Второй исторический тип культуры – это «великие исторические культуры древности»

Они возникли почти одновременно во всех трех мировых культурных центрах земного шара: в Китае, Индии и на Западе.

Это шумеро-вавилонская и египетско-эгейская культура с 4 тыс. до н.э., доарийская культура Индии с 3 тысячелетия до н.э. и архаическая культура Китая со 2 тыс. до н.э.

Основными типологическими чертами культуры этого типа выступают:

– наличие письменности;

– оформление специфической технико-изобретательской рационализации, приведшей ко многим величайшим изобретениям.

Несмотря на свою величественность, этим великим культурам суждено было погибнуть, заложив в своих недрах культуру будущего осевого времени.

Третий исторический тип культуры – культура «осевого времени» (первого, по мысли Ясперса, осевого времени, но не последнего в историко-культурном процессе).

Хронологически это приблизительно между VIII и II вв. до н.э.

Для всех культур этого типа типологически характерным является формирование самосознания человека, когда человек осознает бытие, самого себя и свои границы (возможности и пределы) и задумывается об освобождении и спасении.

В этот момент он ставит перед собой высшие цели, и именно потому, что это происходит во всех культурах, формируются общие духовные основы человечества.

К.Т. Ясперс о достижениях «осевого» времени

На Западе – Парменид, Гераклит, Платон, Гомер, Фукидид, Архимед и др.;

на Востоке:

– в Китае – Конфуций, Лао Цзы;

– в Индии – Будда;

на Ближнем Востоке – Заратустра, пророки Илия, Исайя, Иеремия и др. – все они в своем творчестве одержимы общей идей: осознать бытие в целом и отдельного человека.

В эпоху осевого времени в культурах формируется многое из того, что сохраняется и составляет духовную основу жизни человека и по сей день.

Так, в этой культуре были разработаны элементы категориально-логического аппарата, которым мы пользуемся и поныне, заложены основы мировых религий.

Из-за бурного развития науки и техники культура вступила в этап послеосевой имперской эпохи, частично вернувшись в русло локально-исторического существования цивилизаций Запада, Индии, Китая, отступила от генеральной линии единения культуры, что привело человечество в XX веке на край гибели.

Как спасти и можно ли спасти человечество?

Для этого, по мнению Ясперса, надо обновить связь с осевым временем, возвратиться к его изначальности, новые грядущие великие культуры должны заложить основы для второго «осевого времени», подлинного становления человека.

Важно осознать, что «осевое» время как бы призывает нас:

– к безграничной коммуникации,

– к преодолению узости отдельной «замкнутой в себе историчности».

Оно дает возможность видеть и понимать другие культуры, ибо оно помогает уяснить себе самого себя, и именно оно способно обеспечить «конкретное единство человечества», которое лежит в основе возникновения мировой культуры.

Современные концепции типологии культур

Типология Г. Маклюэна

Из современных подходов к данному вопросу интерес представляет типология культур, предложенная канадским социологом и культурологом Гербертом Маршаллом Маклюэном (1911–1980).

Его взгляды основываются на идее, что средоточием культуры являются средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни.

Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир и формы деятельности.

С этой точки зрения им выделяются дописьменные (бесписьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные) общества и культуры.

В дописьменном обществе человек передавал свой жизненный опыт при помощи устной речи, которая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенного человека».

Поэтому восприятие мира и все формы общения здесь оказываются основанными на слухе и других органах чувств.

Человек в этом типе культуры еще не отделяет себя от других членов общества, мышление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира – синкретическое.

В дописьменных культурах особое внимание уделяется ритуалам, гаданиям, пророчествам.

Они построены на обычаях и коллективном опыте, которые выступают как форма социальной памяти.

Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер, Древний Египет) около IV тыс. до н. э. и продолжают существовать в наше время.

Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, разные культурные традиции и формы духовной культуры.

Письменность является самой эффективной формой коллективной памяти.

Особым этапом в развитии письменной культуры становится изобретение книгопечатания, которое сформировало новый взгляд на мир в виде «линейной перспективы».

С этого времени все большее число людей получает возможность приобщаться к любым знаниям; окончательно закрепляется доминирующее положение науки в европейской культуре, следствием чего является развитие техники и промышленной революции.

Информационная, или экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения.

Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей XX в. на начальную ступень развития, где пластичность речи позволяла выражать любые, самые фантастические образы.

Информационная культура дает возможность любому человеку, обладающему современными средствами связи, получать любые знания, не выходя из собственного дома.

Она намного облегчает контакты между людьми, разрушая национальные, государственные и культурные границы между ними, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях.

Наши рекомендации