Падение российской империи. первые реформы советской власти. приход сталина к власти. ссср во второй мировой и великой отечественной войнах (1939 - 1945)
(Четыре семинарских занятий)
Семинар 11.
ПАДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Цель и задачи семинарского занятия:
Выделить причины и результаты Первой мировой войны. Охарактеризовать революционную ситуацию накануне февраля и октября 1917 г. Выяснить причины и характер крушения Российской империи. Составить и обсудить политические портреты основных деятелей периода. Сформировать объективный взгляд на альтернативы политического развития страны в 1917 г. Проанализировать первые мероприятия Советской власти.
План и регламент семинарского занятия:
I. | Введение. | 5 мин. |
II. | УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ | |
1. | Первая мировая война: - причины европейской конфронтации накануне Первой мировой войны; - ход, основные сражения, итоги и последствия войны. | 30 мин. |
2. | Февральская революция 1917 г. Причины, движущие силы, оценки. | 20 мин. |
3. | Сущность двоевластия. Политические кризисы от Февраля к Октябрю 1917 г. | 15 мин. |
4. | Октябрьская революция 1917 г.: - ход революции. Октябрьская революция или Октябрьский переворот? - первые декреты Советской власти. Выход России из Первой Мировой войны; - первая реакция российского и мирового сообщества на Октябрьские события: оценки современников. | 45 мин. |
III. | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ | 5 мин. |
Итого | 120 мин. |
Учебно-материальное обеспечение семинара:
- Презентации по теме.
- Плазменный телевизор и компьютер.
- Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п.
Темы докладов и сообщений:
1. С.Ф. Керенский – исторический портрет.
2. Л.Г. Корнилов: судьба офицера – судьба страны.
3. В.И. Ленин – исторический портрет.
Основная литература:
1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. С. 306 – 326.
1. Дополнительная литература:
1. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. - М. : Проспект, 2009. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011.
2. История отечества [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. С.82-86.
Рекомендованная литература по теме:
1. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.
2. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.
3. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.
4. Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2009.
5. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.
6. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 2007 и др. издания.
Интернет-источники:
1. http://sovetika.ru – Сайт о советской эпохе.
2. http://militera.lib.ru/ – Военная литература.
3. http://sovietera.net/–Сайт о СССР.
Задания для самостоятельной работы(выполняется в тетради в виде конспекта):
1. Дать определения понятиям: Антанта, Тройственный союз, контрибуции, аннексия, сепаратный мир, двоевластие, революция, переворот, декрет, диктатура, республика.
2. Дать краткую характеристику историческим личностям: Великий князь Николай Николаевич (младший), А.А. Брусилов, Г.Е. Львов, А.Ф. Керенский, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Л.Г. Корнилов, А.П. Милюков.
Задания для самоконтроля(выполняется в виде решения тестовых заданий):
1. Последовательность исторических событий:
а: Первая Мировая война
б: Крымская война
в: Русско-японская война
г: Отечественная война с Наполеоном
2. Поводом к началу Первой мировой войны послужили (-о):
а: противоречия между Россией и Германией
б: русско-австрийские противоречия на Балканах
в: конфликт на границе Германии с Польшей
г: убийство наследника австро-венгерского престола
3. Хронологические рамки Первой мировой войны:
а: 1853 – 1856 гг.
б: 1904 – 1905 гг.
в: 1914 – 1918 гг.
г: 1939 – 1945 гг.
4. Россия в годы Первой мировой войны входила в состав военного блока:
а: Четверной союз
б: Антанта
в: Антикоминтерновский пакт
г: Тройственный союз
5. Последний русский царь из династии Романовых:
а: Александр II
б: Михаил Александрович
в: Николай Николаевич
г: Алексей Николаевич
6. Апрельский кризис Временного правительства вызван:
а: Отклонением проекта о введении 8-часового рабочего дня
б: Провозглашением России парламентской республикой
в: Нотой правительства о "продолжении войны до победного конца"
г: Перенесением выборов в Учредительное собрание
7. «Двоевластие», возникшее в дни Февральской революции 1917 г., означало наличие власти в руках:
а: Солдатских комитетов и командования армии
б: Государственной думы и царя
в: Земств и губернаторов
г: Временного правительства и советов рабочих депутатов
8. Последствия Февральской революции:
а: разрешение национальным регионам выходить из состава России
б: выход России из Первой Мировой войны
в: получение крестьянами помещичьей земли
г: приобретение Россией политических свобод
9. Последним главой Временного правительства был:
а: В.И. Ленин
б: А.Ф. Керенский
в: Николай II
г: П.А. Столыпин
10. Вдохновитель и организатор вооруженного восстания в Петрограде 25 октября 1917 г., лидер партии РСДРП (б):_________________________________________
11. В Октябре 1917 г. II съездом рабочих и солдатских депутатов был(о, а):
а: принята Конституция страны
б: приняты Декреты о Земле и Мире
в: избран президент страны
г: провозглашена политика индустриализации
12. Автором Декрета о мире, принятом на II Всероссийском Съезде советов в 1917 г. является:
а: В. Ленин
б: Л. Мартов
в: В. Вильсон
г: Л. Троцкий
13. Организация, созданная для борьбы с саботажем и контрреволюцией в декабре 1917 г.:
а: Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК)
б: Комитет государственной безопасности (КГБ)
в: Федеральная служба безопасности (ФСБ).
г: III отделение охранки
14. Помещичья собственность на землю была ликвидирована:
а: Декретом о земле в октябре 1917 г.
б: в ходе столыпинских реформ в 1906 – 1907 гг.
в: после Февраля 1917 г.
г: в период коллективизации 30-х гг.
15. Последовательность исторических событий начала XX в.:
а: Февральская революция
б: Столыпинская аграрная реформа
в: Первая мировая война
г: Первая русская революция
Семинар 12.