Фарос как одно из чудес света

В средневековых текстах часто упоминается знаменитый Фарос (Фара) -- одно из чудес света. Сегодня историки уже точно не знают, что это было такое. Его считают, то святилищем (храмом), то морским маяком (по-видимому, буквально понятый кем-то образ храма, так как иногда Фарос назвали маяком для человеческих душ [2], то дворцом или частью дворца в Константинополе (Царьграде). Помещают его то в Александрии (маяк, мыс с маяком), то в Константинополе (дворец, храм). Это показывает на некоторую путаницу между Александрией и Константинополем.

В связи с этим приведем некоторые сведения о сенсационных раскопках 1961--1965 гг. в местечке ФАРАС в Судане (в среднем течении Нила). Там был раскопан христианский собор в чисто византийском стиле и несколько более мелких церквей рядом с собором [9,10]. Было обнаружено большое количество фресок чисто византийского письма. Надписи на фресках содержат даты по византийской эре, относящиеся к IX--XII векам н.э.

Среди фресок, найденных в Фарасе, есть изображение епископа Григория с явно указанной датировкой: 1062--1097 (в пересчете с византийской эры на н.э.). Но мы знаем, что в это же время в Риме папский престол занимал знаменитый Григорий VII. Не исключено, что епископ Григорий, изображенный в Фарасе и папа Григорий VII -- один и тот же человек. Это хорошо согласуется с гипотезой о том, что Александрия = Ветхий Рим и, следовательно, изображение александрийского епископа XI века -- это изображение римского папы.

В том же месте, где была найдена фреска с изображением епископа Григория, обнаружено также и изображение Иоанна Златоуста. Оно не подписано, но его легко узнать по византийским иконописным образцам, на которых лик Златоуста изображается очень характерно. С другой стороны, Златоуст -- один из трех святых, которые очень часто изображаются вместе: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они считаются современниками. Их современником был также младший брат Василия Великого, святой Григорий епископ нисский. Мы уже отмечали, что Нисса -- это, по-видимому Ницца в Южной Франции, примерно в 180 километрах от Авиньона (где папский престол был до 1370 года). Ницца -- крупный порт на Средиземном море и он вполне мог быть в эпоху каботажного плавания опорой римского (египетско-византийского) влияния в Западной Европе, то есть французским Римом. Между биографиями Григория нисского и папы Григория VII есть некоторые параллели (мы будем говорить о них ниже). Это переносит всех четырех святых -- Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и Григория нисского в конец XI века -- эпоху Григория VII. Становится понятным и то, что именно они изображены на фресках в Фарасе -- с указанной на фресках правильной датировкой. Сопоставив это с тем, что чудо света -- храм в Фаросе находился где-то в прямой досягаемости от Царьграда, мы опять приходим к мысли, что в XI веке столицей Римской Империи была еще Александрия.

Глава 17. Церковная история XI века

Введение

Повторим вкратце основную идею предлагаемой здесь реконструкции хронологии.

Все оригиналы великих войн = исходов = смен мировых монархий, представленных в скалигеровском учебнике по истории, были в реальности связаны с одним и тем же ключевым событием: переходом города Иерусалима = Трои = Константинополя из рук в руки. В течение XI-XV веков -- исторического промежутка, который полностью покрывает всю реальную (записанную) древнюю историю -- это ключевое событие произошло четыре раза.

Войны, связанные с захватом Константинополя, были перепутаны позднейшими хронологами, события этих войн перемешаны между собой и получившиеся слоистые описания были отражены в прошлое с изменением места действия, географических названий, личных имен и т.д. Они и образовали серию наиболее ярких дубликатов в скалигеровской хронологической версии. В терминах статистической хронологии, это серия ГТР-войн на глобальной хронологической карте (см. [1]). Основой каждого дубликата были подлинные документы, но написанные разными хронистами, а потому одни и те же исторические события получали в разных хрониках разное освещение.

Первая, наиболее древняя из этих войн была в конце XI века, в эпоху Христа (евангельских событий) и принятия христианства в Римской империи. Эта война известна сегодня как Первый крестовый поход. Она была многократно размножена средневековыми хронологами и породила наибольшее число дубликатов в древней и средневековой истории. Это не удивительно, так как хронология в средние века создавалась внутри церковных институтов и поэтому события, связанные с христианством рассматривались хронологами как наиболее важные в истории. Естественно, что эти события анализировались средневековыми хронологами наиболее тщательно. Тем не менее, в результате сделанной кем-то хронологической ошибки, евангельские события были отделены от последующей войны (несмотря на прямые указания некоторых церковных источников, на то, что война началась сразу после распятия и воскресения Христа) и отправлены в I век н.э. В то же время, сама война -- Первый крестовый поход осталась на своем подлинном месте, в XI веке.

При анализе древних текстов следует помнить, что наша историческая традиция была чисто церковной традицией до XVIII века н.э. Лишь в XVIII--XIX веках история начала приобретать светский вид. Однако к тому времени все источники по древней и средневековой истории были уже созданы в церковной традиции, и поэтому светский характер современного учебника по истории -- не более чем особенность подачи уже готового материала, который по сути своей как был, так и остался церковной историей. Поэтому в любом современном учебнике по древней и средневековой истории важные с церковной точки зрения события излагаются более подробно, а несущественные для церкви события часто вообще не присутствуют. Следует помнить также о том, что некоторые события могут быть художественными домыслами позднейших авторов.

Отсюда вытекает важное следствие: любой древний первоисточник, который не сосредотачивает основного внимания на церковном освещении всех описываемых в нем событий, -- это, скорее всего, поздняя историческая беллетристика XV--XVIII веков. (Хотя, как правило, основанная не только на вымысле, но и на реальных исторических фактах.)

Яркие примеры -- Истории Тита Ливия и Корнелия Тацита.

Попытаемся представить себе, к чему в ходе средневековой работы по составлению хронологии должна была привести неправильная датировка событий, связанных с Христом -- I веком н.э. вместо XI века. Ясно что, придерживаясь этой датировки, средневековые хронологи должны были очень тщательно вычистить все явные следы евангельских событий из хроник XI века. В самом деле, эти события рассматривались ими как главные события человеческой истории. Поэтому, как только они распознавали их в некотором тексте, они либо датировали все описанные в нем события I веком н.э. (по их мнению -- эпохой Христа), либо превращали описания событий в исторические отступления древнего автора, подменяя описания самих событий воспоминаниями о них. Поэтому сегодня читая средневековые тексты мы видим, что когда описывается какая-нибудь эпоха, дублирующая эпоху Христа (т.е. XI век), древний автор, как правило погружается в исторические воспоминания и начинает очень часто употреблять имена евангельских персонажей. Но мы уже не сможем найти в исторических текстах следов явного описания основного евангельского события -- распятия и воскресения Христа, -- нигде, кроме, как в I веке н.э. Работа по распознаванию и датированию этого события была проведена средневековыми хронологами очень тщательно. У этого события в скалигеровской версии нет дубликатов (хотя само оно датировано неверно).

Тем не менее, кое-какие мелочи ускользнули от внимания средневековых хронологов. Естественно, это могли быть лишь сильно измененные описания, мало напоминавшие всем хорошо известные церковные источники. Иначе они были бы распознаны как евангельские описания и отправлены в I век. Следы евангельских событий остались в XI веке н.э. лишь в виде отрывочных легенд, отдельных географических названий, некоторых собственных имен и т.п.

Например, крестоносцы в 1187 году завоевывают вместе с Иерусалимом город Тивериаду (см. [12], c.147). С точки зрения скалигеровской хронологической версии такое название города в XI веке -- по имени умершего тысячу лет тому назад императора, --считается воспоминанием о древнеримском императоре Тиберии I-го века. Теперь мы понимаем, что этот город был назван по одному из имен Константина Великого = Алексея I = Тиверия, предводителя Первого крестового похода. Как нам кажется, это выглядит вполне естественно, поскольку исчезает тысячелетний провал во времени.

В этом разделе мы обсуждаем некоторые найденные нами следы евангельских событий, случайно уцелевших вблизи XI века н.э.

Антиохийский Христос

Вот фрагмент из современного учебника по истории:

"Антиохийский патриарх Христофор, урожденный Иса был убит в Антиохии, в обстановке антивизантийского угара 22 мая 967 г." ([2], c.196). Как и Христос, он был проколот копьем, что подчеркивается в хрониках. Напомним, что во время Первого крестового похода именно в Антиохии по мнению крестоносцев находилось то самое копье, которым был пронзен на кресте Христос.

Иса Христофор -- это довольно очевидное видоизменение имени Исус Христос. Конечно, мы не найдем евангельского описания распятия и воскресения, относимого к Исе Христофору -- иначе средневековые авторы немедленно узнали бы в нем Христа и перенесли бы эти события в I век. Тем не менее, очень многие яркие черты евангельского описания здесь присутствуют. Например, солнечное затмение, которое согласно евангелиям и многим другим церковным текстам произошло при распятии Христа. Вполне подходящее полное солнечное затмение упоминается в византийских хрониках под 968 г. -- почти одновременно с убийством Христофора ([2], c.187, прим. 72). Напомним, что полное солнечное затмение -- явление очень редкое.

Более того, как и при Христе, это затмение сопровождалось сильным землетрясением, а также дождем, который многие в то время приняли за потоп "необычный дождь, вызвавший у византийцев опасение, не начинается ли новый всемирный потоп, выпал 5 июня 968 г."([2], 186, прим. 57; с.39). Сразу за убийством Христофора последовала 3-летняя осада Антиохии ромейскими (византийскими) войсками императора Никифора (Победителя) Фоки. После взятия города в нем было обнаружено большое количество священных предметов, связанных с Христом ([2], c.41,46). Византийский историк Лев Диакон прямо пишет, что император Никифор ходил с войском в Палестину ([2], c.40). Трудно не узнать в этом походе карательного похода императора Тиверия в Палестину после распятия Христа, о котором сохранились сведения в средневековых церковных сочинениях, считаемых сегодня апокрифическими (Письмо Пилата к Тиверию).

Приведем комментарии современного историка к сообщаемым Львом Диаконам сведениям о походе Никифора в Палестину: "На самом деле Никифор не доходил до Палестины, а упоминание о ней свидетельствует, может быть, о стремлении придать походам религиозную окраску... И хотя в целом идеи крестовых походов не получили в Византии распространения, именно Никифор был им очень привержен -- задолго до западных крестоносцев" ([2], c.186, прим. 63).

Таким образом, самим историкам очевидно, что поход ромейского императора в Палестину мог быть вызван только идеей крестового похода. Но как тогда быть с походом римского императора Тита Веспасиана в Палестину в I веке? Только искусственный 50-летний разрыв в скалигеровской хронологии между датой распятия Христа и этим походом, -- разрыв, возникший когда эти события искусственно переносили из XI в I век, мешает историкам связать поход Веспасиана и распятие Христа.

А вот то, что осталось от самого распятия. Описывая поход Никифора, Лев Диакон, вроде бы совершенно не к месту приводит один странно звучащий рассказ. Некий иудей в Антиохии имел дома икону с изображением (распятого?) Христа. Неожиданно он возненавидел эту икону и повредил ее(проколол! -- вспомним антиохийское копье). Последовавшее за этим чудо заставило его и окружавших его иудеев в страхе разбежаться ([2], c.39--41).

Легко узнать в этом рассказе обработку хорошо знакомого нам по евангелиям рассказа о распятии Христа. Сюжет повторен в точности: иудеи возненавидели Христа, распяли его и прокололи его ребро копьем, но последовавшее за этим солнечное затмение и землетрясение заставили их в страхе разбежаться (см. евангелия). Это -- яркий пример того, как редактировались описания евангельских событий, когда они попадались в истории не в том месте, где надо. Какой-то историк в XIV--XVII веках, достаточно добросовестный, чтобы не исключить вовсе встретившийся ему не на месте рассказ о Христе, исказил его таким незамысловатым образом (заменил Христа на икону Христа, иудейских первосвященников Иерусалима на некого иудея и т.д.).

В скалигеровской версии хронологии рассказ о Христофоре датирован концом X века. Но в византийской хронологии Скалигера присутствует очень яркий 100-летний сдвиг, согласно которому все события византийской истории до XI века дублируют события, которые происходили приблизительно на 100 лет позже. Следовательно, рассказ о Христофоре надо перенести на 100 лет вперед, после чего он попадет в 60-тые годы XI века -- как раз в эпоху Христа.

В конце XI века, во время Первого крестового похода снова появляется и приобретает большое значение антиохийское копье. Стремление овладеть этим копьем одушевляло крестоносцев во время длительной осады Антиохии в 1098 году ([14], c.83--95). Сегодня историки относятся недоверчиво к мнению крестоносцев, что в осажденной ими Антиохии находилось то самое копье, которым был пронзен на кресте Христос. Но может быть, крестоносцы были правы?

Считается, что Антиохия была взята только западноевропейскими крестоносцами, без участия ромейских (византийских) войск. Однако совсем близко по времени, в 1094 году, город Тир недалеко от Антиохии был взят (и опять -- после 3-летней осады) египетскими войсками: "в 1094 г. фатымидское войско (фатымидами историки называют правителей Александрии того времени -- на самом деле это те же ромейские=римские императоры-фараоны -- Авт.) двинувшись на север, осадило этот портовый город (Тир -- Авт.) и взяв его приступом 3 года спустя, жестоко разграбило" ([14], c.34). Поскольку Тир означает просто царь, Царьград, столичный город, а Антиохия, как известно в то время была столицей, то Антиохия и Тир -- это два названия одного и того же города (как, например, Константинополь назывался одновременно и Царьградом).

Гипотеза: взятие Антиохии крестоносцами в 1098 г. и взятие египетскими войсками Тира в 1094 г. -- одно и то же событие. Город Тир-Антиохия (то есть столица царя Антиоха, так как Тир означает царь) был взят римскими=египетскими=византийскими войсками царя-фараона Константина Великого-Алексея I, в рядах которых сражались крестоносцы, во время Первого крестового похода. Скорее всего, это был город, сегодня называемый Искандером (т.е. Александрией) -- крупный порт в Сирии. После покорения Антиохии Римской империи = Египту того времени, она стала александрийским городом и впоследствии была переименована в Александрию=Искандер.

Наши рекомендации