Тематика лирических произведений

Теория по литературе для сдачи ЕГЭ

o Роды литературы

o Жанры

o Литературные направления и течения

o Тематика лирических произведений

o Структура художественного текста

o Конфликт в художественном произведении

o Система образов в художественном произведении

o Художественный характер

o Средства создания и раскрытия литературного героя

o Роль писателя в произведении

o Сатира и юмор

o Название художественного произведения

o Роль пейзажа в произведении

o Художественное пространство и время

o Художественная деталь

o Эпизод

o Стихосложение

1. Стихотворные размеры

2. Рифма, строфа

3. Как определить стихотворный размер?

4. Про мужскую и женскую рифмы

o Тропы и их функции

o Поэтический синтаксис

o Поэтическая фонетика

o Лексические средства выразительности

Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.

Предмет изображения:

Эпос↔ Драма

События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.

Лирика

Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.

Отношение к предмету изображения речевой структуры:

Эпос ▼ Повествование о событиях Драма ▼ Разговор дей- ствующих лиц (диалог, монолог) Лирика ▼ Выражение чувств, эмоций

Способы организации художественного времени и пространства:

Эпос ↔ Драма События, происходящие во времени и пространстве Лирика Вне времени и пространства

Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем.
Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни.
Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.

Эпические жанры
Роман Вид повествовательной литературы; развернутое во времени и пространстве произведение, в центре которого эпическое повествование о судьбе одного или нескольких персонажей, круг жизненных явлений, данных в развитии: - большой объем - несколько сюжетных линий - судьба нескольких персонажей во взаимосвязи
Повесть Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение. – средний объем – одна сюжетная линия – судьба одного героя, одной семьи – ощутимость голоса повествователя – преобладание хроникального начала в сюжете
Рассказ Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя
Новелла Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр)
Очерк Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием.
Басня Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием
Лирические жанры
Стихотворение Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами
Элегия Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму
Эпиграмма Небольшое по объёму сатирическое стихотворение
Сонет Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три
Эпитафия Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему
Песня Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок
Гимн Торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные
Ода Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная
Послание Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу
Романс Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку  
Лиро-эпические жанры
Баллада Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает переживания
Поэма Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя
Драматические жанры
Трагедия Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель
Комедия Вид драмы, в котором характеры, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни Разновидности комедии по характеру содержания: – комедия положений (источник смешного – события, хитроумная интрига); – комедия характеров (источник смешного – четко типизированные характеры героев); – комедия идей (источник смешного – идея писателя); – трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни); – фарс (западноевропейская народная комедия XIV – XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой)
Драма Литературное произведение, которое изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами
Водевиль Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами
Интермедия Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов: 1) самостоятельный жанр народного театра в Испании; 2) галантно-пасторальные сцены в Италии; 3) вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле в России

Литературные направления

Художественный метод = литературное направление = литературное течение

Совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах явления жизни
Основные признаки литературного направления Представители литературы
Классицизм - XVIII - начало XIX века
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве. 2) Гармония содержания и формы. 3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. 4) Простота, стройность, логичность изложения. 5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия. 6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами. 7) Строгая иерархия жанров:"высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс. П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия)
Сентиментализм - XVIII - начало XIX века
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний. 2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). 3) Ведущая тема - тема смерти. 4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны. 5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия); Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)
Романтизм - конец XVIII - XIX век
1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации). 2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир) 3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии). 4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души. 5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция); В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)
Реализм - XIX - XX век
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности. 2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). 3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. 4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия); Стендаль, О. Бальзак (Франция); А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)
Натурализм- последняя треть XIX века
1) Стремление к внешне точному изображению действительности. 2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера. 3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. 4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений. Э. Золя, А. Хольц (Франция); Н. А. Некрасов "Петербургские углы", В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)
Модернизм.Основные направления: • Символизм • Акмеизм • Имажинизм Авангардизм. • Футуризм  
Символизм - 1870 - 1910 годы
1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов. 2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм. 3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений). 4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья. 5) Искусство как интуитивное постижение мира. 6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха. 7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства 8) Предпочтение лирических стихотворных жанров. 9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность). 10) Собственное мифотворчество. Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция); М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый (Россия)
Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. 2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы. 3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. 4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм. 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму). 7) Изображение предметного мира, земной красоты. Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее тв-во), М. А. Кузмин (Россия)
Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия)
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. 2) Опора на новейшие научные и технологические достижения. 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. 4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста. 5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество. 6) Поиск новых ритмов, рифм. 7) Установка на произносимый текст (декламация) И. Северянин, В. Хлебников (раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский (Россия)
Имажинизм - 1920-е годы
1) Победа образа над смыслом и идеей. 2) Насыщенность словесных образов. 3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин

Тематика лирических произведений

Тема - то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.

(Творчество, быт и нравы москвичей 30-х годов, власти, судьбы, смерти - темы романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова)

Мотив - мельчайший элемент художественного произведения; один из образов, созданных автором; наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении "опорные" художественные приемы и средства в их смысловой наполненности.

(Уход человека от привычного ему образа жизни - мотив в творчестве А. П. Чехова; переодевания - в комедиях, и фарсах; узнавание героем его благородного происхождения - в финалах романов, повестей, комедий.)

Лейтмотив - ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение.

(Грозы, сны, сумасшествие, страдание - лейтмотивы романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".)

Наши рекомендации