Примеры тестов для контроля знаний
С помощью тестов можно проверить следующие элементы подготовки студентов по истории:
1. Знание дат, хронологии наиболее значительных событий и процессов.
2. Знание фактов – места, обстоятельств, участников, результатов наиболее важных исторических событий.
3. Соотнесение единичных фактов и общих явлений.
4. Указание характерных, существенных признаков исторических событий и явлений.
5. Классификация фактов по указанному признаку.
6. Знание исторических терминов и понятий.
7. Объяснение причинно-следственных связей событий.
Тема 1, 2
1. Под историей в научном познании в широком смысле понимается все то, что в многообразии объективной общественной и естественной реальности находится в состоянии:
a) равновесия;
b) покоя;
c) маятника;
d) изменения и развития.
2. История исторической науки, ее становления и развития называется:
a) источником;
b) историографией;
c) методологией;
d) этнографией.
3. Способ идентификации и ориентации общества, личности – это функция исторического познания:
a) познавательная;
b) социальной памяти;
c) прогностическая;
d) практически – рекомендательная.
4. Одна из функций исторической науки – функция социальной памяти – позволяет народу:
a) формировать положительные или отрицательные установки в отношении тех или иных событий;
b) выявлять закономерности исторического развития;
c) оставаться активно действующим субъектом исторического процесса;
d) предвидеть будущее.
5. Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для:
a) теологического подхода;
b) географического детерминизма;
c) субъективизма;
d) марксизма.
6. Создателями формационной теории явились:
a) Г. Плеханов и В. Засулич;
b) В. Ленин и Ю. Мартов;
c) Н. Данилевский и А. Тойнби;
d) К. Маркс и Ф. Энгельс.
7. Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли:
a) С. Соловьев и В. Татищев;
b) Н. Карамзин и М. Ломоносов;
c) О. Шпенглер и А. Тойнби;
d) В. Ленин и Г. Плеханов.
8. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением:
1) типологический;
2) ретроспективный;
3) синхронный.
a) изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время;
b) классификация исторических явлений, событий, объектов;
c) последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события.
9. Основоположником «дворянской» исторической науки, предпринявшим попытку создать первый обобщающий труд по истории России, считается:
a) В.Н. Татищев;
b) С. М. Соловьев;
c) Л.Н. Гумилев;
d) М.Н. Покровский.
10 Родоначальником марксистской концепции отечественной истории считается:
a) М.В.Ломоносов;
b) В.Н. Татищев
c) В.О. Ключевский;
d) М.Н. Покровский.
Тема3
На землях какого союза племен возник Киев?
a) древлян;
b) полян;
c) вятичей.
2. Варяги называли славянскую землю Гардарикой, потому что здесь было много:
a) городов;
b) лесов;
c) рек.
3. Бортничество – это:
a) добыча бобровых шкур;
b) сбор меда диких пчел;
c) расчистка леса под пашню.
4. Божеством восточных славян, связанным с культом солнца, был (-о):
a) Сварог;
b) Перун;
c) Стрибог;
d) Ярило.
5. Служителями религиозного культа у древних славян были:
a) попы;
b) колдуны;
c) волхвы;
d) оракулы.
6. Родовая община – это:
a) объединение родов;
b) поселение, все члены которого объединены кровнородственными связями, ведут совместное хозяйство;
c) поселение людей, не связанных родственными узами, но занимающих определенную территорию, коллективно обрабатывающих землю;
d) объединение родственников с подчинением младших старшим.
Какое море в древнерусских и арабских источниках называлось “русским”?
a) Белое;
b) Балтийское;
c) Черное.
8. Выберите старинный славянский праздник, в ходе которого по домам ходили ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были одаривать ряженых:
a) Масленица;
b) День Ивана Купалы;
c) Праздник Урожая;
d) Праздник Коляды.
9. Племенное собрание у восточных славян в древние времена называлось:
a) Сход;
b) Дума;
c) Вече;
d) Вервь.
10. Предметами экспорта восточных славян в древности являлись:
a) шерсть, мясо, кожи;
b) мед, воск, пушнина;
c) кедровое масло и орехи;
d) соль и соленая рыба.
Как назывался греческий город – государство, из которого осуществлялась колонизация?
а) метрополия;
b) мегаполис;
с) провинция.
12. Древнейший период истории Рима получил название:
а) царского;
b) начального;
с) императорского.
13. Массовые перемещения германских и негерманских племен это:
а) набеги варваров;
b) Великое переселение народов;
с) создание варварских королевств.
14. Западная Римская империя прекратила свое существование в:
а) 418 г.;
b) 439 г.;
с) 476 г.
Тема 4
1. Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением:
1) рядович;
2) боярин;
3) митрополит.
a) глава Русской православной церкви в Древней Руси;
b) крестьянин, работавший по договору;
c) старший дружинник.
2. Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением:
1) «уроки»;
2) закуп;
3) посад.
a) фиксированный размер дани;
b) крестьянин, взявший ссуду;
c) торгово-ремесленное поселение за стенами Кремля.
3. Соотнесите имена и прозвища древнерусских князей:
1). Олег;
2). Владимир;
3). Ярослав.
a) «Красное солнышко»;
b) «Вещий»;
c) «Мудрый».
4. Первая встреча русских войск с монголами произошла:
a) на Куликовом поле;
b) на Чудском озере;
c) на р. Угре;
d) на р. Калке.
5. Невская битва произошла в:
a) 1242;
b) 1147;
c) 1240;
d) 998.
6. Укажите правильное соответствие между термином, характеризующим взаимоотношения Руси с Золотой Ордой, и его определением:
1) ярлык;
2) улус;
3) выход.
a) дань в пользу Золотой Орды;
b) провинция в Золотой Орде;
c) ханская грамота, подтверждавшая право на княжение.
7. С возвышением и укреплением Московского княжества связаны даты:
a) 1533-1584, 1240;
b) 980-1015;
c) 1325-1340, 1380.
8. С возвышением и укреплением Московского княжества связаны имена:
a) Ивана Калиты, Дмитрия Донского;
b) Владимира I, Ивана IV;
c) Ярослава Мудрого, Бориса Годунова.