Методические рекомендации. Приступая к рассмотрению первого вопроса, отмечаем, что культура является сложным

Приступая к рассмотрению первого вопроса, отмечаем, что культура является сложным социально-историческим феноменом. Поэтому в научной литературе существует более 300 определение культуры. Одни исследователи связывают возникновение культуры с культом предков, другие - с сельским хозяйством, с культивацией, обработкой почвы, с воздействием на природу. Следовательно, вопрос о причинах возникновения культуры носит дискуссионный характер.

Второй вопрос посвящен типологии культур. При раскрытии второго вопроса необходимо выявить критерии классификации, не только перечислить основные виды культур, но и дать им краткую характеристику, выявить характерные черты. От обучаемых также требуется умение приводить примеры видов культур. В основе классификации культуры лежат разнообразные критерии. По национально-этническому признаку культура подразделяется на западную (американскую, немецкую, английскую, французскую), восточную (японскую, китайскую). Каждая культура основывается на различных ценностях. Вопрос о соотношении русской культуры с остальными видами национально-этнических культур является дискуссионным. Западники (Чаадаев, Кавелин, Чичерин) и их сторонники считают, что русская культура – часть западной культуры, рассматривают западную культуру с ее ценностями в качестве культурных универсалий, эталона для носителей русской культуры. Славянофилы (Хомяков, Аксаковы) и их последователи полагают, что русская культура, хотя и испытала влияние западной, сохранила свою самобытность. Они также отмечают, что ценности русской культуры по своей направленности имеют антизападный характер. По отношению к господствующей культуре можно выделить такие типы культур как субкультура и контркультура. По социологическим критериям культура подразделяется на массовую и элитарную. С исторической, или хронологической точки зрения – на древневосточные, античные, средневековые, на культуру нового времени, новейшего времени. Аксиологический критерий предполагает деление культуры на материальную и духовную. Закончить рассмотрение вопроса рекомендуется с помощью вывода о том, что многообразие видов культур объясняется наличием множества форм человеческой деятельности.

Третий вопрос неразрывно связан со вторым. В третьем вопросе необходимо раскрыть характерные черты национальных культур через анализ тех ценностей, норм, традиций, идеалов, которые лежат в основе национально-этнических культур. Ведущим методом при раскрытии третьего вопроса является компаративный (сравнительный) анализ.

Четвертый вопрос посвящен выявлению и раскрытию роли культуры в жизни человека, общества, в историческом процессе. Необходимо выявить и раскрыть следующие функции культуры: гуманистическую, развивающую, регулятивную, или нормативную, аксиологическую, социализаторскую. В заключении делаем вывод об огромной роли культуры в историческом процессе.

Пятый вопрос семинарского занятия посвящен освещению проблемы традиций и инноваций в историческом процессе. Следует отметить, что данная проблематика волнует множество современных исследователей. Вопрос о том, как соотнести инновации в социальной жизни, в культуре, с теми абсолютными ценностями, которые подвергаются ревизии в современном глобальном мире, и, таким образом, теряют свою универсальность и обще значимость, остается актуальным. Прежде чем раскрывать сущность проблемы соотношения традиций и инноваций в историческом процессе, рекомендуется раскрыть характерные черты культуры. В качестве характерных черт культуры как социальной системы можно назвать существование традиций и инноваций в качестве основных ее элементов. Эти элементы играют различные функции. Традиции привносят преемственность, устойчивость в функционировании культуры. Вот почему русская культура в различные исторические эпохи сохраняет свои характерные черты. Инновации, напротив, связаны с новыми ценностями, идеалами, направленных на обновление культурной системы. Поэтому культура Киевской Руси существенно отличается от культуры Московской Руси, а советская культура имеет качественные отличия в отношении современной российской культуры. Инновации и традиции, выполняя различные по своему содержанию функции, приводят к социальным конфликтам, которые являются, в том числе, и источниками социально-культурного развития, а, следовательно, факторами, оказывающими влияние на исторический процесс. Определившись с содержанием понятий «традиция», «инновация», необходимо отметить, что конфликт между ними проявляется в общественно-политической сфере, в существовании консервативной, либеральной и социалистической идеологиях, которые оказывают влияние на сознание индивидов, социальных групп, на их экономическое поведение. Проблема соотношения традиций и инноваций затрагивает различные сферы духовной жизни: искусство (реализм-сюрреализм), религию (ортодоксальное направление и реформаторское), философию (классицизм – постмодернизм). В историческом процессе проблема соотношения традиций и инноваций проявляется в проблемах глобализации, кризисе толерантности, политики мультикультуризма, в оценках последствий социальных реформ, контрреформ, революций и контрреволюций.

План семинарского занятия

1. Понятие «культура». Причины ее возникновения.

2. Основные виды культур.

3. Особенности национальных культур.

4. Функции культуры.

5. Проблема соотношения традиций и инноваций в историческом процессе.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Что такое культура? Какова этимология этого понятия?

2. Какие причины возникновения культуры вы можете назвать?

3. В чем отличия и взаимосвязь господствующей культуры, субкультуры, контркультуры?

4. Чем элитарная культура отличается от народной и массовой?

5. На каких ценностях, традициях, нормах, идеалах основывается восточная культура? В чем ее отличие от западной?

6. Какие особенности русской культуры вы можете назвать? К какому типу она относится?

7. Какие функции культуры вам известны? В чем их суть?

8. Дайте определение понятиям «инновации», «традиции».

9. В чем состоит суть проблемы соотношения традиций и инноваций в историческом процессе?

10. Какие проявления конфликта инноваций и традиций вам известны?

11. В чем состоит сущность социальных реформ? Приведите их примеры.

12. Что такое контрреформа? Приведите исторические примеры контрреформ.

13. Раскройте содержание понятия «социальная революция». Приведите исторические примеры социальных революций.

14. Какое место занимают традиции и инновации в консервативной идеологии?

15. Какое место занимают традиции и инновации в либеральной и социалистической идеологемах?

16. Каково ваше отношение к инновациям и традициям?

17. С. Хантингтон считает, что в основе западной, христианской и восточной, мусульманской цивилизациях лежат различные ценности, которые могут привести к «столкновению цивилизаций». Как вы считаете, насколько возможно наступление социокульурного конфликта?

Примерная тематика рефератов:«Западная культура и ее характерные черты», «Восточная культура: история и современность», «Особенности русской и российской культуры», «Спор западников, славянофилов, евразийцев о статусе русской культуры», «Роль социокультурного фактора в историческом процессе», «Политика мультикультуризма и проблемы ее осуществления».

Задание на дом:выполнить задания к самостоятельной работе по теме 4.6. Роль религии, науки, культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций

Список рекомендуемой литературы

1. История [Текст] / П.С. Самыгин и др. – изд. 15-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 474 с.

2. Пономарев, М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время [Текст]: учеб. / М.В. Пономарев. – М.: Проспект, 2010. – 416 с.

3. Культурология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Марковой. – 4-е изд., перераб. и дополн. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 400 с.

4. Сычев, А.А. Основы философии [Текст]: учебное пособие / А.А. Сычев. – изд. 2-е испр. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 368 с.

Примерные вопросы для подготовки
к промежуточной аттестации (дифференцированному зачету, экзамену) по дисциплине «История»

1. Объект и предмет исторической науки. Понятия исторического процесса, исторического факта, исторического источника, их взаимосвязь. Структура исторической науки.

2. История исторической науки: основные этапы и представители.

3. Функции исторической науки. Место и роль исторической науки в системе среднего профессионального образования.

4. Причины экономических реформ М.С. Горбачева. Экономическая политика СССР в 1985 – 1991 гг. Причины неудач экономической политики М.С. Горбачева.

5. Причины политических реформ М.С. Горбачева. Реформа политической системы. «Парад суверенитетов» и национальные конфликты в СССР. Причины неудачи политических реформ и распада СССР.

6. Культурное развитие СССР. Культурная революция. Общественно-политическая мысль в эпоху перестройки.

7. Внешняя политика СССР. Сущность политики «нового мышления».

8. Итоги перестройки. Реформаторской деятельность М.С. Горбачева и ее историческое значение.

9. Социально-экономическое развитие РФ в начале – конце 90ых годов двадцатого века. Либеральные реформы начала 90-ых гг: причины, сущность, последствия. Причины и последствия финансового кризиса 1998 г. Социально-экономические итоги развития России в 90-ые годы.

10. Политическое развитие России. Политический конфликт октября 1993 года: причины, сущность, значение. Принятие Конституции РФ и изменения в политическом устройстве России. Президентские выборы 1996 года. Кризис легитимности политической власти и добровольная отставка Б.Н. Ельцина. Причины и последствия отставки Б.Н. Ельцина.

11. Региональная политика РФ. Взаимодействие федерального центра с субъектами РФ. Федеративный договор 1992 года. Межэтнические конфликты: осетино-ингушский (1992 г.), чеченско-россйский (боевые действия в Чечне в 1994 – 1996 гг., Вторая чеченская кампания в 1999 – 2000 г.). Правозащитное движение.

12. Развитие культуры в РФ. Общественно-политическая мысль в постперестроичную эпоху.

13. Внешняя политика РФ. Российско-американские отношения. Россия и Европа. Россия и страны Азиатско-тихоокеанского региона. Россия и СНГ. Россия и югославский кризис.

14. Экономическое развитие. Экономическая политика В.В. Путина. Мировой экономический кризис 2008 г. и его влияние на российскую экономику. Современное состояние российской экономики: общая характеристика.

15. Социальное развитие РФ. Социальная политика РФ. Национальные проекты В.В. Путина. Провозглашение политики «сбережение народа». Курс на модернизацию Д.А. Медведева. Образовательная реформа. Современное состояние российского общества. Особенности стратификации современного российского общества.

16. Политическое развитие РФ. Отставка Б.Н. Ельцина в декабре 1999 гг. Президентские выборы в 2000, 2004, 2008 гг. Парламентские выборы в 2003, 2007 гг. Административные реформы. Партийная реформа и внесение законодательных поправок в Конституцию РФ. Сущность политических реформ и их последствия. Роль В.В. Путина и Д.А. Медведева в политической жизни страны. Правозащитное движение.

17. Культурное развитие России: общая характеристика и анализ.

18. Внешняя политика РФ. Утверждение новой концепции внешней политики России (2000 г.). Российско-американские отношения. Выход из договора ПРО США. Вопрос о вступление России во ВТО. Россия и Европа. Дипломатический демарш Японии (2010 г.). Россия и СНГ. Учреждение Евразийского экономического сообщества (2000 г). Вооруженный конфликт в Ю. Осетии между Грузией и Россией (август 2008 г.).

19. Становление экономической системы информационного общества на Западе: от «неоконсервативной» революции к «смешанной» экономике.

20. Научно-техническая революция в западных странах и ее значение.

21. Кризисные явления в современной западной экономике. Мировые экономические кризисы 1998 и 2008 гг. События 11.09.2001 и его экономические последствия.

22. Характерные черты современной западной экономики.

23. Эволюция социальной структуры западного общества: от индустриального к информационному.

24. Особенности современного западного общества и кризис общества потребления.

25. Консерватизм и его эволюция в странах Западной Европы и США.

26. Либерализм и его эволюция в странах Западной Европы и США.

27. Современные протестные движения на Западе.

28. Правовое развитие западных стран. Основные конституционные модели и проблема «кризиса демократии».

29. Культурное развитие западного общества.

30. Особенности развития стран Азии и Африки на рубеже веков.

31. Исламская революция в Иране: причины, сущность, значение.

32. Модернизация Японии и ее особенности.

33. Международные организации и сфера их деятельности.

34. «Холодная война» и ее влияние на современную систему международных отношений..

35. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового значения.

36. Конституция 1993 г. и ее особенности.

37. Развертывание интеграционных процессов в Европе. Современные кризисные тенденции в ЕС.

38. «Бархатные революции» в Восточной Европе и их влияние на развитие современной системы международных отношений.

39. Страны Азии и Африки как субъекты мировой политики. Страны Ближнего Востока в современной системе международных отношений.

40. Международные отношения на современном этапе: основные тенденции и проблемы.

41. Региональные конфликты в системе международных отношений.

42. Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. Проблема исламского фундаментализма.

43. Роль науки в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. Научные революции и научно-технический прогресс.

44. Роль культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. Политика современного мультикультуризма и проблема вандализации культуры.

Заключение

Методические указания по проведению семинарских занятий по дисциплине «История» включает в себя темы и вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям, методические рекомендации, кон­трольные тесты, творческие задания, вопросы для обсуждения на семинарском занятии, темы рефератов, списки рекомендуемой литера­туры, вопросы для подготовки к зачету, контрольные задания.

Предложенные методические указания помогут преподавателям организовать подготовку обучающихся к семинарским занятиям, позволят повысить эффективность данного вида обучения. Использование обучающимися методических указаний при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «История» будет способствовать формированию необходимых общих компетенций, развитию мышления и навыков исторического ана­лиза, научит самостоятельно пополнять и углублять свои зна­ния, развивать умение работы с учебной литературой.

Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

1. Апальков, В.С. История Отечества [Текст] / В.С. Апальков, И.М. Миняева. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2010.

2. Захаревич, А.В. История Отечества: учебник для ссузов [Текст] / А.В. Захаревич. - 4-е изд. – М.: Дансков и К, 2009.

3. История России (IX-начало XXI вв.): учебник [Текст] / под ред. проф. А.Ю. Дворниченко, проф. В.С. Измозика. – 3-е изд., испр. и доп. – М: Гардарики, 2008. – 479 с.

4. Бахтурина, А.Ю. История России. XX – начало XXI века: учеб.пособие для вузов [Текст] / А.Ю. Бахтурина. Российская академия наук; Государственный академический университет гуманитарных наук; Научно-образовательный центр по истории. – М: АСТ, Астрель. - Владимир: ВКТ, 2010. – 526 с.

5. Пономарев, М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время: учебник [Текст] / М.В. Пономарев. – М: Проспект, 2010. – 416 с.

6. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / под ред. А.Н. Марковой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 400 с.

7. Международное право: учебник [Текст] / отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М: Норма, 2007. – 944 с.

8. Нартов, Н.А. Геополитика: учебник для вузов [Текст] / Н.А. Нартов, под ред. проф. В.И. Староверова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2008. – 544 с.

9. Пономарев, М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время: учеб. [Текст] / М.В. Пономарев. – М.: Проспект, 2010. – 416 с.

Дополнительные источники:

1.Алексеева, Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период / Л.М. Алексеева. - Вильнюс-Москва, 1992.

2 .На пороге кризиса. Нарастание застойных явлений в партий и в обществе [Текст]. - М., 1996.

3. Брежнев, Л.И. Материалы к биографии [Текст] / Л.И. Брежнев. - М., 1991;

4.Волкогонов, Д.А. Семь вождей [Текст] / Д.А. Волкогонов. - кн. 2. - М., 1997.

5. Согрин, В.В. Политическая история современной России. 1985 – 1994: от Горбачева до Ельцина [Текст] / В.В. Согрин. - М., 1994.

6. Согрин, В.В. 1985 – 1995: реалии и утопии новой России [Текст] / В.В. Согрин // Отечественная история, №4, 1995.

7. Гайдар, Е.Т. Государство и революция [Текст] / Е.Т. Гайдар. - М., 1985.

8. Ельцин, Б.Н. Записки президента [Текст]. - М., 1994.

9. Сироткин, В.Г. История Франции. Пятая республика [Текст]. - М., 1989.

10. Арзаканян, М.Ц. Де Голль и голлисты на пути к власти [Текст]. - М., 1990.

11. Арзаканян, М.Ц. Жак Ширак [Текст] / М.Ц. Арзаканян // Вопросы истории, №8, 1988.

12. Борисов, Ю. Генерал, политик, дипломат [Текст] / Ю. Борисов // Международная жизнь, №12, 1990.

13. Корниенко, Г.М. Новое о Карибском кризисе [Текст] / Г.М. Корниенко // Новая и новейшая история, №3, 1991.

14. Корниенко, Г.М. У истоков «холодной войны» [Текст] / Г.М. Корниенко // Новая и новейшая история, № 6, 1990.

15. Рощин, А.А. ООН и «холодная война» [Текст] / А.А. Рощин // Новая и новейшая история, №5, 1991.

16. Шлезингер, А. Некоторые уроки «холодной войны» [Текст] / А. Шлезингер // Новая и новейшая история, №1, 1991.

17. Рейган, Р. Жизнь по-американски [Текст] / Р.Рейган. - М., 1992.

18. Буш, Дж. Глядя в будущее: автобиография [Текст] / Дж. Буш. - М., 1989.

19. Иванян, Э.А. Рональд Рейган. Хроника жизни и времени [Текст] / Э.А. Иванян. - М., 1991.

20. Красильщиков, В.А. «Новые правые» в США: консерватизм эпохи НТР? [Текст] / В.А. Красильщиков // Рабочий класс и современный мир, 1990.

21. Мельвиль, А.Ю. США – сдвиг вправо? Консерватизм в идейно-политической жизни США 80-ых гг. [Текст] / А.Ю. Мельвиль. - М., 1986.

22. Борисов, О.Б., Советско-китайские отношения [Текст] / О.Б. Борисов, Б.Г. Колосков. - М., 1986.

23. Воронцов, В.Б. Чан Кайши. Судьба китайского Бонопарта [Текст] / В.Б. Воронцов. - М., 1989.

24. Медведев, Р.А. Китай в политике СССР и США [Текст] / Р.А. Медведев // Народы Азии и Африки, №5,6, 1989.

25. Мясников, В.С. О Мао Цзэдуне [Текст] / В.С. Мясников // Вопросы истории, №1, 1990.

26. Агаев, С.Л. Внутриполитическое развитие Ирана в 1981-1985 гг. [Текст] / С.Л. Агаев // Национальные и социалистические движения на Востоке. - М., 1986.

27. Ушаков, В.А. «Исламский фактор» во внешней политике Ирана [Текст] / В.А. Ушаков // «Исламский фактор» в международных отношениях в Азии (70-ые – перв. полов. 80-ых гг). - М., 1987.

28. Годс, Реза. Иран в XX веке. Политическая история. [Текст] / Реза Годс. - М., 1994.

29. Васильев, Л.С. История Востока [Текст] / Л.С. Васильев. - Ч.2. М., 1993.

30. Беляев, А. Куда идет Южная Африка [Текст] / А. Беляев // Азия и Африка сегодня, №6, 1993.

31. Волков, В.К. Трагедия в Югославии [Текст] / В.К. Волков // Новая и новейшая история, №4,5, 1994, №4-5.

Интернет – ресурсы

1. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html;

2. http:// www.prlib.ru/Pages/links_history.aspx;

3. http://www.history.ru/component/option,com_frontpage/I.

Наши рекомендации