Глава 20. От 2-го до 3-го оригинала великой войны. Библейская хроника. Темные века истории

Как и почему были частично утрачены хронологические знания о событиях прошлого?

Время от 1204 до 1261 года было переломным этапом в истории хронологии. С точки зрения нашего учебника по истории оно разделяет собой две существенно различных эпохи -- эпоху хронологии с дубликатами и эпоху правильной хронологии. С XIV века хронология учебника по истории становится правильной -- она, в общем, верно датирует события и почти не содержит дубликатов (хотя, есть и исключения). Наоборот, эпоха ранее 1200 года описана в нем существенно неверно, с очень большим количеством дубликатов. Отдельные правильные датировки, впрочем, начинаются после 900 года.

Граница 1300 г. н.э. между неправильной и правильной хронологией учебника по истории была обнаружена А.Т.Фоменко (см.[1]).

Наличие этой границы означает, что дожившая до нашего времени историко-хронологическая школа (традиция) зародилась не ранее 1300 года, так как в противном случае она бы помнила без ошибок и о более ранних временах. Что касается до событий после 1300 года, то похоже, что сведения о них действительно дошли до нас по непрерывной традиции и что датировки этих событий были в конечном счете взяты из первоисточников, а не вычислены на основании каких-то сомнительных соображений позднесредневековыми хронологами.

Итак, время рождения современной историко-хронологической школы -- примерно 1300 год н.э.

Остановимся подробнее на тех обстоятельствах, в которых погибла старая хронологическая школа, господствовавшая в X--XII веках. Понятно, когда это произошло -- между 1200 и 1300 годами. Мы уже сформулировали выше гипотезу о том, что старая историко-хронологическая школа погибла в то время, когда в Константинополе образовалось военное государство крестоносцев -- Латинская империя. Крестоносцы, в большинстве своем не зная греческого языка и не интересуясь специальными вопросами истории и хронологии, по-видимому привели в полный беспорядок все константинопольские архивы. Шестьдесят лет существования Латинской империи -- вполне достаточный срок для того, чтобы библиотеки погибли сами по себе, если они остались без надзора. С другой стороны, грекам, обосновавшимся в Никее было в то время тоже не до истории. Они были вынуждены вести постоянную борьбу как с Латинской империей, так и с другими государствами, образовавшимися вокруг них. Ведь Никейская империя, которая в конце концов победила в борьбе за Константинополь, была во время своего образования в 1204 году всего лишь одним из многих греческих империй, споривших за наследие Римской=Византийской империи XII века.

Когда через 60 лет греческий (никейский) император Михаил Палеолог вернулся в Константинополь, греки снова заинтересовались хронологией. Но было уже слишком поздно, так как архивы были слишком сильно разорены, а традиция хронологической школы прервана. Конечно, кое-какие общие соображения, общие места должны были остаться в памяти людей. Сегодня мы пытаемся нащупать следы этих общий мест. Часть из них дожила до нашего времени в старых версиях современной историко-хронологической традиции, возникшей в XIV веке, и снабжена сегодня ярлыками неправильных средневековых представлений о хронологии. Ясно, что при тех методах, которые были в распоряжении историков в XIV веке, информации, содержащейся в этих общих местах было явно недостаточно для правильного восстановления глобальной хронологии. Видимо, имело немалое значение и то, что тогда было время религиозных войн в Европе и каждой стороне было очень важно доказать, что именно она является настоящей преемницей древней Римской империи. В частности, очень важно было доказать всем, --кто именно является правильным римским императором и где находится правильный, настоящий Рим. Поэтому вряд ли хронологические работы в то время могли происходить в чисто научных, отвлеченных рамках, без давления политических соображений. Даже беглого взгляда на современный учебник по истории достаточно, чтобы сообразить, что он мог быть написан только в Италии, только итальянской историко-хронологической школой, непосредственно связанной с итальянским Римом, Ватиканом.

Темные века истории

Согласно скалигеровской хронологической версии, сразу после разграбления Рима варварами в V веке н.э. начались пресловутые темные века нашей истории. Именно в это время якобы погибло почти все античное наследие. Неграмотные монахи, дескать, соскоблили античные рукописи с пергаментных книг для того, чтобы использовать этот пергамент для переписки церковных текстов.

На самом деле античное римское наследие -- а это были архивы конца XII века н.э., -- погибли во время войн Никейской и Латинской империй вокруг Константинополя в 1204--1261 гг. Таким образом, темные века действительно были и начались они в самом деле сразу после оригинала разграбления Рима -- разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году. Впоследствии, в XIV веке возникла идея о том, что древняя римская и греческая культура утрачена и к ней надо вернуться. Эта идея послужила теоретической основой для эпохи Возрождения XV--XVI веков. При этом, естественно никто не возрождал ту самую традицию, которая погибла в 1204 году. Создавалась новая традиция, новая культура, которую в рекламных целях изображали как возрождение античной. Эпоха Возрождения -- это эпоха рождения современной, дожившей до нашего времени исторической и культурной традиции. И вот эта традиция, в отличие от античной традиции XII века -- действительно итальянского происхождения. Тем не менее, она имела античные корни, поскольку ее представители были потомками тех, кто выехал в 1261 году из Константинополя. Однако при написании истории этот античный отрезок своей истории они пересадили на итальянскую почву, представив дело так, как будто вся римская история происходила в Италии.

Дубликаты

История 1204--1261 годов в современном учебнике по истории по большей части смещена в прошлое. Это было отмечено еще Н.А.Морозовым [23], который писал, что почти вся информация о крестоносных государствах XIII--XIV веков уехала в античность, в результате чего о самих этих государствах почти ничего не известно. В античной эпохе эта история отразилась как:

• история античной Греции -- история франко-бургундских герцогств на территории современной Греции после завоевания ее крестоносцами в 1204 году;

• история античного Рима -- история Латинской империи крестоносцев в Константинополе в 1204--1261 гг.

Обсудим наиболее знаменитые дубликаты греческой Никейской и латинской Константинопольской империй XIII века.

А) Библейские Израиль и Иудея после разделения царств: Израиль = Никейская империя, Иудея = Латинская империя.

Хорошо известно, что Библия отдает предпочтение Иудее перед Израилем. Иудейские цари изображены в библейской хронике в основном как хорошие, а израильские -- как плохие. Это говорит о том, что библейская хроника в той редакции, которую мы сегодня знаем, была написана (или отредактирована) представителями именно Латинской империи. Эти люди были сторонниками иудейской = латинской и противниками израильской = греческой точки зрения. В этой связи становится понятной хорошо известная близость Вульгаты -- латинской Библии к иудейской Библии. Впрочем, и славянская и греческая Библия в XVI--XVII веках правились или заново переводились по иудейскому канону (см. об этом в [7]). Этим и объясняется единообразие всех доступных сегодня канонов Библии. Все они были приведены в соответствие с латинским = иудейским каноном в XVI--XVII веках.

После 1261 года, когда потомки крестоносцев были изгнаны из Константинополя в Западную Европу, они привезли туда с собой и свою историю (хроники, документы и т.п.), причем не только историю собственно свою -- Латинской империи 1204--1261гг., -- но и предшествующую ей историю Рима--Константинополя X--XII веков. Это понятно, поскольку они считали себя настоящими наследниками Римской империи на том основании, что они завоевали Рим --Константинополь и правили в нем. Так римская античная история явилась в их хронологической версии (которая, заметим, была создана уже гораздо позже -- в XV--XVII веках, когда события XIII века были уже глубокой древностью) предшественницей Римской империи Габсбургов, а сами Габсбурги -- прямыми потомками античных римских императоров. Сегодня историки смеются над этим мнением средневековых Габсбургов, но так оно, видимо, и было на самом деле. Габсбурги были потомками императоров Латинской империи XIII века в Константинополе.

Б) Античная римская республика VI в. до н.э. -- I в. до н.э. после изгнания царей-Тарквиниев из Рима. Это -- тоже дубликат Латинской империи крестоносцев после изгнания из Рима--Константинополя греческих императоров. Тит Ливий утверждает, что после изгнания царей из Рима и учреждения в нем античной римской республики, некие цари в Риме тем не менее все равно были, но этот титул имел уже совсем другое значение, чисто формальное [26]. Так в точности и было в империи крестоносцев в Константинополе. Императоры этой Империи (по крайней мере --первые) были выборными правителями и своим происхождением не выделялись из остальной знати. Таким образом, знаменитая античная римская республика -- один из дубликатов олигархической Латинской империи в Константинополе XIII века.

Наши рекомендации