Урок как основная форма обучения. Основной организационной формой обучения в современной школе является урок

Урок - форма организации обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, одного возраста уровня подготовки в течение определенного времени и в соответствии с расписанием.

Урок имеет следующие особенности:

- является завершенной и ограниченной во времени частью учебного процесса, во время которого решаются определенные учебно-воспитательные задачи;

- каждый урок включается в расписание и регламентируется во времени и по объему учебного материала;

- в отличие от других форм организации обучения является постоянной формой, обеспечивающей систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков;

- посещение уроков обязательно для всех учащихся, поэтому они изучают систему знаний, разделенных поурочно, в определенной логике;

- является гибкой формой организации обучения, которая позволяет использовать различные методы, организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность учащихся;

- совместная деятельность учителя и учащихся, а также общение большой постоянной группы учащихся (класса) создает возможности для сплочения коллектива детей;

- способствует формированию познавательных качеств личности (активности, самостоятельности, интереса к знаниям), а также умственному развитию учащихся

И.П. Подласый выделяет следующие общие требования к современному уроку

1. Использование последних достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной позновательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление сознаваемых учащимися межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно воспитательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств.

9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

10. Формирование практических необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

К дидактическим (или образовательным требованиям) относятся:

• четкое определение образовательных задач каждого урока;

• рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

• внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

• рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;

• творческий подход к формированию структуры урока;

• сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;

• обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;

• научный расчет и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку включают:

• определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;

• постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;

• воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях;

• внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:

• формирование развития у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;

• изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;

• проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;

• прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

Кроме перечисленных требований к уроку выделяют и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.

Типы и виды уроков.

Выбор типа и вида урока зависит от дидактических целей, которые ставит педагог, от возрастных особенностей детей, от степени подготовленности учеников и от оснащенности школы. При этом один и тот же тип урока может иметь несколько видов (структур) уроков.

В методике существует немало классификаций типов урока, которые учитывают разные аспекты. Но наиболее популярной на практике остается классификация, предложенная Б. Есиповым, который выделял следующие типы уроков по их дидактическим целям:

• Урок получения нового знания. На этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление.

Виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия, исследование, составление проекта.

• Урок закрепления знаний и формирования ЗУН предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний.

Виды: практикум, дискуссия, лабораторная работа, проект, составление кейса, деловая игра, конкурс, КВН, викторина.

• Урок обобщения и систематизации — полученные знания обобщаются в систему, важно показать взаимосвязь нового и старого, указывается место нового знания в общей системе.

Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры., путешествие, конкурсы, викторины.

• Урок контроля ЗУН и коррекции знаний предназначен для определения качества ЗУН по теме, выявление уровня освоенности темы.

Виды: зачеты, письменные работы, экзамен

• Комбинированный урок предназначен для выработки умения самостоятельно применять новые знания на практике.

Виды: экскурсия, конференция, семинар, практикум, мастер-класс.

Комбинированные уроки в силу своей специфики особенно распространены в младших классах. Это объясняется возрастными особенностями детей, для которых еще характерна неустойчивость внимания и повышенная эмоциональная и физическая активность.

В отдельную категорию принято выделять нестандартные уроки. Это уроки, построенные по непривычной структуре, в необычной форме, с использованием нестандартных методов и приемов. К видам нестандартных уроков относят уроки-"погружения", уроки в форме КВН, театрализованные уроки, консультации, аукционы, уроки творчества, уроки-формулы, уроки-фантазии, бинарные (интегрированные), компьютерные и пр.

Нестандартные уроки, как правило, больше нравятся детям, повышают их мотивацию к обучению. Но при всех плюсах они требуют большего времени на подготовку и не всегда эффективны с точки зрения дидактических целей. Нельзя строить весь учебный процесс исключительно на нестандартных уроках, поэтому методисты рекомендуют практиковать такие уроки всем учителям, но в меру, целесообразно распределяя время.

Наши рекомендации