ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. (Выполняется в виде решения тестовых заданий):

(Выполняется в виде решения тестовых заданий):

1. Александр II правил в период:

а: 1855 – 1881 гг.

б: 1881 – 1894 гг.

в: 1801 – 1825 гг.

г: 1879 – 1894 гг.

2. Годы царствования Александра III:

а: 1855 – 1881 гг.

б: 1881 – 1894 гг.

в: 1894 – 1917 гг.

г: 1825 – 1855 гг.

3. Окончательное раскрепощение крестьян произошло в:

а: 1649 г.

б: 1850 г.

в: 1861 г.

г: 1917 г.

4. Отмена крепостного права произошла в царствование:

а: Александра I

б: Николая I

в: Александра II

г: Александра III

5. Органы общественного самоуправления на местах, созданные в результате буржуазных реформ 60 – 70-х годов XIX в.:

а: Земства

б: Дворянские собрания

в: Общины

г: Вече

6. Согласно судебной реформе 1864 г. было(а::

а: отменено телесное наказание для всех сословий

б: введена должность прокурора

в: введена состязательность суда, введен институт адвокатуры

г: была отменена смертная казнь

7. Представители общественной мысли России XIX в., отрицавшие культурные, духовные ценности общества и выступавшие против пережитков крепостного права:

а: диссидентами

б: еретиками

в: раскольниками

г: нигилистами

8. Ослабление цензурных запретов, гласное обсуждение проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости относится к началу царствования:

а: Николая I

б: Николая II

в: Александра II

г: Александра III

9. Писатель и историк, отстаивавший монархическую форму государственного устройства России и написавший первую многотомную "Историю государства Российского":

а: А.С. Пушкин

б: Н.М. Карамзин

в: А.А. Аракчеев

г: А.Н. Радищев

10. Герой Крымской войны 1853 – 1855 г.:

а: М.И. Кутузов

б: П.С. Нахимов

в: В.И. Чапаев

г: Г.К. Жуков

11. Император, получивший в народе имя «Миротворец»:

а: Петр I

б: Александр I

в: Александром III

г: Николай II

12. «Циркуляр о кухаркиных детях» 80-х годов XIX в. связан с политикой царского правительства в отношении:

а: всеобщей воинской повинности

б: национальных окраин

в: рабочего вопроса

г: народного образования

13. Участие различных сословий в местном управлении стало возможным в результате проведения в 1860 – 1870-х гг.:

а: крестьянской реформы

б: земской, городской реформ

в военной реформы

г: школьной реформы

14. Александр III вступил на престол после:

а: восстания декабристов

б: убийства народовольцами его отца

в: поражения России в Крымской войне

г: убийства заговорщиками Павла I

15. Даты 1861 г., 1864 г., 1870 г., 1874 г. в истории России связаны с:

а: экономическими и социальными реформами

б: присоединением Средней Азии

в: возникновением первых рабочих организаций

г: открытием новых университетов.

Тема 6.

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (XIX-XX ВВ.). ПОЛИТИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ САМОДЕРЖАВИЮ

(Одно семинарское занятие)

Семинар 10.

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (XIX-XX ВВ.). ПОЛИТИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ САМОДЕРЖАВИЮ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:

Дать оценку политическим, социальным, экономическим и духовным процессам, происходившим в России в конце XIX – начале XX вв. Охарактеризовать Николая II как политика и личности. Проанализировать особенности развития капитализма в России и мире. Рассмотреть причины, цель, характер, ход и итоги революции 1905 – 1907 гг. Дать оценку деятельности Государственных дум Российской империи. Рассмотреть ход аграрной реформы П.А. Столыпина и её результаты. Показать попытку трансформации государственного устройства России (от абсолютной монархии к «думской» монархии).

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:

1. Исторический портрет Николая II.

2. Развитие капитализма в России в начале ХХ в. Особенности и общие черты с общемировой практикой. Деятельность С. Ю. Витте.

3. Революция 1905 – 1907 гг. Причины, цель, характер, ход и значение.

4. Формирование многопартийной системы в России.

5. Третьеиюньский государственный переворот. Сущность третьеиюньской монархии.

6. Характеристика политического курса П. А. Столыпина. Аграрная реформа.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ:

1. Политический портрет Николая II.

2. Деятельность I – IV Государственных Дум.

3. П. А. Столыпин и его реформы.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1.История России [Электронный ресурс] : учебник / ред. Г. Б. Поляк. - М. : М., 2012. - 686 с.

Дополнительная литература

2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Новосибирск, 2011. - 128 с.

3. История Отечества [Электронный ресурс] : сб. тестовых заданий с эталонами ответов для студентов мед. вуза / сост. А. И. Бакшеев, Е. В. Штарк ; Красноярский медицинский университет. - б/м : б/и, 2011. - 90 с.

4. История отечества [Электронный ресурс] / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Новосибирск, 2013. - 160160 с.

Рекомендованная литература по теме:

1.История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

2.История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

3.Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2009.

4.Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

5.Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 2007 и др. издания.

Интернет-источники:

1. http://imperator.spbnews.ru/ - сайт о Николае II.

2. http://militera.lib.ru/ - Военная литература.

3. Российская империя. Том IV. Диск 1, 2. Проект Леонида Парфёнова. 2003 г.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

(Выполняется в тетради в виде конспекта либо в электронной форме путем заполнения пустых полей, представленных в заданиях):

Наши рекомендации