Последовательность международных конференций Второй Мировой войны

а: Потсдамская

б: Московская

в: Тегеранская

г: Ялтинская

13. Вторая Мировая война началась:

а: 22 июня 1940 г.

б: 1 сентября 1939 г.

в: 22 июня 1941 г.

г: 4 декабря 1941 г.

14. Соотнесите даты и события Второй Мировой войны:

а: 9 мая 1945 г

б: 2сентября 1945 г.

в: 22 июня 1941 г.

г: 1 сентября 1939 г.

1: Начало Великой Отечественной войны

2: Начало Второй Мировой войны

3: Конец Великой Отечественной войны

4: Конец Второй Мировой войны

15. Последней крупной репрессивной акцией сталинского режима было (-а):

а: «борьба с космополитизмом»

б: «Дело врачей»

в: «Ленинградское дело»

г: «Шахтинское дело»

Тема 8.

АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ В СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ – ОТ ПОПЫТОК ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ СТРАНЫ ( 50 – 60 ГОДЫ) К ПЕРИОДУ ЗАСТОЯ В 70 – 80 ГОДЫ

(Два семинарских занятия)

Семинар 15-16.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ В 1950 – 1970-х гг.: ОТ «ОТТЕПЕЛИ» К «ЗАСТОЮ»

Цель и задачи семинарского занятия:

Проанализировать причины кризиса тоталитарного режима в СССР в начале 1950-х гг. Выявить основные направления реформирования политической системы и советской экономики в период Хрущевской «оттепели». Охарактеризовать период правления Л.И. Брежнева и застойных явлений в обществе. Выявить основные противоречия в советско-американских отношениях периода «холодной войны». Оценить взаимоотношения СССР и стран «социалистического лагеря». Дать характеристику культурной жизни страны 60–70-х годов.

План и регламент 15 семинарского занятия:

I. Введение. 5 мин.
II. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ  
1. Кризис советского тоталитаризма: - борьба за власть в Президиуме ЦК КПСС после смерти Сталина; - экономические, политические, социальные итоги сталинизма. 45 мин.
2. Реформы периода хрущёвской «оттепели»: - разоблачение «культа личности Сталина» и реабилитация жертв политических репрессий; - аграрная политика Н.С. Хрущева; - социальная политика периода «оттепели». 65 мин.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 5 мин.
  Итого 120 мин.

План и регламент 16 семинарского занятия:



I. Введение. 5 мин.
II. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ  
1. Консервация политической жизни в СССР конца 1960-х гг. 15 мин.
2. Экономические реформы Л.И. Брежнева. 30 мин.
3. Углубление противоречий советского общества. Диссиденство 25 мин.
4. Внешняя политика Советского Союза в 50-70-е годов (этапы и направления). 40 мин.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 5 мин.
  Итого 120 мин.

Учебно-материальное обеспечение семинара:

- Презентации по теме.

- Плазменный телевизор и компьютер.

- Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п.

Темы докладов и сообщений:

1. Исторический портрет Н. С. Хрущёва.

2. Исторический портрет Л. И. Брежнева.

3. Наука и искусство в СССР периода «оттепели». Феномен «шестидесятников».

4. Диссидентство.

Основная литература:

1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. С. 409 – 462, 506 – 516.

1. Дополнительная литература:

1. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. - М. : Проспект, 2009.

2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011.

3. История отечества [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. С. 99-104.

Рекомендованная литература по теме:

1. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

2. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

3. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

4. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

Интернет-источники:

1. http://militera.lib.ru/ – Военная литература.

2. http://sovetika.ru – Сайт о советской эпохе.

3. http://sovietera.net/ – Сайт о СССР.

Задания для самостоятельной работы(выполняется в тетради в виде конспекта):

1. Дать определение понятиям и терминам: реабилитация, интернационализм, номенклатура, авторитаризм, волюнтаризм, диссидент, Карибский кризис, Берлинская стена, Пражская весна, гонка вооружений, разрядка международной напряженности.

2. Дать краткую характеристику историческим личностям: Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев, С.П. Королев, Ю.П. Гагарин, А.И. Солженицын, И. Эренбург, А.Т. Твардовский, А.С. Сахаров, А. Н. Косыгин, Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, Э. Неизвестный.

Задания для самоконтроля(выполняется в виде решения тестовых заданий):

1. Положение, которое было включено в Конституцию СССР 1977 г.:

а: осуждение культа личности Сталина

б: построение за 2 пятилетки коммунизма

в: введение многопартийности

г: построение в СССР развитого социализма

2. Событие, поставившее мир на грань ядерной войны в середине XX в.:

а: ввод войск СССР в Чехословакию

б: ввод советских войск в Афганистан

в: начало войны во Вьетнаме

г: Карибский кризис

3. Советские войска были введены в Афганистан в:

а: 1989 г.

б: 1979 г.

в: 1976 г.

г: 1981 г.

4. После смерти Л.И. Брежнева высшее руководство СССР осуществлял:

а: К.У.Черненко

б: Ю.В. Андропов

в: М.С.Горбачев

г: Б.Н. Ельцин

5. К периоду «холодная война» относится следующее событие:

а: Карибский кризис 1962 г.

б: Ялтинская конференция «большой тройки» в 1945 г.

в: приход А. Гитлера к власти в 1933 г.

г: военная кампания в Чечне 1994 и 1996 гг.

6. Соотнесите даты и события внешней политики СССР 60-90-х гг.:

а: Карибский кризис

б: Первая Чеченская война

в: Ввод советских войск в Чехословакию для подавления «Пражской весны»

г: Ввод советских войск в Афганистан

1: 1994 г.

2: 1962 г.

3: 1968 г

4: 1979 г.

7 После смерти И.В. Сталина руководителем партии и страны стал:

а: Л.П. Берия

б: Л.И. Брежнев

в: Н.С. Хрущев

г: Г.К. Жуков

8. Советский политический деятель, руководитель партии и страны, первым принявший решение искать пути демократизации советского общества в условиях социализма:

а: М.С.Горбачев

б: Л.И.Брежнев

в: Ю.В.Андропов

г: Н.С.Хрущев

9. ХХ съезд партии, развенчавший культ личности Сталина и принявший курс на десталинизацию страны состоялся в: ________________________

10. Советский, государственный деятель, генеральный секретарь ЦК КПСС, период руководства которого вошел в историю под названием «период застоя»:

а: Н.С. Хрущев

б: Л.И. Брежнев

в: К.У. Черненко

г: М.С. Горбачев

11. Реабилитация, проводившаяся в СССР в 1950-1980 гг. – это:

а: освобождение заключенных, отбывших срок наказания за уголовные преступления

б: восстановление в партии ранее исключенных ее членов

в: восстановление честного имени и гражданских прав несправедливо осужденных

г: оправдание обвиняемых в суде

12 Маршал СССР, четырежды Герой Советского Союза, командовавший советскими войсками в Великую Отечественную войну и принимавший парад Победы на Красной площади: ____________

13. Конституция «развитого социализма» СССР была принята в:

а: 1918 г.

б: 1936 г.

в: 1977 г.

г: 1993 г.

14. Освоение космоса связано с именем:

а: Б.Л. Пастернака

б: Т.Д. Лысенко

в: С.П. Королева

г: Л.Д. Троцкого

15. Современниками были:

а: М. Зощенко и К. Брюллов

б: А.А. Ахматова и А. И. Герцен

в: Г.К. Жуков и В.М. Молотов

г: Н.И. Вавилов и М.А. Бакунин

15. Причина Карибского кризиса в 1962 г. заключалась в:

а: дипломатическом скандале после визита Н.С. Хрущева на Кубу

б: размещении советских ядерных ракет на Кубе вблизи США

в: размещении советских ядерных ракет в Азии

г: революционных выступлениях на Кубе, в Никарагуа, в Мексике

Тема 9.

Наши рекомендации