Понятие культуры. Конкретно-исторический храктер культуры

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию. Понятие «культура» используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом.

Культура, будучи необычайно сложным, широким и многогранным явлением, служит объектом исследования для самых различных научных дисциплин – философии, культурологии, истории, этнографии, социальной антропологии и др. Социологию прежде всего интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика социологического подхода к изучению культурных явлений отражается в понятии «социальная культура», которое все больше утверждается в научной и учебной литературе.

Социальная культура – это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

21. Взаиможействие экономики,соцеальныхотношений и культуры

Отношения между культурой и другими сферами общества – в первую очередь, политикой и экономикой, – носят сложный и взаимодополняющий характер. Каждая из этих систем нуждается в поддержке другой, а иначе любая из них не сможет эффективно функционировать.

Тесное взаимодействие существует между культурой и экономикой. В качестве одного из главных его механизмов выступает экономическая культура, под которой понимается совокупность социальных норм и ценностей, ориентирующих и регулирующих поведение людей в сфере экономики. По мнению ведущих отечественных экономистов и социологов, экономическая культура, представляя собой проекцию культуры в ее широком понимании на сферу социально-экономических отношений, выполняет следующие основные функции:

? транслирует из прошлого в современность ценности и нормы, лежащие в основе экономических отношений;

? отбирает и накапливает эталоны и образцы соответствующего экономического поведения;

? обновляет ценности и нормы, необходимые для развития экономики.

Экономическая культура во многом определяется типом социально-экономических отношений. Так, в течение десятилетий в нашей стране существовала административно-командная, директивная модель экономики. Ее основные нормативные требования к работникам сводились к трудовой дисциплине, исполнительности, участию в социалистическом соревновании и т. д. В настоящее время формируется рыночная модель экономической культуры, которая предъявляет новые требования – предприимчивость, личную ответственность, стремление к успеху, готовность к эксперименту и риску и т. д.

Основная проблема экономической культуры в современной России – это отсутствие массовой базы рыночной идеологии, способной объединить общество вокруг идей экономической эффективности, свободы и частной собственности. Это означает, что рыночная экономика в нашей стране приобретет черты эффективно функционирующей устойчивой системы лишь тогда, когда указанные ценности станут общеразделяемыми, т. е. будут приняты и усвоены большинством членов общества.

Таким образом, преобразования в области социально-экономического развития и другие перемены в российском обществе предполагают усвоение людьми новых знаний, идей, норм, ценностей, образцов и моделей поведения. Это становится возможным при активизации механизмов социокультурного регулирования поведения и деятельности людей, позволяющих переориентировать привычную установку ожидания помощи от государства на развитие инициативы, предприимчивости, чувства веры в собственные силы.

Наши рекомендации