Последовательность международных конференций Второй Мировой войны
а: Потсдамская
б: Московская
в: Тегеранская
г: Ялтинская
13. Вторая Мировая война началась:
а: 22 июня 1940 г.
б: 1 сентября 1939 г.
в: 22 июня 1941 г.
г: 4 декабря 1941 г.
14. Соотнесите даты и события Второй Мировой войны:
а: 9 мая 1945 г
б: 2сентября 1945 г.
в: 22 июня 1941 г.
г: 1 сентября 1939 г.
1: Начало Великой Отечественной войны
2: Начало Второй Мировой войны
3: Конец Великой Отечественной войны
4: Конец Второй Мировой войны
15. Последней крупной репрессивной акцией сталинского режима было (-а):
а: «борьба с космополитизмом»
б: «Дело врачей»
в: «Ленинградское дело»
г: «Шахтинское дело»
Тема 8.
АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ В СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ – ОТ ПОПЫТОК ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ СТРАНЫ ( 50 – 60 ГОДЫ) К ПЕРИОДУ ЗАСТОЯ В 70 – 80 ГОДЫ
(Два семинарских занятия)
Семинар 15-16.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ В 1950 – 1970-х гг.: ОТ «ОТТЕПЕЛИ» К «ЗАСТОЮ»
Цель и задачи семинарского занятия:
Проанализировать причины кризиса тоталитарного режима в СССР в начале 1950-х гг. Выявить основные направления реформирования политической системы и советской экономики в период Хрущевской «оттепели». Охарактеризовать период правления Л.И. Брежнева и застойных явлений в обществе. Выявить основные противоречия в советско-американских отношениях периода «холодной войны». Оценить взаимоотношения СССР и стран «социалистического лагеря». Дать характеристику культурной жизни страны 60–70-х годов.
План и регламент 15 семинарского занятия:
I. | Введение. | 5 мин. |
II. | УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ | |
1. | Кризис советского тоталитаризма: - борьба за власть в Президиуме ЦК КПСС после смерти Сталина; - экономические, политические, социальные итоги сталинизма. | 45 мин. |
2. | Реформы периода хрущёвской «оттепели»: - разоблачение «культа личности Сталина» и реабилитация жертв политических репрессий; - аграрная политика Н.С. Хрущева; - социальная политика периода «оттепели». | 65 мин. |
III. | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ | 5 мин. |
Итого | 120 мин. |
План и регламент 16 семинарского занятия:
I. | Введение. | 5 мин. |
II. | УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ | |
1. | Консервация политической жизни в СССР конца 1960-х гг. | 15 мин. |
2. | Экономические реформы Л.И. Брежнева. | 30 мин. |
3. | Углубление противоречий советского общества. Диссиденство | 25 мин. |
4. | Внешняя политика Советского Союза в 50-70-е годов (этапы и направления). | 40 мин. |
III. | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ | 5 мин. |
Итого | 120 мин. |
Учебно-материальное обеспечение семинара:
- Презентации по теме.
- Плазменный телевизор и компьютер.
- Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п.
Темы докладов и сообщений:
1. Исторический портрет Н. С. Хрущёва.
2. Исторический портрет Л. И. Брежнева.
3. Наука и искусство в СССР периода «оттепели». Феномен «шестидесятников».
4. Диссидентство.
Основная литература:
1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. С. 409 – 462, 506 – 516.
1. Дополнительная литература:
1. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. - М. : Проспект, 2009.
2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011.
3. История отечества [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. С. 99-104.
Рекомендованная литература по теме:
1. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.
2. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.
3. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.
4. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.
Интернет-источники:
1. http://militera.lib.ru/ – Военная литература.
2. http://sovetika.ru – Сайт о советской эпохе.
3. http://sovietera.net/ – Сайт о СССР.
Задания для самостоятельной работы(выполняется в тетради в виде конспекта):
1. Дать определение понятиям и терминам: реабилитация, интернационализм, номенклатура, авторитаризм, волюнтаризм, диссидент, Карибский кризис, Берлинская стена, Пражская весна, гонка вооружений, разрядка международной напряженности.
2. Дать краткую характеристику историческим личностям: Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев, С.П. Королев, Ю.П. Гагарин, А.И. Солженицын, И. Эренбург, А.Т. Твардовский, А.С. Сахаров, А. Н. Косыгин, Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, Э. Неизвестный.
Задания для самоконтроля(выполняется в виде решения тестовых заданий):
1. Положение, которое было включено в Конституцию СССР 1977 г.:
а: осуждение культа личности Сталина
б: построение за 2 пятилетки коммунизма
в: введение многопартийности
г: построение в СССР развитого социализма
2. Событие, поставившее мир на грань ядерной войны в середине XX в.:
а: ввод войск СССР в Чехословакию
б: ввод советских войск в Афганистан
в: начало войны во Вьетнаме
г: Карибский кризис
3. Советские войска были введены в Афганистан в:
а: 1989 г.
б: 1979 г.
в: 1976 г.
г: 1981 г.
4. После смерти Л.И. Брежнева высшее руководство СССР осуществлял:
а: К.У.Черненко
б: Ю.В. Андропов
в: М.С.Горбачев
г: Б.Н. Ельцин
5. К периоду «холодная война» относится следующее событие:
а: Карибский кризис 1962 г.
б: Ялтинская конференция «большой тройки» в 1945 г.
в: приход А. Гитлера к власти в 1933 г.
г: военная кампания в Чечне 1994 и 1996 гг.
6. Соотнесите даты и события внешней политики СССР 60-90-х гг.:
а: Карибский кризис
б: Первая Чеченская война
в: Ввод советских войск в Чехословакию для подавления «Пражской весны»
г: Ввод советских войск в Афганистан
1: 1994 г.
2: 1962 г.
3: 1968 г
4: 1979 г.
7 После смерти И.В. Сталина руководителем партии и страны стал:
а: Л.П. Берия
б: Л.И. Брежнев
в: Н.С. Хрущев
г: Г.К. Жуков
8. Советский политический деятель, руководитель партии и страны, первым принявший решение искать пути демократизации советского общества в условиях социализма:
а: М.С.Горбачев
б: Л.И.Брежнев
в: Ю.В.Андропов
г: Н.С.Хрущев
9. ХХ съезд партии, развенчавший культ личности Сталина и принявший курс на десталинизацию страны состоялся в: ________________________
10. Советский, государственный деятель, генеральный секретарь ЦК КПСС, период руководства которого вошел в историю под названием «период застоя»:
а: Н.С. Хрущев
б: Л.И. Брежнев
в: К.У. Черненко
г: М.С. Горбачев
11. Реабилитация, проводившаяся в СССР в 1950-1980 гг. – это:
а: освобождение заключенных, отбывших срок наказания за уголовные преступления
б: восстановление в партии ранее исключенных ее членов
в: восстановление честного имени и гражданских прав несправедливо осужденных
г: оправдание обвиняемых в суде
12 Маршал СССР, четырежды Герой Советского Союза, командовавший советскими войсками в Великую Отечественную войну и принимавший парад Победы на Красной площади: ____________
13. Конституция «развитого социализма» СССР была принята в:
а: 1918 г.
б: 1936 г.
в: 1977 г.
г: 1993 г.
14. Освоение космоса связано с именем:
а: Б.Л. Пастернака
б: Т.Д. Лысенко
в: С.П. Королева
г: Л.Д. Троцкого
15. Современниками были:
а: М. Зощенко и К. Брюллов
б: А.А. Ахматова и А. И. Герцен
в: Г.К. Жуков и В.М. Молотов
г: Н.И. Вавилов и М.А. Бакунин
15. Причина Карибского кризиса в 1962 г. заключалась в:
а: дипломатическом скандале после визита Н.С. Хрущева на Кубу
б: размещении советских ядерных ракет на Кубе вблизи США
в: размещении советских ядерных ракет в Азии
г: революционных выступлениях на Кубе, в Никарагуа, в Мексике
Тема 9.