Поэтика лирических песен

Лирическая песня возникла давно.

Фольклористы пришли мнению, что окончательный жанр лирической песни сформировался к 16 - 18 вв. Лирические песни делятся на обрядовые и необрядовые. Обрядовая песня связана с определенным обрядом, а необрядовая - с бытом, досугом крестьян.
В древности, когда личность еще не выделилась из массы, её эмоциональность выражалась коллективно: хоровые клики, возгласы радости и печали в обрядовом действе или хороводе.
Истоком лирической песни, ее рождающим лоном был хор, хоровод, и черты «хоризма» остались в стиле и приемах позднейшей песни. По тому, в каком контексте бытовала песня, исследователи определяют особенности песенного жанра. Если в хороводе – то песни называются хороводными (круговые, ходовые, уличные), если танец – плясовыми, если песня входила в процесс игры и содержала некое сопровождение, то игровыми, где выделялись песни наборные (призывающие присоединиться к играющим) и разборные (содержащие требование разойтись с прощальным поцелуем). Песни, исполнявшиеся сольно, называли голосовыми, или проголосными.
Песни делятся на группы по признаку социальной принадлежности: крестьянские, бурлацкие, рабочие, солдатские, разбойничьи, тюремные.
Наиболее распространенное деление лирических песен на частые (быстрые, веселые, проговорные) и протяжные (медленные, долгие, грустные). Песни подразделяются по тематике на любовные и семейные, а так же по гендерному признаку: женские и мужские, причем женских больше. Песни именовались и по признаку их бытования - «компаньишные», «посиделочные», «гулевые», «уличные», «застольные», «плясовые».
По мнению Проппа, лирическая песня, в большинстве случаев, может быть пересказана прозой, так как она всегда до некоторой степени сюжетна.
Необрядовая лирическая песня представляет собой симбиоз старых крестьянских традиций и новых городских веяний.
Поэтика лирической песни связана с процессом, который Веселовский определил как психофизический катарсис древней игровой песни, переходящий в эстетический.
Говоря о поэтике лирической песни, необходимо учитывать не только её текст, важна и музыкальная сторона – напев, манера исполнения. Ритмический рисунок, входящий в пространство мелодии, - обязательный атрибут песни, так как существовали песни и без слов. Еще в средние века мелодия считалась важнее слова. В составе древнего синкретизма слово выполняло служебную роль, уступая свои позиции ритмически - мелодическому узору.

Частушки. Происхождение (академический взгляд и точка зрения П.А. Флоренского), бытование.

Частушка – жанр лирической необрядовой поэзии. Традиционно – коротенькая, частая песня (но не все фольклористы согласны с таким определением). П.А.Флоренский – собиратель русских частушек. Он считал, что частушка «не только лирика, - вообще выражающая настоящее, - но именно и по преимуществу лирика мгновения». Ряд фольклористов склонен утверждать, что частушка возникла во 2-ой половине XIX века в связи с появлением новых социальных, экономических и идеологических институтов. Флоренский и Симаков – сторонники теории архаичности частушки. Существовало мнение, что частушка заменяет лирическую песню (Николаев). Противоположное мнение принадлежало фольклористу Симакову. Флоренский предполагал, что частушка – особый род песни. Она сосуществовала с другими видами песен, а также вполне возможно то, что она предшествовала им. А.М.Горький назвал частушку «живой газетой» (крестьяне узнавали все последние новости из частушек). Версия о ритуальном происхождении частушки принадлежит Адоньевой. Частушка создает свои, самостоятельные версии событий, чаще не совпадающие с официальными. Разновидности частушек: 1) примерные (о чувствах и мыслях). 2) матерные (исполнялись мужчинами или пожилыми женщинами). 3) хороводные. 4) ходовые, или плясовые (поются в «подпляску»). 5) выкрички (исполняются на свадьбе). 6) рекрутские (исполняются во время проводов солдат).

Поэтика частушки

Частушка – особая договорная (конвенциональная) форма речи, используемая в публичных состязаниях частушечников, чаще представленных крестьянской молодежью. В ходе состязаний частушечники создают себе репутацию, славу, стыдя своих противников (супостатов).

Индивидуальное, личное, связанное со сферой чувств, взаимоотношение полов – главное в тематике частушки. Хотя тематических ограничений частушка не знает.

Частушка – разная не только по тематике, месту и способу исполнения: например, «некрутские», или рекрутские, частушки поют медленнее и ниже беседных, частушки, исполняемые во время, к примеру, стирки, отличаются от публичных частушек.

Поэтика (художественная форма) частушки обусловлена особенностями ее содержания, а также условиями возникновения и оформления ее как жанра. С одной стороны, частушка продолжает традиции старых песен, с которыми связана генетически. А с другой — под влиянием литературы вырабатывает совершенно новые черты, которых раньше не было ни в одном жанре фольклора.

Остановимся на языке и поэтическом стиле частушек. Как и в традиционных лирических песнях, в основе языка частушки лежит живая разговорная речь. Однако язык частушки по своему лексическому составу значительно богаче языка лирических песен. Это объясняется тем, что частушка несравненно разнообразнее лирических песен по своей тематике и выражаемым эмоциям.

Однако язык частушек не только богаче, но и современнее, свежее языка традиционных лирических песен. В отличие от них частушки широко используют различные неологизмы, в них необычайно ярко проявляется народное словотворчество. Так, например, родители, пытающиеся выдать девушку за немилого, называются в частушке «губителями-зарезниками», «характерная» девушка выходит замуж «самоходочкой». Ее дружок — веселый, «гармонистый», его глаза «карие, карючие» и т. д. На смелый языкотворческий характер частушки в свое время обращал внимание писателей А. М. Горький.

Не менее своеобразен и поэтический стиль частушек. В них можно встретить самые различные тропы и образные выражения: эпитеты, сравнения, метафоры и т. д. Некоторые из этих тропов перешли в частушки из традиционных лирических песен. Однако подавляющее большинство создано самой частушкой и отличается ярким жанровым своеобразием.

В частушках можно встретить такие фольклорные эпитеты, как «ясный сокол», «лебедь белая», «родимая сторонка», «родная матушка», «сердечный друг», «миленький дружочек» и т. п. Все эти эпитеты перешли в частушку из традиционных лирических песен. Однако больше в частушках эпитетов не традиционных, а новых. Эти новые эпитеты оригинальны, они служат средством меткой индивидуальной характеристики образов.

Трудовые песни

Трудовые песни – это жанр фольклора, наиболее убедительно говорящий о прагматике словесного текста, прагматике как магической(идущей от архаики), так и сиюминутной, утилитарной. Функция трудовых песен – помочь скооперировать общие усилия для совершения какого-либо коллективного действия: поднятие, опускание или передвижка больших тяжестей, сплав леса, снятие баржи с мели, вбивание или вытаскивание свай, корчевание тяжелых пней и прочее.

Функция слова в трудовых песнях не совпадает полностью с его прямым словом, его включение в фольклорный текст вносит магическое начало и превращает действие, сопровождающее его, в ритуализованный акт. Слово влияет не только на физические усилия рабочих, на их эмоц. состояние, на взаимоотношения людей с микросредой, в которой они находятся, с объектами и орудиями труда, с теми невиданными силами, которые стоят и за этими объектами. Успех дела зависит от вовремя и правильно произнесенного текста. Трудовые песни имеют роль катализатора, украшают трудовой процесс подобно орнаменту на прялке.( Б. Н. Путилов)

« Рабочие песни « А.Н. Веселовского – трудовые песни (судовые песни в Египте, это напоминает келевсмы – приказания, команды греч. и рим. моряков).

Трудовые песни запечатлелись в русском историко–культурном пространстве как принадлежность бурлаков (несчастных, тянущих баржу = И. Репин «Бурлаки на Волге»). Однако бурлаками в XIXв. Называли рабочих, выполняющих тяжелый непрофессиональный труд, - бывшие крестьяне, ушедшие на заработок из деревни. В песенном репертуаре русского фольклора есть собственно бурлацкие песни(лирические). Трудовые песни как составляющая деятельности бурлаков – иной жанр, утилитарные, прикладной.

Функция трудовых песен неоднозначна: она связана не только ритмообразующей ролью, ролью команды и призыва. Трудовые песни способствуют психологической сплоченности работающих, созданию благоприятной эмоциональной обстановки. Характерной особенностью артельных ( или трудовых песен), связных со спишкой (сталкиванием барок в реку), представляется их юмористических мотивов и образов.

Б.Н Путилов приводит пример трудового дискурса(В Новой Гвинее, когда моряки в ритм с движением – тянут сети – поют).

Русский народ называл трудовые песни «дубинушками». (Дубинушка Ф.Шаляпина). Почему трудовые песни стали исчезать из бытования? «Дубинушка» - вместо машины. А когда машина появилась «Дубинушки» не стало. Анахронизмом «дубинушек», ли трудовых песен/ трудовых припевок можно считать те призывы/команды, которыми по сей день сопровождается коллективное тяжелое трудовое действие( раз-два, взяли, еще раз взяли).

Уникальные записи лесосплавщиков, сопровождающееся нотированием и комментариями об их бытовании и исполнении. ( конец 60х г. XXв.).

Припевки – произведения особого жанра народно-песенного искусства; своеобразные музыкальные команды, помогающие выполнять тяжелые работы. Это единственный песенный жанр русского фольклора, который не относится к лирике: это глаголы в повел. наклонении, междометия, числит. Тема труда( трудовые песни, пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, но темы труда нет в лирическом песенном творчестве.

« Не кочегары мы, не потники…», « Нам песня строить и жить помогает..», «Мы кузнецы, и дух наш молод…».

Колыбельные песни.

Прагматика колыбельных песен очевидна – колыбельные песни должны успокоить и усыпить ребёнка. Главное в колыбельной – ровный, убаюкивающий напев.

Мифологический мотив:

Возможно, колыбельные песни, дошедшие до нас, - это анахроническая форма древних вокативных (т.е. звательных) форм. Чтобы защитить спящего ребёнка, необходимо было произнесение магических формул, отгоняющих вредоносные силы. Они должны были уйти, но и унести с собой бессонницу младенца. Популярен в славянском фольклоре мотив «обмена» бессонницы на сон. Многообразием городской житель вряд ли удивит собирателя колыбельных песен. А вот в деревнях, где еще жива традиция классического традиционного фольклора, репертуар колыбельных песен по-прежнему богат. Утилитарный характер колыбельной песни спроецировал ее ритмичность и монотонность.

Поэтика и стилистика колыбельной песни находится в зависимости от адресата: всё предельно упрощено. Действующие лица колыбельной песни: безобидные домашние животные, птицы. “То, что делают люди, здесь делают животные». Если это хищник, то он назван ласково – серенький волчок.

Существовала «долгая» и «короткая» традиция исполнения колыбельных песен. Колыбельные песни, сложенные из блоков, выстраивающихся в единый сюжет, - это «долгоё баюканье» (капгопольские байки); свободное же чередование сюжетных мотивов, напоминающее частушки, - «короткое байканьё» (волгодские байки).

Колыбельные песни содержали в себе большой пласт информации об окружающем мире, о ролях членов семьи, о традиционных занятиях, т.е. имели познавательную функцию.

Помимо доступных пониманию ребенка тем в колыбельных песнях звучали, сентенции, рассчитанные на взрослую аудиторию (вероятно, ребенок засыпал, а исполнительница колыбельной хотела, чтобы члены семьи услышали ее рассуждения на «злобу дня» о семейных взаимоотношениях.)

Анахронизмом в колыбельных песнях выглядит тема пожелания смерти ребенку (анахронизм – ошибочное, намеренное или условное отнесение событий, явлений, действий, личностей к др. времени, эпохе относительно фактичной хронологии).

Сами носители колыбельного фольклора объясняют тему смерти социальными причинами, другие - шуточным попранием самого святого чувства, третьи – магическим анахронизмом заговорных форм.

Исполнение колыбельной песни, содержащей положение «поскорее умирай», сопряжено также с желанием обмануть дух смерти, чтобы он оставил в покое уснувшего, незащищенного ребенка. Таким образом, колыбельная, дошедшая до нашего времени, скорее всего, анахронизм древних заклинательных форм.

Обряды перехода.


Обряды перехода – это переломные моменты, существующие в жизни каждого человека и связанные с перипетиями в социуме или природе, когда необходимо обеспечить человеку гармоничный, безболезненный переход из одного состояния (сезонного, хозяйственного, социального, психологического, физического) в другое.( Концепт и термин «О.п.» связан с именем французского фольклориста Арнольда Ван Геппена).

Обряды перехода делятся на:
1) обряды отделения от прежнего мира (прелиминарные)

2) обряды промежуточного периода (лиминарные)

3) обряды включения в новый мир (постлиминарные)

Первая и третья стадии этих обрядов могут тогда рассматриваться как своего рода гарантия безопасности расставания со старым и вступления в новый статус. Критическая стадия — вторая, на которой участвующий в обряде человек не обладает никаким статусом, а находится в промежуточном состоянии, не являясь членом какой-либо отдельной части общества; таким образом, на этой стадии человек подвергается опасностям и сам представляет опасность для общества. Поэтому наиболее важная часть этого обряда связана с ограждением этих людей от остальных и с обеспечением прохождения этой стадии с наименьшим риском.

Техника совершения обряда подразделяется на:
1)симпатическую – это обряды, которые совершаются по принципу подобия: создается модель какой-то жизненной ситуации, и там совершается желаемое

2) контагиозную – это те обряды, в которых присутствует приём синекдохи: на часть какого-то явления, индивида направлена магия обряда с пожеланием, чтобы целое получило то же воздействие, что и его часть

Ван Геппен выстроил систему обрядов, смысл которых состоит в переходе человека в разные состояния: из мира профанного - в мир сакральный, из мира своего - в мир чужой и т.д.

Обрядовая жизнь человека может быть условно поделена на:
1)обряды, связанные с природными переходами: изменениями в природе, а, следовательно, и изменениями в ведении хозяйства – календарный фольклор
2) обряды перехода в контексте семьи

Наши рекомендации