ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. (Выполняется в виде решения тестовых заданий):
(Выполняется в виде решения тестовых заданий):
1. В 1613 г. на российский престол был избран:
а: Алексей Михайлович Романов
б: Федор Никитич Романов
в: Михаил Федорович Романов
г: патриарх Филарет
2. Восстание под предводительством Степана Разина произошло:
а: 1667 – 1671 гг.
б: 1606 – 1607 гг.
в: 1773 – 1777 гг.
г: 1648 – 1652 гг.
3. Сутью церковной реформы Никона являлось:
а: исправление и унификация богословных книг и обрядов по старорусскому образцу
б: отказ от некоторых основ православного вероучения
в: исправление и унификация богословных книг и обрядов по греческому образцу
г: запрет на приобретение церковью и монастырями какого-либо имущества
4. Первое высшее учебное заведение в России, появившееся в 1687 г.:
а: Славяно-греко-латинская академия
б: Московский университет
в: Морская академия
г: Академия художеств
5. Последовательность закрепощения крестьян:
а: установление «Юрьева дня»
б: введение «Заповедных лет»
в: введение «Урочных лет»
г: издание Соборного Уложения
6. При Петре I Россия присоединила к себе:
а: побережье Балтийского моря
б: Сибирь
в: Украину
г: часть территории Польши
7. Россия была провозглашена империей при царе (царице):
а: Иване Грозном
б: Петре I
в: Екатерине Великой
г: Павле I
8. Составная часть политики меркантилизма, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции:
а: абсолютизм
б: протекционизм
в: либерализм
г: консерватизм
9. Сенат при Петре I создавался как:
а: высший судебный орган
б: высший орган управления церковью
в: совет руководителей, возглавлявших коллегии
г: высший орган управления страной на время отсутствия царя в столице
10. Законодательный акт, принятый в царствование Петра I:
а: «Табель о рангах»
б: «Манифест о вольности дворянства»
в: «Жалованная грамота городам»
г: «Соборное уложение»
11. «Приписными» назывались:
а: свободные крестьяне, работавшие на мануфактурах
б:крепостные крестьяне, работавшие на мануфактурах
в: крестьяне, принадлежавшие императорской семье
г: крестьяне, несшие рекрутскую повинность
12. В рамках военной реформы Петр I:
а: ввел всеобщую воинскую повинность
б: ввел рекрутскую повинность
в: реформировал стрелецкое войско
г: ввел созыв дворянского ополчения
13. Противником России в Северной войне была:
а: Англия
б: Османская империя
в:Швеция
г: Саксония
14. Полтавская битва произошла в:
а: 1380 г.
б: 1700 г.
в:1709 г.
г: 1721 г.
15. В 1719 г. в Петербурге был открыт для свободного посещения первый музей в России:
а: Эрмитаж
б: Кунсткамера
в: Русский музей
г: Военно-морской музей.
Семинар 7.
ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ.
«ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» ЕКАТЕРИНЫ II
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:
Раскрыть причины дворцовых переворотов. Оценить внутреннюю и внешнюю политику российских монархов эпохи дворцовых переворотов. Дать оценку роли Екатерины II в истории России. Раскрыть суть понятия «просвещенный абсолютизм в России». Охарактеризовать особенности культуры в данный период.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:
1. Причины дворцовых переворотов. Основные направления политики российских монархов в 1725 – 1762 гг.
2. Правление Екатерины II (1762 – 1796):
2.1. исторический портрет Екатерины II;
2.2. реформы Екатерины II в области центрального и местного самоуправления (реформа сената, губернская и городская реформы и т. д.), экономики, социальной сфере и духовной жизни.
2.3. «Золотой век дворянства» и «просвещенный абсолютизм» Екатерины II (особенности, содержание, противоречия);
3. Внешняя политика Екатерины II (цели, направления, итоги). Присоединение Крыма к России.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ:
1. Петр и Екатерина Великие: что их объединяет в русской истории?
2. XVIII век – век женщин на русском престоле.
3. Восстание Е. Пугачева 1773 – 1775 гг. (причины, ход, результаты).
4. Русские врачи XVIII в. и первые школы лекарей.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1.История России [Электронный ресурс] : учебник / ред. Г. Б. Поляк. - М. : М., 2012. - 686 с.
Дополнительная литература
2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Новосибирск, 2011. - 128 с.
3. История Отечества [Электронный ресурс] : сб. тестовых заданий с эталонами ответов для студентов мед. вуза / сост. А. И. Бакшеев, Е. В. Штарк ; Красноярский медицинский университет. - б/м : б/и, 2011. - 90 с.
4. История отечества [Электронный ресурс] / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Новосибирск, 2013. - 160160 с.
Рекомендуемая литература по теме:
1.Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008 и др. издания.
2.История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.
3.История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.
4.Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010 и др. издания.
5.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.- М., 2005 и др. издания.
6.Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.
7.Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008 и др. издания.
8.Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 2007 и др. издания.
9.Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009 и др. издания.
10.Сочинения Екатерины II.- М., 1990 и др. издания.
Интернет-источники:
1. ekaterina2.bnd.ru сайт "Екатерина II Великая" История России екатерининской эпохи. Биография, Хронология, Сочинения Екатерины II, Портретная галерея, Персоны XVIII века, Статьи по истории, Небольшая библиотека художественной литературы и др.
2. http://historydoc.edu.ru-Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы