Связь методики преподавания истории в специальной (коррекционной) школе с другими науками

Изучение процесса обучения истории опирается на родственные науки, и прежде всего на историю, педагогику и психологию (специальную педагогику и специальную психологию, когда речь идет о методике преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида).

История как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе так же, как и в общеобразовательной, имеет своим основанием историческую науку, но это не уменьшенная ее модель. История как школьный предмет не включает историографию и дискуссионные вопросы. Поскольку методика обучения истории свое главное содержание получает путем рассмотрения самой истории как науки и как предмета преподавания, А.И. Стражев предложил считать ее под этим углом зрения «исторической дисциплиной», хотя и признавал, что под углом зрения разработки вопросов обучения она является наукой педагогической [6. С. 13–14].

А.И. Стражев подчеркивал, что методика обучения всегда должна быть на уровне современного развития исторической науки, опираясь на которую методика может научно разрабатывать вопросы об отборе и освещении фактического и понятийного содержания в школьных курсах истории, а отчасти и о путях его раскрытия в обучении. Эти положения будут верны и в отношении специальной методики преподавания истории, несмотря на отличие курса истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида от курсов истории, преподаваемых в общеобразовательной школе.

Если развитие исторической науки влияет на содержание истории как учебного предмета, то педагогическая наука определяет объем и уровень абстракции сообщаемых учащимся исторических знаний.

Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе тесным образом связана с олигофренопедагогикой, в соответствии с рекомендациями которой она определяет содержание материала по истории и придает ему коррекционную и практическую направленность при разработке вопросов и заданий по различным темам учебной программы. Специальная методика истории опирается на дидактические принципы, использует методы обучения с учетом специфических требований к ним, сформулированных специальной дидактикой.

Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе тесно связана с психологией и специальной психологией; предоставляющей данные о ребенке с нарушением интеллекта. Из курса психологии известно, что в организации познавательной деятельности учащихся учитель обычно идет от конкретных фактов, через их разбор и обобщение к формированию понятий. Это индуктивный метод. Вместе с тем организация познания может идти и дедуктивным методом, т. е. учащиеся сначала знакомятся с теоретическими положениями, а затем изучают конкретные факты. Возможности использования такого метода обучения истории учащихся с нарушением интеллекта определяет специальная методика.

Данные психологии свидетельствуют о необходимости соединения в деятельности учащихся чувственного и рационального в познании, требуют наглядности в обучении и активной мыслительной работы учащихся. Психологические исследования познавательных процессов школьников с нарушением интеллекта помогают определить оптимальные пути обучения истории, предусматривать возможные трудности, отбирать материал, дифференцированно планировать приемы работы, виды заданий.

Избирая тот или иной метод обучения, реализуя дидактический принцип доступности, методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе опирается на возрастные особенности и учитывает индивидуальные возможности учащихся с нарушением интеллекта.

Специальная методика истории использует рекомендации, разработанные методикой обучения истории в общеобразовательной школе. Такое заимствование основывается на теоретическом положении Л.С. Выготского о единстве основных закономерностей развития нормального и умственно отсталого ребенка, дает возможность применять на уроках истории в специальной (коррекционной) школе методы, приемы и средства обучения, разработанные методикой обучения истории в общеобразовательной школе. Вместе с тем все используемые методы и средства обучения истории должны способствовать коррекции недостатков учащихся с нарушением интеллекта.

Наши рекомендации