Россия во второй половине xix века

Цель и задачи семинарского занятия:

Дать характеристику Александру II и Александру III как политическим деятелям и личностям. Дать анализ буржуазным реформам 60 – 70-х гг. XIX в и показать их незавершенность. Рассмотреть зарождение буржуазных отношений и особенности развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве России в пореформенный период. Проанализировать развитие общественно-политической мысли и особенности общественного движения России во второй половине XIX в.

План и регламент семинарского занятия:

I. Введение. Исторический портрет Александра II. 15 мин.
II. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ  
1. Отмена крепостного права и решение крестьянского вопроса. 10 мин.
2. Буржуазные реформы 60 – 70-х гг. XIX в.: земская, судебная, военная реформы, реформы в области просвещения и медицины. 25 мин.
3. Восточный вопрос во внешней политике России: - Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.; - присоединение к России средней Азии. 15 мин.
4. Развитие общественной политической мысли в России во второй половине XIX в. (консервативное, либеральное, народническое, революционное движения). 15 мин.
5. Внутренняя политика Александра III. Противоречия реформ второй половины XIX в. 35 мин.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 5 мин.
  Итого 120 мин.

Учебно-материальное обеспечение семинара:

- Презентации по теме.

- Плазменный телевизор и компьютер.

- Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п.

Темы докладов и сообщений:

1. Исторический портрет Александра II.

2. Исторический портрет Александра III.

3. Начало развития капитализма в пореформенной России.

4. Реформа земской медицины.

Основная литература:

1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. С. 239 – 260, 275 – 286.

1. Дополнительная литература:

1. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. - М. : Проспект, 2009.

2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011.

3. История отечества [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. С.73-77.

Рекомендованная литература по теме:

1. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008 и др. издания.

2. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

3. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

4. Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2009 и др. издания.

5. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

6. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 2007 и др. издания.

Интернет-источники:

1. http://militera.lib.ru/ - Военная литература.

2. Российская империя. Том III. Диск 2. Проект Леонида Парфёнова. 2003 г.

Задания для самостоятельной работы(выполняется в тетради в виде конспекта):

1. Дать краткую характеристику историческим личностям: Александр II, Александр III, М.Т. Лорис-Меликов, К.П. Победоносцев, Д.А. Милютин, Г.В. Плеханов, М А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Д.В. Каракозов, С Ю. Витте, М Д. Скобелев, А.М. Горчаков.

2. Заполнить таблицу «Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века»:

Название реформы Год введения реформы Суть реформы
       
       
       
  …    

Задания для самоконтроля(выполняется в виде решения тестовых заданий):

1. Александр II правил в период:

а: 1855 – 1881 гг.

б: 1881 – 1894 гг.

в: 1801 – 1825 гг.

г: 1879 – 1894 гг.

2. Годы царствования Александра III:

а: 1855 – 1881 гг.

б: 1881 – 1894 гг.

в: 1894 – 1917 гг.

г: 1825 – 1855 гг.

3. Окончательное раскрепощение крестьян произошло в:

а: 1649 г.

б: 1850 г.

в: 1861 г.

г: 1917 г.

4. Отмена крепостного права произошла в царствование:

а: Александра I

б: Николая I

в: Александра II

г: Александра III

5. Органы общественного самоуправления на местах, созданные в результате буржуазных реформ 60 – 70-х годов XIX в.:

а: Земства

б: Дворянские собрания

в: Общины

г: Вече

6. Согласно судебной реформе 1864 г. было(а):

а: отменено телесное наказание для всех сословий

б: введена должность прокурора

в: введена состязательность суда, введен институт адвокатуры

г: была отменена смертная казнь

7. Представители общественной мысли России XIX в., отрицавшие культурные, духовные ценности общества и выступавшие против пережитков крепостного права:

а: диссидентами

б: еретиками

в: раскольниками

г: нигилистами

8. Ослабление цензурных запретов, гласное обсуждение проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости относится к началу царствования:

а: Николая I

б: Николая II

в: Александра II

г: Александра III

9. Писатель и историк, отстаивавший монархическую форму государственного устройства России и написавший первую многотомную "Историю государства Российского":

а: А.С. Пушкин

б: Н.М. Карамзин

в: А.А. Аракчеев

г: А.Н. Радищев

10. Герой Крымской войны 1853 – 1855 г.:

а: М.И. Кутузов

б: П.С. Нахимов

в: В.И. Чапаев

г: Г.К. Жуков

11. Император, получивший в народе имя «Миротворец»:

а: Петр I

б: Александр I

в: Александром III

г: Николай II

12. «Циркуляр о кухаркиных детях» 80-х годов XIX в. связан с политикой царского правительства в отношении:

а: всеобщей воинской повинности

б: национальных окраин

в: рабочего вопроса

г: народного образования

13. Участие различных сословий в местном управлении стало возможным в результате проведения в 1860 – 1870-х гг.:

а: крестьянской реформы

б: земской, городской реформ

в военной реформы

г: школьной реформы

14. Александр III вступил на престол после:

а: восстания декабристов

б: убийства народовольцами его отца

в: поражения России в Крымской войне

г: убийства заговорщиками Павла I

15. Даты 1861 г., 1864 г., 1870 г., 1874 г. в истории России связаны с:

а: экономическими и социальными реформами

б: присоединением Средней Азии

в: возникновением первых рабочих организаций

г: открытием новых университетов.

Тема 6.

Наши рекомендации