Материально-техническое обеспечение дисциплины

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины

Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам

№ п/п Тема дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Продукты деятельности
История как наука: общая характеристика Отработка конспекта лекции с предоставлением на проверку с выставлением зачета Конспект лекции
Теория и методология истории: термины, понятия, категории, смыслы Отработка в тетради глоссария с основными категориями исторической науки с предоставлением на проверку с выставлением зачета Глоссарий
Подходы к познанию исторической истины, принципы исторического исследования   Составление структурно-логической схемы по рассматриваемой теме с предоставлением на проверку с выставлением зачета Структурно-логическая схема
Историческое исследование: логика, стратегия, принципы   Разработка тестового задания, которым охватываются подходы к познанию исторической истины с дифференцированной оценкой Тест
Общенаучные методы в историческом исследовании   Составление структурно-логической схемы по рассматриваемой теме с предоставлением на проверку с выставлением зачета Структурно-логическая схема
Специально-исторические методы научного исследования Выполнение реферата с дифференцированной оценкой Реферат
Методы сбора исторической информации   Составление развернутого библиографического списка на заданную тему с предоставлением на проверку с выставлением зачета Библиографический список
       

Содержание самостоятельной работы по дисциплине на выбор студента

№ п/п Тема дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Продукты деятельности
История как наука: общая характеристика Реферат или эссе (на выбор из предложенного списка)   Реферат или эссе
Теория и методология истории: термины, понятия, категории, смыслы 1. Конспект монографии: Барг М. А. Категории и методы исторической науки. М., 1984. 2.Реферат или эссе (на выбор из предложенного списка)   Конспект рекомендуемой монографии Реферат или эссе  
Подходы к познанию исторической истины, принципы исторического исследования   1.Структурно-логическая схема по рассматриваемой теме 2. Реферат или эссе (на выбор из предложенного списка)     Структурно-логическая схема Реферат или эссе  
Историческое исследование: логика, стратегия, принципы   1. Составление аналитической таблицы 2. Реферат или эссе (на выбор из предложенного списка)     Аналитическая таблица Реферат или эссе
Общенаучные методы в историческом исследовании   1.Разработка медиапрезентации по рассматриваемой теме 2. Реферат или эссе (на выбор из предложенного списка)   Медиапрезентация Реферат или эссе  
Специально-исторические методы научного исследования 1.Конспект монографии: Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. 2-е изд. доп. М., 2003. Составление библиографического списка по рассматриваемой теме 2. Реферат или эссе (на выбор из предложенного списка) 3. Конспект монографии: Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.. 1991     1.Конспект рекомендуемой монографии 2. Библиографический список  
Методы сбора исторической информации   1. Составление алгоритма научного прииска в архивах 2. Реферат или эссе (на выбор из предложенного списка) 3. Конспект статьи из академических исторических журналов, имеющей отношение к рассматриваемой теме (поиск статьи студент осуществляет самостоятельно)   Алгоритм Реферат или эссе Конспект рекомендуемой монографии

6.2. Промежуточный контроль



Название формы контроля Тематика Требования к выполнению Критерии оценки
Реферат Согласно примерной тематике (см. ниже). Студент выбирает тему реферата самостоятельно Объем – 12-15 листов (Формат А 4; интервал – 1,5, поля – верх-низ – 2 см. Слева – 3 см., справа – 1,5 см.). Библиографический список в объем реферата не входит. План реферата, библиографический список, научно-справочный аппарат обязателен. Не допускается: 1. Механическое скачивание рефератов из Интернета. 2. Выполнение реферата исключительно на базе учебных изданий   Оценивается по системе «зачет – незачет» с проставлением баллов в соответствии с бально-рейтинговой системой (БАРС)

Примерная тематика рефератов

Историческая память и забвение

Историческая память и истолкование прошлого

Историческая память и исторический факт

Особенности массового, или некритического сознания

История и социальная теория

История как эмпирическая наука, изучающая отдельные события и явления

«Культ факта» в позитивистской историографии XIX века

Понятие «историческая эпоха»

Структуралистская революция (1960-е гг.) и изменение взглядов на отношение между историей и литературой

Вклад философии и социологии в теоретическое осмысление исторического процесса

Проблема исторического детерминизма

Историческая закономерность и историческая случайность: мнения «за» и «против»

Анализ и синтез, индукция и дедукция как составляющие исторического метода

Статус и значение философии истории как предметного синтеза проблем теории исторического процесса и теории исторического познания

Поиск смысла истории как главная проблема научной мысли Нового и Новейшего времени

Вера в могущество человеческого разума и рациональность поведения людей как общепризнанная идея XVIII – XIX вв.

Смысл истории в развитии идеи свободы

Влияние позитивистских идей на методы исторического исследования

Теория классовой борьбы как движущей силы истории

А.С.Лаппо-Данилевский и его концепция исторического познания

Л.П. Карсавин и его «Философия истории»

«Школа Анналов» Л. Февра и М. Блока

Концепция А. Дж. Тойнби

Концепция О. Шпенглера

Марксистская и стадиальная парадигма формационного подхода к познанию истории

Классовый подход к оценке событий и явлений как родовой признак марксистско-ленинской методологии исторических и историографических исследований

Возможности синхронного и диахронного изучения исторической реальности «по горизонтали» и «по вертикали»

Абстрактное и конкретное в процессе исторического познания

Основные специально-исторические методы методов исторического познания (по концепции И.Д. Ковальченко)

Нарративные и дискрептивные методы исторического исследования

Стратегия исторического исследования

Логика исторического исследования

Специфика исторического понятийного аппарата

Архивный поиск источников

Метод контент-анализа: структура, виды

Примерная тематика эссе

Как трудно быть жрецом музы Клио

Если человечество потеряет историческую память, то…

Образ прошлого как отражение наших интересов

Возможно ли абсолютно объективно оценить исторический смысл события

Пределы беспристрастности историка

Герменевтика, что этот такое?

Историк — пленник своего времени

Онтологические и гносеологические проблемы методологии истории

Формационный и цивилизационный подход к познанию исторической истины: надо ли их «сталкивать лбами»?

История как наука о человеке во времени, наука о человеческой мысли

Объективность исторических исследований. Достижима ли она?

Разночтения в ключевых проблемах методологии истории: зло или благо?

История учит только одному, что она ничему не учит: Гегель, вы не правы!

История учит только одному, что она ничему не учит: Гегель, вы правы!

6.3. Итоговая аттестация — устный экзамен

Основные вопросы, выносимые на устный экзамен

Историческое сознание или коллективная память человечества.

Историческое сознание и историческая наука.

Объективность и достоверность исторического знания.

Особенности массового, или некритического сознания

Пределы беспристрастности историка.

Факторы, имеющие социально-культурную обусловленность и определяющие отношение историка к прошлому

История как наука об уникальных единичных явлениях.

Особенности, отличающие историю от других наук о человеке

Предмет исследования историка.

Универсальность исторической науки.

История и социальная теория.

История как эмпирическая наука, изучающая отдельные события и явления. Близость к истории социологии.

Основные фундаментальные понятия и категории исторической науки.

Исторический источник.

Событие и факт.

Понятие достоверности факта как основополагающее профессиональной исторической науке и взгляды на данное утверждение в XX веке.

Хронология и периодизация.

Всеобщая история.

История и литература.

Соотношение и смысл понятий: «теория истории», «методология истории», «эпистемология истории», «философия истории»

Историческая теория: понятие и содержание.

Проблема исторического детерминизма.

Историческая закономерность и историческая случайность: мнения «за» и «против».

Отождествление в современной историографии методологии истории с теорией исторического процесса, теорией исторического знания, логикой исторического исследования, теорией метода.

Идеи, влияющие на исторические исследования.

Термин философия истории.

Взаимозависимость и взаимовлияние таких категорий, как философия, теория и методология истории.

Признание смысла истории и непрерывного поступательного движения в теории прогресса.

Вера в могущество человеческого разума и рациональность поведения людей как общепризнанная идея XVIII – XIX вв.

Смысл истории в развитии идеи свободы.

Позитивизм и изучение фактов в их эмпирической данности.

Категория общественно-экономической формации.

Теория классовой борьбы как движущей силы истории.

Представление о номотетическом и идеографическом методах.

А.С.Лаппо-Данилевский и его концепция исторического познания.

Л.П. Карсавин и его «Философия истории».

«Школа Анналов» Л. Февра и М. Блока и становление новой концепции исторической науки, охватывающей все стороны жизни человека.

Теория круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций А.Тойнби.

Различие в понятиях «подход» и «метод».

Диалектический и диалектическо-материалистический подходы.

Системный подход.

Компаративистский подход.

Формационный и цивилизационный подходы, их сильные и слабые стороны.

Общесоциологический подход.

Синергетический подход.

Историко-ситуационный подход.

Историко-ретроспективный подход.

Классовый подход к оценке событий и явлений как родовой признак марксистско-ленинской методологии исторических и историографических исследований.

Особенные методологические подходы

Французский антрополог К. Леви-Строс и особенности структурного подхода в сфере гуманитарного познания.

Развитие методологии исторической антропологии в работах А.Я. Гуревича.

Элементарные понятия о логике как науке и логики науки.

Логика исторического исследования.

Историческое исследование и его виды.

Этапы исторического исследования.

Стратегия исторического исследования.

Факторы, влияющиена уровень исследования

Два основных вида познавательных моделей — описывающая и объясняющая.

Понятие «принцип исследования».

Основные принципы исторического исследования.

Понятие «метод» и подходы к его определению.

Свойства научного метода.

Структура метода.

Классификация методов

Характеристика основных общенаучных методов

Место основных общенаучных методов в историческом исследовании.

Исторический метод.

Логический метод и его функции в историческом исследовании.

Абстрагирование: способы и варианты.

Описание как способ выражения свойств изучаемых объектов в процессе исторического познания.

Проблемы моделирования в историческом исследовании.

Специальные исторические методы и их роль в историческом исследовании.

Историко-генетический метод исторического исследования.

Историко-сравнительный метод.

Историко-типологический метод.

Историко-системный метод.

Другие специальные методы исторического познания

Нарративные и дискрептивные методы исторического исследования.

Методы, заимствованные из других наук.

Специальные историографические методы исследования

Методы поиска документальной информации.

Методы библиографического поиска

Архивный поиск источников и два основных подхода к нему

Алгоритм архивного поиска.

Методы аналитико-синтетической переработки и научной информации.

Виды аналитико-синтетической обработки документов и информации.

Выборочное исследование в практике историка при работе с массовыми источниками.

Выборочный метод.

Генеральная совокупность и основа выборки.

Основная литература

Смоленский Н.И. Теория и методология истории / Высшее профессиональное образование. Бакалавриат. Учебн. пособие. 4-е изд. М., 2012.

Ипполитов Г.М. Введение в теорию и методологию исторической науки. Учебн. пособие. Самара, 2009.

Ипполитов Г.М. Наука истории: методология и методы исторического исследования. Конспект лекций, прочитанных в Поволжской социально-гуманитарной академии. Самара, 2014.

Репина Л. П. Новая историческая наука и социальная история : учеб. пособие. М., 2009.

Хвостов В. М. Теория исторического процесса: Очерки по философии и методологии истории. Курс лекций: учеб. пособие М., 2009.

Дополнительная литература

Классика отечественной и зарубежной историософской мысли

Блок М. Апология истории или ремесло историка / Пер. с фр. 2-е изд. - М., 1986.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Ключевский В.О. Методология русской истории // Ключевский В.О. Соч. В 9 т. Т. 6. - М., 1989.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. 2-е изд. М., 2006.

Тойнби А. Постижение истории / Пер. с англ. - М., 1991.

Монографии, книги

Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». - М., 1993.

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. 2-е изд. доп. М., 2003.

Про А. Двенадцать уроков по истории: Пер. с фр. М., 2000.

Тош Дж. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка: Пер. с англ. – М., 2000.

Научные статьи

Ипполитов Г.М. Как трудно избежать соблазна биографию писать, или Размышления о некоторых теоретико-методологических основах исследования исторических персоналий // Клио. Журн. для ученых. 2011. №6. С.143-149.

Ипполитов Г.М. Объект, предмет, субъект исторического познания: непростая диалектика // Изв. Самарского науч. центра Рос. акад. наук. 2007. Т.9. №2 (апр. – июнь) С.281-296.

Ипполитов Г.М. Объективность исторических исследований. Достижима ли она? Дискуссионные заметки // Изв. Самарского науч. центра Рос. акад. наук. 2006. Т.8. №3 (июль – сент.). С.676-688.

Ипполитов Г.М. Формационный подход к познанию истории: исчерпан ли его исследовательский потенциал? // Изв. Самарского науч. центра Рос. акад. наук. 2009. Т.11. №6 (32) С. 231-240.

Искендеров А. Два взгляда на историю // Вопр. истории. - 2005. - №4. - С. 3-32.

Сахаров А. Н. О новых подходах к истории России // Вопр. истории. - 2002. - № 8. - С. 3-20.

Цивилизационные и формационные подходы к изучению отечественной истории: теория и методология (Конкретно-истор. проблемы): [сб. ст.]: в 4 вып. - М., 1996.

Учебные пособия

Берлянт А. В. Картоведение: учебник для вузов / А.М. Берлянт, А.В. Востокова, В.И. Кравцова [и др.]. М.. 2003.

Ипполитов Г. М., Баринова Е.П., Бобкова Е.Ю. Основы теории и методологии исторической науки. Учебное пособие в схемах, диаграммах. Для студентов неисторических факультетов / под общей ред. Г.М. Ипполитова. Самара: СИ РГТЭУ, 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r71327/ОТиМИН.chm — Загл. с экрана.

Источниковедение новейшей истории России: теория, методология и практика. Учеб. пособие. М., 2004.

Источниковедение. Теория. История. Метод: источники российской истории: учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. - М., 1998.

Мазур Л.Н. Методы исторического исследования: учеб. пособие. 2-е изд. Екатеринбург, 2010.

Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории: Учеб. пос. для вузов. М., 1989.

Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. Учебн. пособие. М., 2004.

Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебн. пособие. М., 2002.

Савельева И. М. Теория исторического знания: учеб. пособие. СПб., 2008.

Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. Учебное пособие. М., 2003.

Научно-справочные издания

Новая философская энциклопедия // Официальный сайт Института философии Российской академии наук. URL: http://iph.ras.ru/enc.htm. Загл. с экрана. Режим доступа свободный.

Словарь исторических терминов. М., 1999.

Современный словарь иностранных слов. М., 2003.

Философский энциклопедический словарь. М., 2009.

Литература для желающих изучать углубленно дисциплину в режиме самостоятельной работы

Классика зарубежной историософской мысли

Болингброк Г.Письма об изучении и пользе истории. Пер. с англ. М., 1978.

Гегель Г-.В. Философия истории. Введение. СПб., 1993.

Гуссерль Э. Логические исследования // Философия как строгая наука: пер. с нем. - Новочеркасск, 1994. - С. 32-56.

Дройзен И. Историка. Лекции об энциклопедии и методологии истории СПб., 2004.

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. / Пер. с англ. М., 1980.

Кроче Б. Теория и история историографии / Пер. с итал. И. М. Заславской; послесл. Т. В. Павловой; науч. редакт. М. Л. Андреева. М., 1998.

Ланглуа Ш.-.В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М., 2004.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Маркс К. Из ранних произведений / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М., 1956.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К. Энгельс. Ф. Соч., 2 изд.. Т.13.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1988.

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни //Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990. Т.1.

Поппер К. Нищета историзма. М., 1993.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.. 1992.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. СПб., 1995.

Февр Л. Бои за историю. М., 1999.

Шпенглер О. Закат Европы: В 2т Минск, 1998.

Ясперс К. Смысл и назначение истории./ Пер. с нем. - М., 1991.

Классика отечественной историософской мысли

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.

Гумилев Л.Н.Этногенез и биосфера земли. Л., 1989.

Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.

Ключевский В.О. Афоризмы и мысли об истории //Ключевский В.О. Соч. в девяти томах. М., 1990. Т.IX.

Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.9.

Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воют против социал-демократов // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.1.

Лихачев Д. Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет. - Л., 1989.

Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские произведения. Т. 1, М. 1956.

Чаадаев П.Я. Философические письма (1829-1930) //Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. Т.1. М., 1991.

Энгельс Ф. Письмо П. Эрнсту, 5 июня 1890 г. // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2-е. Т. 37. С. 351.


Монографии, книги

Изданные в СССР

Барг М. А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

Барг М.А., Авдеева К.Д. От Макиавелли до Юма: Становление историзма. М.. 1998.

Бородкин Л.И. Контент-анализ в исторических исследованиях. - М., 1984.

Вазюлин В.А. Логика истории. М., 1988.

Жуков Е. М. Очерки методологии истории. – 2-е изд. М., 1987.

Жуков Е.М., Теоретические проблемы всемирно-исторического процесса / Е. М. Жуков, М.А. Барг, В.И Павлов, Е.Б. Черняк М., 1979.

Зевелев А.И. Историографическое исследование: методологические аспекты. М., 1987.

Келле В.Ж., Ковальзон М.И. Теория и история проблемы исторического процесса. - М., 1987.

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

Критика концепций современной буржуазной историографии. М., 1987.

Мареев С.Н. Диалектика логического и исторического и конкретный историзм К., Маркса. М., 1984;

Межуев В.М. Научный историзм как методология познания и преобразования общественной жизни. М., 1987;

Ракитов А.И. Историческое познание. Системно-гносеологический подход М, 1982.

Фарсобин В.В. Источниковедение и его метод: Опыт анализа понятий и терминологии. М., 1983.

Изданные в РФ

Блюхер Ф.Н. Философские проблемы исторической науки. М., 2004.

Вильчек В. Прощание с Марксом. Алгоритмы истории. М., 1993

Зайцева Н.В. Философия истории: взаимосвязь онтологических и гносеологических аспектов: моногр. Самара, 2013.

Историки в поиске новых смыслов. Казань, 2003.

Историческая наука и историческое сознание. Введение. Томск, 2000.

Историческая наука и методология истории в России ХХ века. СПб., 2003.

История и память / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2006.

Малков С.Ю. История и синергетика. Методология исследования. Сер. «Синергетика в гуманит. науках». М., 2005.

Математические модели исторических процессов / под. ред. Л.И. Бородкина. М., 1996.

Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Методология истории. М., 1997.

Междисциплинарный синтез в истории и соц. теории: теория, историография и практика конкретных исследований - М., 2004.

Методологические проблемы исторического познания. В 2ч. М., 2001–2002.

Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX века. Вып. I. Кризис историзма. Томск, 2001.

Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX века. Вып.II. Становление «новой исторической науки». Томск, 2003.

Поляков Ю. Историзмы (мысли и суждения историка). М., 2001.

Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998.

Семенникова Л.И. Проблемы цивилизационного подхода к истории. - Уфа, 1994.

Семенов Ю.И. Секреты Клио. Сжатое введение в философию истории. М., 1996.

Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000.

Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. СПб., 2000.

Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004.

Зарубежные переводные издания

Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994.

Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2004.

Научные статьи

Изданные в СССР

Барг М.А. Исторические закономерности как познавательная цель исторической науки // История СССР. 1979. №1. С.96-120.

Барг М. А. Цивилизационный подход к истории. Дань конъюнктуре или требование науки // Коммунист. - 1991. - № 3. - С. 27-35.

Барг М.А. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического исследования // История СССР. – 1991 -№5. С.70-86.

Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопр. истории. 1991. №2-3.

Библер В.С. Исторический факт как фрагмент действительности. Логические заметки // Источниковедение. Теоретические и методологические проблемы. М., 1969.URL: http://www.bibler.ru/bis_istor_fakt.html — Загл. с экрана.

Зевелев А. Н. Историографический факт: критерии оценок и анализа / А. Н. Зевелев, В. Н. Наумов // Вопр. истории. - 1980. - № 5. - С. 32-41.

Штаерман Е. M. О повторяемости в истории // Вопр. истории. 1965, №7.

Изданные в РФ

Абалкин Л. Историческая память как элемент познания // Вопр. экономики. 2003. №11. С.133–140.

Актуальные теоретические проблемы современной исторической науки: [по материалам обсуждения за «круглым столом» в ред. журн. «Вопросы истории»] // Вопр. истории. - 1992. - № 8/9.

Амелина Е. Понятие «цивилизация»: вчера и сегодня // Обществ. науки и современность. - 1992. - № 2. - С. 94-102.

Горюнков С. В. Историзм: кризис понятия и пути его преодоления // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2010. № 4. Культурология. [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/4/Goriunkov/– Загл. с экрана.

Иконникова С.Н. Историческая память как духовный ресурс цивилизации. Площадь Д.С. Лихачева. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lihachev.ru/chten/2006god/dokladi/sektsiya3/ikonnikova/?bpage=1 — Загл. с экрана.

Ипполитов Г. М. Классификация источников в проблемно-тематических историографических исследованиях и некоторые методологические подходы к их анализу // Изв. Самарского науч. центра Рос. акад. наук. 2011. Т 13. №3 (2). С.501-509.

Ипполитов Г. М., Репинецкий А.И. История повседневности: некоторые аспекты генезиса и эволюции отрасли исторической науки // Изв. Самарского науч. центра Рос. акад. наук. 2012. Т.14 №3. С.154-162.

Ипполитов Г.М. Из опыта преподавания методологии истории в Самарском государственном педагогическом университете // Новая и новейш. история / Рос. акад. наук. 2007. №5. С.80-88.

Ипполитов Г.М. Использование военно-исторической информации на занятиях по отечественной истории в вузе в интересах патриотического воспитания молодежи // Клио. Журн.для ученых. 2011.№5.С.150-152

Ипполитов Г.М. Историографический факт и историографический источник как категории исторической науки: непростая диалектика // Изв. Самарского науч. центра Рос. акад. наук.2013. Т.15. №1.С.184-195.

Ипполитов Г.М. К вопросу о синергетическом подходе в исторических и историографических исследованиях // Изв. Самарского науч. центра Рос. акад. наук. 2010. Т.12 (23). №2 (34) С. 207-217.

Ипполитов Г.М. Принцип марксистского историзма в зеркале советской историографии: опыт краткого историографического обзора // Изв. Самарского науч. центра Рос. акад. наук.2013. Т.15. №5.С.197-207.

Ипполитов Г.М., Полторак С.Н., Репинецкий А.И. Исторический факт и историческое событие: аналитическое «путешествие» в лабиринте мнений, оценок, суждений (статья первая)// Клио. Журн. для ученых. 2013. №11. С.3-15.

Ипполитов Г.М., Полторак С.Н., Репинецкий А.И. Исторический факт и историческое событие: аналитическое «путешествие» в лабиринте мнений, оценок, суждений (статья вторая ) // Клио. Журн. для ученых. 2014. №1. С.3-15.)

Источниковедение и компаративный метод в гуманитарном знании [Электронный ресурс] : тез. докл. и сообщ. науч. конф., 29-31 янв. 1996 г., Москва. - Режим доступа http://liber.rsuh.ru/Conf/Comparative. – Загл. с экрана.

Маркин В.В. Цивилизационный и формационный подходы к анализу исторического процесса [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://aeli.altai.ru. – Загл. с экрана

Патрушев А.И. Миры и мифы Освальда Шпенглера (1880 – 1936) // Новая и новейш. история. М., 1996. № 3. С. 122-144.

Плетников Ю.К. Формационная и цивилизационная триады К.Маркса // Сб. материалов научн. конф. к 180-летию со дня рождения К. Маркса [Электрон. ресурс]. - Режим доступа http://mmj.ru/history. – Загл. с экрана.

Прокопенко С.А. О возможности синтеза формационного и цивилизационного подходов [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://mmj.ru. – Загл. с экрана.

Семенов Ю.И. Марксова теория общественно-экономических формаций и современность [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.scepsis.ru/library/id_120.html. – Загл. с экрана.

Соколова М.В. Что такое историческая память // Преподавание истории в школе. Научно-теоретический журн. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pish.ru/articles/articles2008/142 – Загл. с экрана.

Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопр. философии. 1990. №3.

Программное обеспечение

Библиотека Гумер — гуманитарные науки [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/ – Загл. с экрана.

Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html – Загл. с экрана.

Единый электронный каталог Российской государственной библиотеки. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://aleph.rsl.ru/F/?func=file&file_name=find-a – Загл. с экрана.

Институт российской истории Российской академии наук. Электронная библиотека [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://iriran.ru/?q=elbiblio – Загл. с экрана.

Международная Ассоциация исторической психологии имени В.И.Старцева. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nestor-spb.ru/starcev.php – Загл. с экрана.

Некоммерческое электронное издательство «Академическая мысль». Статьи по теории и методологии истории. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://klio.3dn.ru/publ/3 – Загл. с экрана.

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. Официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pgsga.ru/ – Загл. с экрана.

Российская национальная библиотека. Электронные каталоги РНБ. Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nlr.ru/poisk/ – Загл. с экрана.

Фонд знаний «Ломоносов». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0129997 – Загл. с экрана.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Компьютерный класс с выходом в Интернет

2. Аудитория, специально оборудованная мультимедийными демонстрационными комплексами

3. Интерактивная доска

4. Специализированная библиотека исторического факультета

Наши рекомендации