Падение российской империи. первые реформы советской власти. приход сталина к власти. ссср во второй мировой и великой отечественной войнах (1939 - 1945)

(Четыре семинарских занятий)

Семинар 11.

ПАДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Цель и задачи семинарского занятия:

Выделить причины и результаты Первой мировой войны. Охарактеризовать революционную ситуацию накануне февраля и октября 1917 г. Выяснить причины и характер крушения Российской империи. Составить и обсудить политические портреты основных деятелей периода. Сформировать объективный взгляд на альтернативы политического развития страны в 1917 г. Проанализировать первые мероприятия Советской власти.

План и регламент семинарского занятия:

I. Введение. 5 мин.
II. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ  
1. Первая мировая война: - причины европейской конфронтации накануне Первой мировой войны; - ход, основные сражения, итоги и последствия войны. 30 мин.
2. Февральская революция 1917 г. Причины, движущие силы, оценки. 20 мин.
3. Сущность двоевластия. Политические кризисы от Февраля к Октябрю 1917 г. 15 мин.
4. Октябрьская революция 1917 г.: - ход революции. Октябрьская революция или Октябрьский переворот? - первые декреты Советской власти. Выход России из Первой Мировой войны; - первая реакция российского и мирового сообщества на Октябрьские события: оценки современников. 45 мин.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 5 мин.
  Итого 120 мин.

Учебно-материальное обеспечение семинара:

- Презентации по теме.

- Плазменный телевизор и компьютер.

- Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п.

Темы докладов и сообщений:

1. С.Ф. Керенский – исторический портрет.

2. Л.Г. Корнилов: судьба офицера – судьба страны.

3. В.И. Ленин – исторический портрет.

Основная литература:

1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. С. 306 – 326.

1. Дополнительная литература:

1. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. - М. : Проспект, 2009. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011.

2. История отечества [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. С.82-86.

Рекомендованная литература по теме:

1. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

2. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

3. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

4. Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2009.

5. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

6. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 2007 и др. издания.

Интернет-источники:

1. http://sovetika.ru – Сайт о советской эпохе.

2. http://militera.lib.ru/ – Военная литература.

3. http://sovietera.net/–Сайт о СССР.

Задания для самостоятельной работы(выполняется в тетради в виде конспекта):

1. Дать определения понятиям: Антанта, Тройственный союз, контрибуции, аннексия, сепаратный мир, двоевластие, революция, переворот, декрет, диктатура, республика.

2. Дать краткую характеристику историческим личностям: Великий князь Николай Николаевич (младший), А.А. Брусилов, Г.Е. Львов, А.Ф. Керенский, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Л.Г. Корнилов, А.П. Милюков.

Задания для самоконтроля(выполняется в виде решения тестовых заданий):

1. Последовательность исторических событий:

а: Первая Мировая война

б: Крымская война

в: Русско-японская война

г: Отечественная война с Наполеоном

2. Поводом к началу Первой мировой войны послужили (-о):

а: противоречия между Россией и Германией

б: русско-австрийские противоречия на Балканах

в: конфликт на границе Германии с Польшей

г: убийство наследника австро-венгерского престола

3. Хронологические рамки Первой мировой войны:

а: 1853 – 1856 гг.

б: 1904 – 1905 гг.

в: 1914 – 1918 гг.

г: 1939 – 1945 гг.

4. Россия в годы Первой мировой войны входила в состав военного блока:

а: Четверной союз

б: Антанта

в: Антикоминтерновский пакт

г: Тройственный союз

5. Последний русский царь из династии Романовых:

а: Александр II

б: Михаил Александрович

в: Николай Николаевич

г: Алексей Николаевич

6. Апрельский кризис Временного правительства вызван:

а: Отклонением проекта о введении 8-часового рабочего дня

б: Провозглашением России парламентской республикой

в: Нотой правительства о "продолжении войны до победного конца"

г: Перенесением выборов в Учредительное собрание

7. «Двоевластие», возникшее в дни Февральской революции 1917 г., означало наличие власти в руках:

а: Солдатских комитетов и командования армии

б: Государственной думы и царя

в: Земств и губернаторов

г: Временного правительства и советов рабочих депутатов

8. Последствия Февральской революции:

а: разрешение национальным регионам выходить из состава России

б: выход России из Первой Мировой войны

в: получение крестьянами помещичьей земли

г: приобретение Россией политических свобод

9. Последним главой Временного правительства был:

а: В.И. Ленин

б: А.Ф. Керенский

в: Николай II

г: П.А. Столыпин

10. Вдохновитель и организатор вооруженного восстания в Петрограде 25 октября 1917 г., лидер партии РСДРП (б):____________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________

11. В Октябре 1917 г. II съездом рабочих и солдатских депутатов был(о, а):

а: принята Конституция страны

б: приняты Декреты о Земле и Мире

в: избран президент страны

г: провозглашена политика индустриализации

12. Автором Декрета о мире, принятом на II Всероссийском Съезде советов в 1917 г. является:

а: В. Ленин

б: Л. Мартов

в: В. Вильсон

г: Л. Троцкий

13. Организация, созданная для борьбы с саботажем и контрреволюцией в декабре 1917 г.:

а: Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК)

б: Комитет государственной безопасности (КГБ)

в: Федеральная служба безопасности (ФСБ).

г: III отделение охранки

14. Помещичья собственность на землю была ликвидирована:

а: Декретом о земле в октябре 1917 г.

б: в ходе столыпинских реформ в 1906 – 1907 гг.

в: после Февраля 1917 г.

г: в период коллективизации 30-х гг.

15. Последовательность исторических событий начала XX в.:

а: Февральская революция

б: Столыпинская аграрная реформа

в: Первая мировая война

г: Первая русская революция

Семинар 12.

Наши рекомендации