Особенности методики обучения истории в основной школе
План ответа:
1) характеристика ступени школы (5-9 классы) как 1-го концентра:
а) цели изучения истории в первом концентре (на основе анализа стандарта);
б) содержание исторического образования – какие курсы истории изучаются (на основе анализа стандарта);
2) возрастные психологические особенности учеников основной школы – подростков – как основа выбора приемов и форм обучения; особо остановиться на межличностном общении, формировании системы ценностей и значимости групповых, дискуссионных форм учебной работы.
Групповое обучение - форма организации учебного процесса на основе разделения учебного коллектива на малые группы выполняющие задания, различные по содержанию учебного материала или по способам учебной деятельности в целях реализации дифференцированного подходак учащимся.
В педагогике принято выделять следующие виды групповой работы (И.М. Чередов): кооперативно-групповая работа (разные группы выполняют отдельные части общего задания, например, изучают тему по разным историческим источникам); звеньевая работа предполагает групповую работу над единым для всех заданием (здесь возможны группы равного состава ли разноуровневые, в последнем случае дифференциация проявляется в уровне требований к конечному результату); индивидуализировано - групповая (сначала учебный материал объясняется всему классу, затем основная часть класса получает задания для работы, а со слабыми учениками материал разбирается еще раз в индивидуальном порядке); дифференцированно - групповая (напоминает предыдущую форму работы с той разницей, что вторично материал объясняется не каждому слабому ученику отдельно, а целой группе, в то время как средние и сильные ученики выполняют задания на закрепление).
Группы могут быть стабильными, например, по колонкам (что более удобно для учителя и экономично во времени) и нестабильными (более сложный в организационном плане вариант, но более гибкий при учете индивидуальных особенностей ученика).
В зависимости от педагогических целей различают объединение учеников в группы:
по интересам, что является дополнительным стимулом к совместной деятельности по выполнению заданий;
по уровню познавательных возможностей учеников - сильные, слабые, средние, чтобы стимулировать самостоятельное освоение учебного содержания, выполнения заданий разной степени сложности с опорой на зону ближайшего развития каждой группы (во внимание берется темп обучения, уровень знаний и умений);
с одинаковым соотношением сильных, средних и слабых учеников, чтобы обеспечить познавательную деятельность с опорной на сильных учеников каждой группы, которые играют роль лидеров при выполнении заданий, или с целью обеспечить равные условия в соревновательных играх.
Желательно не включать в одну группу учеников взаимно отвергающих друг друга; учеников с низким статусом прилежания следует направлять в те группы, где отношение к ним будет нейтральным; создавать дополнительные условия для комфортного обучения за счет поиска коллективного решения, взаимопомощи, для установления обратной связи (с одноклассниками, учителем).
Г.О. широко применяется в игровых ситуациях, в дискуссиях, на уроках лабораторного типа.
При правильной организации Г.О. способствует развитию умений учащихся работать в коллективе, становлению коммуникативной культуры, толерантного отношения к одноклассникам.
Дискуссия - (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) способ обучения истории, основанный на активном диалоге сторон по отстаиванию своей точки зрения на проблемы, связанные с познанием прошлого и имеющие альтернативные решения. В методической литературе термин Д. не имеет однозначного толкования: трактуется как метод обучения (в классификации методов по способам познавательной деятельности учащихся), употребляется в значении приема обучения (диалогический прием устного метода обучения), и используется для обозначения типа урокаи формы внеклассной работы.
Элементы Д. стали внедряться в обучение истории в к. ХIХ - н. ХХ в., использовалась вместе с другими способами активного обучения в 20-е гг., а также, начиная с 80-х гг. ХХ в. Использование Д. в современной практике обучении историинашло свое отражение в методических публикациях и исследованиях (М.В. Короткова).
Главная цель использования Д. в обучении истории - выработка ценностно-осознанного отношения учеников к изученному материалу, их самоопределение в рассматриваемых проблемах. Проведение Д. позволяет учащимся закреплять, применять, углублять, осмыслять, оценивать и переоценивать исторические знания. Она способствует развитию проблемного, критического мышления учащихся, развитию умений излагать и отстаивать (переосмыслять) свою точку зрения (вести диалог). Систематическое участие в Д. способствует осознанию относительности, интепретационого характера исторических знаний, воспитанию основ плюралистического сознания, коммуникативной культуры учащихся.
По рассматриваемым проблемам различаются Д. о версиях описания исторических событий, поступков людей, об альтернативных оценках (учеными, учащимися) исторических объектов, о путях исторического развития, о способах решения учебной проблемы.
Д. могут происходить в реальном времени, где ученики выполняют свои учебные роли и в историческом времени, где ученики ведут дискуссию от лица воображаемых исторических персонажей (дискуссия - игра). Д. могут быть структурированными, с четкой последовательностью и регламентом обсуждения подвопросов общей проблемы и импровизационные.
Проведение Д. предполагает такую последовательность учебных действий : выдвижение учителем (учениками) проблемы (создание альтернативной ситуации ) - изложение и обоснование первой группой учеников своего видения решения проблемы – вопросы оппонентов к этой группе - критика оппонентами первой позиции, изложение ими альтернативной, второй позиции – вопросы сторонников первой позиции, к оппонентам - критика первой группой своих оппонентов, приведение новых аргументов в пользу своей позиции и т.д. … - подведение итогов Д. Д. может завершаться: отказом одной из сторон от своей позиции; принятием решения, согласующего подходы первой и второй стороны; принятием решения о необходимости дальнейшего исследования рассматриваемой проблемы.
Во время Д. учитель обеспечивает условия, при которых каждый ученик может свободно высказать и обосновать свою точку зрения, управляет процессом всестороннего и последовательного обсуждения поставленной проблемы, организует оценку учениками убедительности и правомерности позиции каждой из сторон, подводит учеников к итоговым выводам по обсуждаемому вопросу.
Способность к участию в Д. формируется у учащихся постепенно. В основной школе способность к диалогу, полемике, отрабатывается на различных уроках. Сначала отрабатываются умения вести беседу с учителем, с другими учениками. Затем в обучении начинает использоваться прием Д. , вводятся требования к ведению Д.В старших классах становится возможным проведение урока дискуссии.
Д. используется как форма внеклассной работы в первую очередь, для решения задач воспитания и развития учащихся. В этом случае ее тематика порождается самими учениками. Такая Д. может проводиться с разновозрастным составом участников. Ее тематика может выходить за рамки учебной программы по истории, предполагать интеграцию знаний ряда предметов (например, тема Д. - «…гражданином быть обязан»? – допускает интеграцию знаний курсов истории, обществознания, права, литературы и др. предметов. Внеклассная Д. также может проводиться в форме ролевой игры (например, «Суд над фашизмом»). Методика подготовки и проведения этого вида Д. аналогична проведению урока дискуссии.