ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. (Выполняется в виде решения тестовых заданий):
(Выполняется в виде решения тестовых заданий):
1. Александр I правил в период:
а: 1801 – 1825 гг.
б: 1825 – 1855 гг.
в: 1805 – 1825 гг.
г: 1855 – 1881 гг.
2. В первое десятилетие царствования Александра I автором проекта реформ государственного управления был:
а: Г.А. Потемкин
б: М.М. Сперанский
в: А.Х. Бенкендорф
г: Е.Ф. Канкрин
3. Государственный строй в России по проекту декабриста П.И. Пестеля:
а: республика
б: конституционная монархия
в: самодержавная монархия
г: сословно-представительная монархия
4. Последовательность возникновения органов государственного управления в России:
1: Сенат
2: Земский Собор
3: Боярская Дума
4: Государственная Дума
5. Задачей Третьего отделения Его Императорского Величества Николая I стал(о, а::
а: разработка проектов отмены крепостного права
б: внешняя разведка
в :политический сыск и борьба с государственной изменой
г: координация действий министерств
6. Общественное течение, возникшее в первой половине XIX в., приверженцы которого считали, что Россия в своем развитии должна идти уникальным путем:
а: западники
б: евразийцы
в: патриоты Отечества
г: славянофилы
7. Соотнесите имя исторического лица и его роль в истории:
1: Д.В. Давыдов
2: С.С. Уваров
3: П.Д. Киселев
4: М.М. Сперанский
а: участник Отечественной войны 1812 г
б: реформатор государственной системы в период правления Александра I
в: автор крестьянской реформы в период правления Николая I
г: автор «теории официальной народности»
8. Последовательность исторических событий:
а: Первая Мировая война
б: Крымская война
в: Русско-японская война
г: Отечественная война с Наполеоном
9. Название программы декабриста П. Пестеля:
а: «Конституция»
б: «Русская правда»
в: «Статут»
г: «Зеленая книга»
10. Министерства были созданы в России:
а: при Иване Грозном
б: при Петре I
в: при Екатерине II
г: при Александре I
11. Указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г. предусматривал:
а: освобождение крестьян от крепостной зависимости
б: отмену «заповедных лет»
в: право государственных крестьян покупать новые земли
г: отпуск на волю крепостных крестьян с согласия помещика
12. К "золотому веку" русской литературы относится творчество:
а: Д.И. Фонвизина
б: А.С. Пушкина
в: А.И. Солженицына
г: М.А.Булгакова
13. Герой Крымской войны 1853 – 1855 гг:
а: М.И. Кутузов
б: П.С. Нахимов
в: В.И. Чапаев
г: Г.К. Жуков
14.Участником обороны Севастополя был крупный ученый и врач, который впервые произвел операцию под наркозом на поле боя:
а: И.П. Павлов
б: А.П. Чехов
в: Н.И. Пирогов
г: И.М. Сеченов
15. Время правления Александра I после Отечественной войны 1812 г. получило название:
а: хованщина
б: бироновщина
в: аракчеевщина
г: ежовщина
Семинар 9.
РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:
Дать характеристику Александру II и Александру III как политическим деятелям и личностям. Дать анализ буржуазным реформам 60 – 70-х гг. XIX в и показать их незавершенность. Рассмотреть зарождение буржуазных отношений и особенности развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве России в пореформенный период. Проанализировать развитие общественно-политической мысли и особенности общественного движения России во второй половине XIX в.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:
1. Отмена крепостного права и решение крестьянского вопроса.
2. Буржуазные реформы 60 – 70-х гг. XIX в.: земская, судебная, военная реформы, реформы в области просвещения и медицины.
3. Восточный вопрос во внешней политике России.
3.1. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.
3.2. Присоединение к России средней Азии.
4. Развитие общественной политической мысли в России во второй половине XIX в. (консервативное, либеральное, народническое, революционное движения) .
5. Внутренняя политика Александра III. Противоречия реформ второй половины XIX в.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ:
1. Исторический портрет Александра II.
2. Исторический портрет Александра III.
3. Начало развития капитализма в пореформенной России.
4. Реформа земской медицины.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1.История России [Электронный ресурс] : учебник / ред. Г. Б. Поляк. - М. : М., 2012. - 686 с.
Дополнительная литература
2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Новосибирск, 2011. - 128 с.
3. История Отечества [Электронный ресурс] : сб. тестовых заданий с эталонами ответов для студентов мед. вуза / сост. А. И. Бакшеев, Е. В. Штарк ; Красноярский медицинский университет. - б/м : б/и, 2011. - 90 с.
4. История отечества [Электронный ресурс] / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Новосибирск, 2013. - 160160 с.
Рекомендованная литература по теме:
1.Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008 и др. издания.
2.История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.
3.История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.
4.Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2009 и др. издания.
5.Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.
6.Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 2007 и др. издания.
Интернет-источники:
1. http://militera.lib.ru/ - Военная литература.
2. Российская империя. Том III. Диск 2. Проект Леонида Парфёнова. 2003 г.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
(Выполняется в тетради в виде конспекта либо в электронной форме путем заполнения пустых полей, представленных в заданиях):