Россия в xix в. кризис самодержавия и попытки выхода из него. начало освободительного движения
(Два семинарских занятия)
Семинар 8.
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ ВЕКЕ.
КРИЗИС САМОДЕРЖАВИЯ И ПОПЫТКИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО
Цель и задачи семинарского занятия:
Рассмотреть проявления кризиса российского самодержавия в XIX в. Показать половинчатый характер русских реформ – от реформ к контрреформам. Охарактеризовать изменения в геополитическом положении Российской империи в первой половине ХIХ века (трансформация внешнеполитического образа государства от «Спасителя Европы» до «Жандарма Европы»). Проанализировать развитие общественно-политической мысли и особенности общественного движения России в первой половине XIX в. Охарактеризовать особенности культуры в данный период.
План и регламент семинарского занятия:
I. | Введение. | 5 мин. |
II. | УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ | |
1. | Внутренняя политика Александра I (либеральные реформы 1801 – 1811 гг.). | 30 мин. |
2. | Внешняя политика Александра I (направления, цели, ход и результаты). Отечественная война 1812 года: причины, ход, итоги. | 20мин. |
3. | Реакционные реформы 1815 – 1825 гг. «Аракчеевщина». | 10 мин. |
4. | Николай I - внутренняя и внешняя политика. | 30 мин. |
5. | Россия в ХIХ в: Выбор пути общественного развития (основные направления русской политической мысли): - движение декабристов (тайные общества программные документы, восстание 14 декабря 1825 г.); - либеральное - западники и славянофилы; - консервативное - «теория официальной народности». | 20 мин. |
III. | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ | 5 мин. |
Итого | 120 мин. |
Учебно-материальное обеспечение семинара:
- Презентации по теме.
- Плазменный телевизор и компьютер.
- Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п.
Темы докладов и сообщений:
1. Политический портреты Александра I.
2. Движение декабристов – попытка изменения политического устройства Российской империи.
3. М.М. Сперанский – проект реформы государственного управления.
4. Политический портрет Николая I.
5. Крымская война 1853 – 1856 гг. (причины, ход, итоги).
6. Золотой век русской культуры.
Основная литература:
1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. С. 213 – 238, 266 – 275.
1. Дополнительная литература:
1. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. - М. : Проспект, 2009.
2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011.
3. История отечества [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. С.68-72.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008 и др. издания.
2. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.
3. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.
4. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.
5. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008 и др. издания.
6. Российские самодержцы 1801-1917 гг. - М, 1994 и др. издания.
7. Сперанский М.М. Проекты и записки / Под ред. С.Н. Валка. -М.; Л., 1961. С. 86-100, 143-152, 222-231 и др. издания.
8. Судьбы реформ и реформаторов в России. - М., 1999 и др. издания.
Интернет-источники:
1. http://decemb.hobby.ru/-Музей декабристов. На сайте размещены новости, мемуары, алфавитный указатель, статьи, фото-галерея и др. материалы
Задания для самостоятельной работы (выполняется в тетради в виде конспекта):
1. Выписать даты основных исторических событий: учреждение министерств, закон о «вольных хлебопашцах», Тильзитский мир, Отечественная война, русско-турецкая война, русско-шведская война, выступление декабристов, царствование Николая I, Крымская война, Кавказские войны, Венский конгресс.
2. Дать краткую характеристику историческим личностям:. М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, С.С. Уваров, М.И. Кутузов, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, П.И. Багратион, В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, Ф.Ф. Ушаков.
3. Дать определения следующим историческим понятиям: Государственный совет, министерства, конституция, республика, ограниченная монархия, реформы, революция, либерализм, консерватизм, III отделение, негласный комитет, военные поселения, ассигнация.
Задания для самоконтроля(выполняется в виде решения тестовых заданий):
1. Александр I правил в период:
а: 1801 – 1825 гг.
б: 1825 – 1855 гг.
в: 1805 – 1825 гг.
г: 1855 – 1881 гг.
2. В первое десятилетие царствования Александра I автором проекта реформ государственного управления был:
а: Г.А. Потемкин
б: М.М. Сперанский
в: А.Х. Бенкендорф
г: Е.Ф. Канкрин
3. Государственный строй в России по проекту декабриста П.И. Пестеля:
а: республика
б: конституционная монархия
в: самодержавная монархия
г: сословно-представительная монархия
4. Последовательность возникновения органов государственного управления в России:
1: Сенат
2: Земский Собор
3: Боярская Дума
4: Государственная Дума
5. Задачей Третьего отделения Его Императорского Величества Николая I стал(о, а):
а: разработка проектов отмены крепостного права
б: внешняя разведка
в :политический сыск и борьба с государственной изменой
г: координация действий министерств
6. Общественное течение, возникшее в первой половине XIX в., приверженцы которого считали, что Россия в своем развитии должна идти уникальным путем:
а: западники
б: евразийцы
в: патриоты Отечества
г: славянофилы
7. Соотнесите имя исторического лица и его роль в истории:
1: Д.В. Давыдов
2: С.С. Уваров
3: П.Д. Киселев
4: М.М. Сперанский
а: участник Отечественной войны 1812 г
б: реформатор государственной системы в период правления Александра I
в: автор крестьянской реформы в период правления Николая I
г: автор «теории официальной народности»
8. Последовательность исторических событий:
а: Первая Мировая война
б: Крымская война
в: Русско-японская война
г: Отечественная война с Наполеоном
9. Название программы декабриста П. Пестеля:
а: «Конституция»
б: «Русская правда»
в: «Статут»
г: «Зеленая книга»
10. Министерства были созданы в России:
а: при Иване Грозном
б: при Петре I
в: при Екатерине II
г: при Александре I
11. Указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г. предусматривал:
а: освобождение крестьян от крепостной зависимости
б: отмену «заповедных лет»
в: право государственных крестьян покупать новые земли
г: отпуск на волю крепостных крестьян с согласия помещика
12. К "золотому веку" русской литературы относится творчество:
а: Д.И. Фонвизина
б: А.С. Пушкина
в: А.И. Солженицына
г: М.А.Булгакова
13. Герой Крымской войны 1853 – 1855 гг:
а: М.И. Кутузов
б: П.С. Нахимов
в: В.И. Чапаев
г: Г.К. Жуков
14.Участником обороны Севастополя был крупный ученый и врач, который впервые произвел операцию под наркозом на поле боя:
а: И.П. Павлов
б: А.П. Чехов
в: Н.И. Пирогов
г: И.М. Сеченов
15. Время правления Александра I после Отечественной войны 1812 г. получило название:
а: хованщина
б: бироновщина
в: аракчеевщина
г: ежовщина
Семинар 9.