МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСОВ ТЕМЫ. Приступая к подготовке первого вопроса необходимо отметить, что разложение у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров

Приступая к подготовке первого вопроса необходимо отметить, что разложение у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, начинается в VII в. В это время происходило объединение племен. Оно было ускорено борьбой с внешними врагами. Объединению также способствовало появление новой религии – ислама. После смерти Мухаммеда из среды его родственников и сподвижников стали выбирать новых вождей мусульман – халифов. Было образовано огромное государство – Арабский халифат. Его владения раскинулись от берегов Атлантики до границ Индии и Китая. Государственный строй был достаточно централизованным. Этому способствовала концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны. Высшая светская и духовная власть находилась в руках халифа.

Государство приобрело формы централизованной теократической монархии. Центральными органами были различные ведомства. Высшие чины ведомств назначались халифом и были ответственны перед ним. Среди них первое место принадлежало визирю. Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств. Местное управление в провинциях возглавляли наместники – эмиры. Что касается мусульманского права, то необходимо перечислить его составные части – шариат, сунна, иджма, фикх. Получили развитие нормы, регулирующие отношения собственности.

Существовало условное землевладение, родственное западноевропейскому бенефициарию. Существовали правовые земельные статусы. Договорное право еще не сложилось в полном объеме. Было запрещено обращать должников в рабство, осуждалось ростовщичество. Все преступления делятся на три вида – преступления, против основ религии и государства (наказывались смертной казнью), против отдельных лиц (наказание могло быть альтернативным), и правонарушения, наказания по которым строго не установлены (право выбора наказания принадлежит суду).

Рассмотрение второго вопроса стоит начать с того, что замедленный и неравномерный характер развития индийского общества в Средние века делает крайне сложным периодизацию его истории, а общей чертой средневековой Индии являлась ее политическая раздробленность.

К Х в. завершается становление современной кастовой системы в Индии.

Индия VI – XII вв. представляла собой совокупность многочисленных государств-княжеств. В результате войн возникали более крупные политические общности – примитивные государственные образования, представляющие собой конгломерат тех же племенных княжеств с крайне подвижными границами, с несложившимся административным аппаратом. Во главе стояли махараджи – главные князья. Махарадже помогали советники, входящие в совещательный орган – мантрипаришад.

Отсутствие на протяжении многих веков государственного единства восполнялось религиозно-культурным единством.

Определенного государственного единства Индия достигла вследствие завоевания ее мусульманами.

Завоеванные индийские земли включались первоначально в состав государственных земель державы Гуридов, а затем с XIII века выделились в Делийский султанат как самостоятельное государство. На смену Делийскому султанату пришла Могольская империя.

Анализируя правовую систему средневековой Индии, стоит отметить, что она значительно видоизменилась под влиянием мусульманских завоеваний.

Все, что считалось непосредственно связанным с религией – регулировалось персональными правовыми системами: мусульманским правом (когда речь шла о мусульманах) и индуистским правом (когда дело касалось индусов).

В Средневековой Индии начался процесс переосмысления, исследования, истолкования древнего права дхармашастр, его приспособления к новым источникам.

При рассмотрении проблематики третьего вопроса следует заметить, что уже в первых веках н. э. в Китае окончательно утвердились феодальные отношения. Страна объединялась под властью различных правящих династий – Цзинь, Суй, Тан.

Во время правления династии Тан было создано сильное централизованное государство. Главой государства был император, при нем существовал государственный совет, состоящий из членов императорского дома и влиятельных сановников. Совет возглавляли два канцлера. Канцлерам подчинялись шесть ведомств – финансовое, военное, ведомство работ и т.д. Представители знати и чиновники делились на многочисленные группы по рангам. Продвижение по службе возможно было при условии сдачи экзаменов. Империя была разделена на округа, провинции и уезды. В них направлялись из центра уполномоченные чиновники. В начале X в. был низложен последний император, в XIII в. Китай завоевали монгольские феодалы. Основными формами собственности была государственная, частная и церковная.

Существовали договоры заклада, займа, ссуды, купли-продажи. Семейное право базировалось на принципах конфуцианской морали. Брак рассматривался как долг. Согласия молодых не требовалось. Развод происходил по обоюдному согласию. Преступления классифицировались в зависимости от их общественной опасности.

Судебные дела рассматривались не только в судебных, но и в административных органах. Преследование преступника было обязанностью государства. Судьи исходили из принципа виновности обвиняемого.

Рассматривая содержание четвертого вопроса необходимо отметить, что создание самостоятельного государства в Японии относится к середине VII в. После распада первобытного строя начался переход к классовому обществу и государству. Внутри родов развивалось имущественное и социальное неравенство, выделялась родовая аристократия, складывались формы эксплуатации. Поведение людей во многом определялось религией. Япония превратилась в раннефеодальное, относительно централизованную монархию. В 646 г. были проведены крупные реформы «Манифест Тайко». Все общественные земли стали государственными, а все население – вассалами императора. Крестьяне несли тройные повинности – рента, оплата изделиями ремесла, трудовая повинность.

В городах развивались цеха и гильдии. С развитием системы сеньории император утратил реальную власть, которая перешла в руки военной касты (букэ, самураи). Сегунат был своеобразной формой военно-феодальной диктатуры. Формируются четыре сословия – воины, крестьяне. Ремесленники, купцы. Основную массу господствующего класса составляло служилое дворянство – самураи. В феодальной Японии не существовало юристов и юридической науки. Не проводилось разграничения между уголовным преступлением, гражданско-правовым деликтом. В 1742 г. был принят свод «ста законов». Он заключал в себе нормы гражданского, уголовного и процессуального права.

Вопросы для самоконтроля:

1. Новая монотеистическая религия (ислам) и становление теократического строя. Организация власти и управления, светские и духовные суды, кади, институт «постоянных свидетелей».

2. Коран, Сунна, иджма как источники мусульманского права, виды правоверного поведения, влекущие юридические последствия.

3. Правовой режим земель и другого имущества. Судебный процесс в Арабском Халифате.

4. Становление кастовой системы в Индии.

5. Особенности государственного развития Могольской империи.

6. Основные этапы государственного развития Китая в средние века.

7. Особенности сословно-классовой структуры средневекового Китая.

8. Судоустройство и судопроизводство в Китае в эпоху средневековья.

9. Особенности общественного и государственного устройства Ямато.

10. Сословно-классовая структура феодальной Японии.

11. Особенности имущественных и брачно-семейных отношений в феодальной Японии.

Тесты для самоконтроля

1. Теократическая монархия - это:

1. Форма правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией.

2. Форма правления, при которой светская и религиозная власть сосредоточена в руках единоличного правителя (монарха).

3. Форма правления, при которой светская власть принадлежит единоличному правителю (монарху), а религиозная – высшему духовному лицу (папе, патриарху) или коллегиальному церковному органу.

Что такое шариат?

1. Специализированный орган управления в исламском государстве.

2. Институт мусульманского права, регулирующий отношения между мусульманским и немусульманским населением государства.

3. Свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама, включающий нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права.

Наши рекомендации