религиозного фактора в современной системе международных отношениях.
Основные понятия:религия, буддизм, реинкарнация, сансара, «ненасильственное сопротивление», христианство, крестовые походы, католицизм, протестантизм, православие, старообрядчество, религиозные войны, ислам, сунниты, шииты, джихад, газават, имамат, религиозный фундаментализм, сепаратизм.
Ход занятия
1.Вступительное слово преподавателя: определение цели, задач семинарского занятия, проверка готовности к занятию.
2. Заслушивание рефератов (при их наличии).
3. Выступление студентов по плану семинарского занятия.
4. Обсуждение вопросов, общегрупповая дискуссия.
5. Подведение итогов (комментарии к оценке ответа, сбор конспектов на проверку преподавателю, объяснение домашнего задания при его наличии).