ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. (Выполняется в виде решения тестовых заданий):

(Выполняется в виде решения тестовых заданий):

1. Александр I правил в период:

а: 1801 – 1825 гг.

б: 1825 – 1855 гг.

в: 1805 – 1825 гг.

г: 1855 – 1881 гг.

2. В первое десятилетие царствования Александра I автором проекта реформ государственного управления был:

а: Г.А. Потемкин

б: М.М. Сперанский

в: А.Х. Бенкендорф

г: Е.Ф. Канкрин

3. Государственный строй в России по проекту декабриста П.И. Пестеля:

а: республика

б: конституционная монархия

в: самодержавная монархия

г: сословно-представительная монархия

4. Последовательность возникновения органов государственного управления в России:

1: Сенат

2: Земский Собор

3: Боярская Дума

4: Государственная Дума

5. Задачей Третьего отделения Его Императорского Величества Николая I стал(о, а::

а: разработка проектов отмены крепостного права

б: внешняя разведка

в :политический сыск и борьба с государственной изменой

г: координация действий министерств

6. Общественное течение, возникшее в первой половине XIX в., приверженцы которого считали, что Россия в своем развитии должна идти уникальным путем:

а: западники

б: евразийцы

в: патриоты Отечества

г: славянофилы

7. Соотнесите имя исторического лица и его роль в истории:

1: Д.В. Давыдов

2: С.С. Уваров

3: П.Д. Киселев

4: М.М. Сперанский

а: участник Отечественной войны 1812 г

б: реформатор государственной системы в период правления Александра I

в: автор крестьянской реформы в период правления Николая I

г: автор «теории официальной народности»

8. Последовательность исторических событий:

а: Первая Мировая война

б: Крымская война

в: Русско-японская война

г: Отечественная война с Наполеоном

9. Название программы декабриста П. Пестеля:

а: «Конституция»

б: «Русская правда»

в: «Статут»

г: «Зеленая книга»

10. Министерства были созданы в России:

а: при Иване Грозном

б: при Петре I

в: при Екатерине II

г: при Александре I

11. Указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г. предусматривал:

а: освобождение крестьян от крепостной зависимости

б: отмену «заповедных лет»

в: право государственных крестьян покупать новые земли

г: отпуск на волю крепостных крестьян с согласия помещика

12. К "золотому веку" русской литературы относится творчество:

а: Д.И. Фонвизина

б: А.С. Пушкина

в: А.И. Солженицына

г: М.А.Булгакова

13. Герой Крымской войны 1853 – 1855 гг:

а: М.И. Кутузов

б: П.С. Нахимов

в: В.И. Чапаев

г: Г.К. Жуков

14.Участником обороны Севастополя был крупный ученый и врач, который впервые произвел операцию под наркозом на поле боя:

а: И.П. Павлов

б: А.П. Чехов

в: Н.И. Пирогов

г: И.М. Сеченов

15. Время правления Александра I после Отечественной войны 1812 г. получило название:

а: хованщина

б: бироновщина

в: аракчеевщина

г: ежовщина

Семинар 9.

РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:

Дать характеристику Александру II и Александру III как политическим деятелям и личностям. Дать анализ буржуазным реформам 60 – 70-х гг. XIX в и показать их незавершенность. Рассмотреть зарождение буржуазных отношений и особенности развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве России в пореформенный период. Проанализировать развитие общественно-политической мысли и особенности общественного движения России во второй половине XIX в.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:

1. Отмена крепостного права и решение крестьянского вопроса.

2. Буржуазные реформы 60 – 70-х гг. XIX в.: земская, судебная, военная реформы, реформы в области просвещения и медицины.

3. Восточный вопрос во внешней политике России.

3.1. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.

3.2. Присоединение к России средней Азии.

4. Развитие общественной политической мысли в России во второй половине XIX в. (консервативное, либеральное, народническое, революционное движения) .

5. Внутренняя политика Александра III. Противоречия реформ второй половины XIX в.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ:

1. Исторический портрет Александра II.

2. Исторический портрет Александра III.

3. Начало развития капитализма в пореформенной России.

4. Реформа земской медицины.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1.История России [Электронный ресурс] : учебник / ред. Г. Б. Поляк. - М. : М., 2012. - 686 с.

Дополнительная литература

2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Новосибирск, 2011. - 128 с.

3. История Отечества [Электронный ресурс] : сб. тестовых заданий с эталонами ответов для студентов мед. вуза / сост. А. И. Бакшеев, Е. В. Штарк ; Красноярский медицинский университет. - б/м : б/и, 2011. - 90 с.

4. История отечества [Электронный ресурс] / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Новосибирск, 2013. - 160160 с.

Рекомендованная литература по теме:

1.Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008 и др. издания.

2.История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

3.История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

4.Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2009 и др. издания.

5.Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

6.Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 2007 и др. издания.

Интернет-источники:

1. http://militera.lib.ru/ - Военная литература.

2. Российская империя. Том III. Диск 2. Проект Леонида Парфёнова. 2003 г.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

(Выполняется в тетради в виде конспекта либо в электронной форме путем заполнения пустых полей, представленных в заданиях):

Наши рекомендации