Последовательность исторических событий XII – XV вв
а: Куликовская битва
б: Стояние на реке Угре
в: Битва на реке Калка
г: Невская битва
4. Невская битва состоялась в:
а: 1223 г.
б: 1240 г.
в: 1380 г.
г: 1480 г.
5. Первые летописные упоминания о Москве относятся к:
а: 988 г.
б: 1147 г.
в: 1240 г.
г: 1380 г.
6. Первое упоминание в летописи о Москве связано с именем князя:
а: Владимира Мономаха
б: Юрия Долгорукого
в: Даниила Александровича
г: Ивана Калиты
д: Андрея Боголюбского
Установите соответствие
а: Александр Невский
б: Дмитрий Донской
в: Иван III
г: Иван IV Грозный
1. Стояние на р. Угре
2. Куликовская битва
3. Взятие Казани
4. Ледовое побоище
8.Порядок занятия должностей по знатности происхождения в древнерусском государстве называется – это:__________________
9.«Великое стояние» на реке Угре русских и татарских ополчений привело к:
а: поражению Москвы, укреплению Большой Орды
б: ослаблению ига, уменьшению размера дани
в: распаду Большой Орды, укреплению Москвы
г: не имело никаких последствий.
10. В 1485 г. титул «Государь всея Руси» принял:
а: Иван III
б: Александр Невский
в: Дмитрий Донской
г: Владимир I
11. Двуглавый орел на российском гербе появился при:
а: Иване Грозном
б: Петре Великом
в: Дмитрии Донском
г: Иване III
Первое нашествие Батыя на Русь состоялось в
а: 1147 г
б: 1237г.
в: 1380 г.
г: 1480 г.
13. Сборник законов, принятый в XV в., сыгравший большую роль в централизации Российского государства:
а: «Русская правда»
б: «Соборное уложение»
в: «Судебник»
г: «Табель о рангах»
14. Грамота «На великое княжение», получаемая русскими князьями от ханов Золотой Орды называлась :_____________________
15. Куликовская битва состоялась в:
а: 1280 г.
б: 1380 г.
в: 1240 г.
г: 1480 г.
Семинар 5.
РОССИЯ В ПЕРИОД ЦАРСТВОВАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО.
СМУТНОЕ ВРЕМЯ
Цели и задачи семинарского занятия:
Реконструировать портрет первого русского царя Ивана Грозного, как личности и политика. Выявить причины неоднозначной оценки его в истории. Рассмотреть внутреннюю и внешнюю политику Ивана Грозного и ее последствия для истории России. Выявить причины смутного времени и его последствия. Охарактеризовать особенности культуры в данный период.
План и регламент семинарского занятия:
I. | Введение. | 5 мин. |
II. | УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ | |
1. | Иван IV Грозный: судьба царя – судьба страны. | 10 мин. |
2. | Первый период царствования Ивана IV. Реформы Избранной Рады (цели и итоги). | 20 мин. |
3. | Опричнина: цели, сущность и последствия. | 20 мин. |
4. | Внешняя политика Ивана Грозного (цели, направления, итоги). | 10 мин. |
5. | Русская смута: причины, этапы, действующие лица и политические альтернативы. | 40 мин. |
6. | Земский собор 1613 г.: начало династии Романовых | 10 мин. |
III. | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ | 5 мин. |
Итого | 120 мин. |
Учебно-материальное обеспечение семинара:
- Презентации по теме.
- Плазменный телевизор и компьютер.
- Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п.
Темы докладов и сообщений:
1. «Избранная Рада» - неформальное правительство Ивана Грозного.
2. Опричнина Ивана Грозного в оценках современников и потомков.
3. Феномен самозванничества и русские самозванцы.
4. Медицина эпохи Ивана Грозного.
5. Культура в XV – XVI вв.
Основная литература:
1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. С. 89 – 119, 143 – 154.
1. Дополнительная литература:
1. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. - М. : Проспект, 2009.
2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011.
3. История отечества [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. С.46-52.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008.
2. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008 и др. издания.
3. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.
4. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.
1. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010 и др. издания.
2. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010 и др. издания.
3. Кобрин В. Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина. - М., 1986 и др. издания.
4. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.- М., 2005 и др. издания.
5. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.
5. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008 и др. издания.
6. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII века. Смута. - М.: Издательство: Мысль, 1988 и др. издания.
7. Скрынников Р.Г. Василий Шуйский. М.: АСТ, 2002 и др. издания.
8. Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия.- М.: АСТ, 2003 и др. издания.
9. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009 и др. издания.
10. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1 – 4. М., 2011 и др. издания.
Задание для самостоятельной работы(выполняется в тетради в виде конспекта):
1. Заполнить таблицу «Политика Ивана IV и Избранной Рады»:
Политические события | Основные мероприятия и их содержание | Значение и последствия |
1. Принятие титула «царь» (1547 г.) | Коронация в Успенском соборе Московского кремля. | - Повышение внешнеполитического статуса государства. - Укрепление центральной власти. - … |
2. Создание основ сословно-представительной монархии | ||
3. Реформы центрального управления | 1. Создание приказной системы управления. 2.… | |
4. Реформы местного управления | ||
5. Военная реформа | ||
6. Внешнеполитическая деятельность | - Установление русско-английской торговли через Архангельск. 2.… | |
7. |
2. Заполнить таблицу «Периоды Смутного времени»:
Период | Кто у власти (претендует на власть) | Основные события | Последствия для страны |
1. | |||
2. | |||
… |
Задания для самоконтроля(выполняется в виде решения тестовых заданий):
1. Порядок занятия должностей по знатности происхождения в древнерусском государстве:
а: местничество
б: кормление
в: полюдье
г: пожилое
2. Территория, выведенная в середине XVI в. из-под управления Земским Собором и Боярской Думы:
а: опричнина
б: Государев двор
в: земщина
г: посад
3. Царь, впервые избранный на Земском Соборе:
а: Михаил Романов
б: Борис Годунов
в: Василий Шуйский
г: Алексей Михайлович Романов
4. Великая Смута в России происходила в:
а: начале XVII в.
б: в XVIII в.
в: в XV в.
г: в XIX в.
5. Годы правления Ивана IV:
а: 1505-1533гг.
б: 1533-1584гг.
в: 1584-1598гг.
г: 1598-1605гг.
6. Первый русский царь был венчан на царство в:
а: 1547 г.
б: 1682 г.
в: 1487 г.
г: 1359 г.
7. «Избранной радой» во времена Ивана IV называли:
а: Земский собор
б: Боярскую Думу
в: неформальный кружок реформаторов при царе
г: оппозиционную группу бояр
8. Сословно-представительная монархия в России оформилась:
а: в конце XV в. при Иване III
б: в середине XVI в. при Иване IV
в: при Петре I
г: при Александре I
9. В ходе реформы местного управления в 50-х гг.XVI в. полномочия были переданы:
а: наместникам
б: губернаторам
в: губным и земским старостам
г: воеводам
10. «Служилые люди по прибору» - это:
а: дворяне
б: стрельцы
в: наемные иноземцы
г: дети боярские
11. Опричнина была введена Иваном Грозным в:
а: 1550г.
б: 1564г.
в: 1565г.
г: 1572г.
12. Храм Покрова Богородицы на Рву (Василия Блаженного) был построен в честь:
а: взятия Казани
б: взятия Астрахани
в: покорения Сибири
г: в память о погибших в Ливонской войне
13. «Заповедные лета» - это:
а: срок сыска беглых крестьян
б: запрещение вести междоусобные войны и местнические споры
в: запрещение крестьянских переходов от одного землевладельца к другому
г: период, в который крестьяне могли совершить переход от одного владельца к другому за неделю до и после Юрьева дня
14. Казань и Астрахань были присоединены к России:
а: в XVIII в. Петром Великим
б: в XV в. Иваном III
в: в. XVI в.Иваном Грозным
г: в XVIII в. Екатериной Великой
15. Ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского освободило Москву от польских оккупантов в:
а: 1609 г.
б: 1612 г.
в: 1605 г.
г: 1601 г.
Тема 4.