Вопрос 13Характеристика основных циклов лирических произведений Байрона. Мотивы, проблематика, поэтика.

Биография Байрона в конспекте.

1788-1824 -По хар-ру содерж-я лирику разделить на 2 группы: интимно-психологич-е и героич.-мятеж-е, хотя, по сути, оно представляет единое целое. Лирич. герой Б-на эволюц-ровал вместе с автором, но есть основ. черты: Мировая скорбь, бунтарская непримир-сть, пламенные страсти, свободолюб-е устремления.

Сложная и переломная эпоха после франц. револ-и. Разочаров- в конкрет-х делах, провозглаш-х револ-й и просвет-м. В 1е время после Кембриджа - посетитель гостиных и светских салонов, он включается в борьбу за правое дело – в Италии он помогает карбонариям, в Греции он снаряжает на свои средства корабли и вооружает людей, умирает от лихорадки. В борьбе с лейкистами он отстаивал возмож-ти нового худож-го метода, утверждал позицию активного восприятия жизни. Он подразумевал наличие сил неподвласт-х ч-ку, но ч-к – сущ-во не пассивный объект этих сил. И высшее назнач-е ч-ка – бросить вызов, выстоять перед этими силами, не утратив желания бороться, страдать, любить жизнь. Поэзия – это бунт против трусости, мелочности.

В столкновении философии и тирании должны обнажить меч, с подобным противником иначе и нельзя. Борьба неравная, но ее надо вести на благо ч-ку. Открывает тип лишнего ч-ка, болезнь эпохи – СПЛИН – хандра. Гимн свобод. слову – основная идея его тв-ва.

1811-1816 года – английский период. => «Часы досуга» - 39 стих-й - мотивы одиночества, близости к природе, разочаров-я в любви. В предисловии к сборнику рассматривает стихи не как дело жизни, а как стихи, напис-е в минуты досуга и отдыха. В ранней лирике ощущ-ся влияние сентимент-й и классицист-й поэзии. Университет, дом, друзья – вот немногие темы.

«Отроческое воспоминание»-самобытное байрон-е начало. Опис-т различ-е явл-я окруж-й действ-ти и оценивает поступки ч-ка с точки зрения Правды и Разума. Во многих посланиям к друзьям по Хэрроу: «К Эдварду Ноэлю Лонгу», «Герцогу Дорсету» и др. Б-н отстаивает просвет-й идеал гражд-на, служ-го королю и правде, не поддающегося льстецам, невеждам, своим собств-м примером способ-ть исправл-ю пороков действ-ти.

Немалое место занимает любвь. В основном-это однообразно-меланхолич-е и элегич-е интонации («Перв. поцелуй любви», «На смерть юной леди»). Наиб. теплые и живые интонации возник-т у него в стихах, посвящ-х Мэри Чаворт – «К даме, Ну что ж, ты счастлива». Юный Б-н предпоч-т правду вымыслу: истина дороже, чем прекрасная ложь, обманч-я надежда. Сатира «Англ-е барды и шотланд-е обозреватели» - поэма. Обрушивается на всех писателей соврем-ти. Ставит актуал-е эстетич-е проблемы в тесной связи с обществ-ми и политич-ми. Автор оценивает лит-ю жизнь Англии с точки зрения полезности и общезнач-ти иск-ва. В предисловии утверж-т обществ-й критерий для оценки знач-ти худож-х произв-й – произвед-е автора принадлежит общ-у. Пишет об упадке лит-ры как об 1м из проявл-й государ-го неблагополучия.

1812 г. – первые 2 песни «Палом.Ч.Гар.». Эпич. поэма Б-на, но эпич-ть он отодвигает на 2ой план, на 1ый выносится субъект-е начало. Сюжет – впечатл-е и рассужд-е автора. Создает новый тип героя – это не паломнич-во, но странствие. 1812-13 гг.– активная политич.деят-ть. Выступает против закона о Луддитах.

Гг.- цикл «Восточ. поэм».

В 1814-1815 гг. Б-н создает «Еврейские мелодии»-цикл стих-й, напис-й на библ-е мотивы. В «Еврейских мелодиях», обращаясь к библ-м преданьям, Б-н повествует об объект-х закономер-х, поставив-х некогда «избранный» народ в положение пленного и угнет-го племени. Челов-во не может спастись от своей судьбы, от могуществ-х и невед-х сил, кот. карают всякого. Эта мысль высказана в стих-ях «Саул», «Пронесся некий дух передо мной», «Видении Валтасара».

1816-1824 – итальянский. =>Происх-т самые страшные события в жизни. Травля, разлад с женой. Итал-й период прошел под знаком поэмы «Беппо». Сатирич.поэма, рисующая нравы Венеции. Любов.история и вечный адюльтер. Он не осуждает, не винит никого, только насмешливо бросает вызов чопорной и ханжески настроенной публике, это набросок к Д.Жуану. Новые приемы, кот. потом реализ-ся в Д.Жуане. Иронич.взгляд на мир. Отходит от меланхолии «Ч. Гарольда». Здесь автор-е коммент-и - это ирония.

Поэма «Манфред».1816-1817 Герой – ученый, он познал все тайны науки и теперь хочет забвения. Прошлое его неизвестно, его мучают странные призраки, на совести преступл-е, не дающее покоя. Он смог подчинить себе духов, но оказался бессилен перед людьми. Люди ему ненавистны, ибо они подчин-ся ничтож-вам, потворствуют лжи. Ман-д олицетвор.собой эпоху романт-го индивид-зма. Жажда знаний сочет-ся с жаждой власти над людьми, стремл-м преод-ть смерть. Любовь к Арасте – проклята и преступна. И свидание с любимой это не желание еще раз увидеть ее, это верх эгоизма, еще 1 свидет-во о всемогущ-ве Ман-да. Б-н прославляет знание и разум, кот. добился он ночами без сна. В отличие от Фауста, люди ему чужды, он не может заставить свою мудрость и знание служить людям.

«Каин». 1822Этот сюжет переосмысл-ся Б-м. Каин недоволен тем, что ч-к лишен свободы, он сомнев-ся, что за что-то должен благод-ть бога. Обвиняет Адама и Еву в показушничестве. Почему Бог принимает только кровавые жертвы, а фрукты нет? Каин разрушает алтарь, но тут появл. Аин. Гибнет от нечаянного удара. Каин хочет спасти людей от смерти, но он стан-ся 1ым, кто убил- страшное наказание в его душе. Люцифер хочет убедить Каина в ничтожности ч-ка, кот. полностью во власти Бога, укрепив в нем желание пойти на него с борьбой.

1816-1817 - 3 и 4 песни «Паломничества…».

«В день моего 36-летия» - выглядит как пессимистич-й итог. Глав. для него – это прожить жизнь за свободу. Говорит о своей принадлежности к стану борцов за свободу.

Вопрос 14. Поэма Б-на "Паломничество Чайльд-Гарольда".

Соотнош-е лирич. и эпич. начал в поэме, проблема героя. Худож-е своеобразие поэмы. Лирико-эпичю поэма, сочетающая в себе историю жизни и путеш-й героя со свободными импровиз-ми поэта, с его мыслями и раздумьями.

1е две песни "Ч. Гар." по форме напом-т и лирич-й дневник поэта-путеш-ка, и внутр-й драмат-й монолог героя, вступ-го в самост-ю жизнь, и поэтич-е эссе о судьбах народов Европы в период наполеон-х войн и национ.-освободит-х движ-й. Поэма написана спенсеровой строфой. Новая жанр-я форма опред-ла композ-ю стр-ру поэмы "Палом. Ч. Гар.". Поэт свободно обращается с повествов-й линией поэмы, разбивая ее вставками - балладами, стансами, лирич-ми отступл-ми. Ч.Гар. - новый герой в лит-ре, романт-й тип, воплотивший в себе главн-е черты своего времени. Он резко отличается от просветит-го героя, для кот. путеш-е - средство приобрет-я жизн-го опыта, помог-го ему найти свое место в об-ве, как бы критически он к нему ни относился. Ч. Гар.отлич-ся и от героев сентимент-х романов, где мотив путеш-я дает автору возмож-ть показать сложные и мучит-е поиски героем собственного "я". Он пресытился пирами и наслажд-ми, но не был счастлив. Гар.- личность романтич-я, рвущаяся в неведомое, кажущееся ему лучшим, он хочет опасных и страшных приключений, его манит не спокойная уединенная жизнь, располаг-я к размышл-м, а необычная, полная тревог и битв действ-ть. Его не удовлетворяет тот идеал, ко. уготован людям его круга.

Б-н наряжает своего героя в рыцарские одежды 16в., дает ему свиту из пажа, оруженосца, слуг, но путеш-ет Гар. по Евр.19в. Анахронизм не случаен - связан у Б-на с новым пониманием историзма. Век рефлексий. Анахронизм, но показывает болезнь века современного. Созерцат-ть, желание заглянуть в глубину собств-й души не делает Гар. пассивным наблюд-м увлекат-х и трагич-х событий. Именно в этом наиб. сходство Гар. с его создат-м. Познав себя, открыть для себя мир, а открыв мир, понять свое место в нем. Но Б-н в 1х двух песнях настойчиво и послед-но разделяет себя и своего героя. Повестве от 3го лица.

При освещении судеб народов, Б-н, как романтик, ставит вопрос о том, что счастье людей, разумные обществ-е принципы, разумное обществ-е устр-во зависят не от тех или иных страстей монархов и тиранов, а от некоей необъясн-й, не постиж-й разумом силы => разум не всесилен. И эта сила представл-ся ему несокрушимой, роковой, карающей всех и вся. =>мрачность и пессимизм некот. высказ-й Б-на о месте и судьбе ч-ка. Но он сам бросает вызов своему пессимизму, когда говорит, что ч-к - сущ-во активное, боевое и что он может победить зло.

В III песни поэт повествует о своих личных наблюд-ях во время путеш-я по Бельгии и Швейцарии, в IV- отражены впечатления от посещ-я Италии(Рима и Венеции). Обе песни разнообразны и свободны по композ-и, как и первые 2. В III и IV - возникает образ времени, кот. ассоциир-ся у Б-на то с переменами, то с судьбой, роком, то с часом мщенья. Время приносит надежды, уносит боль страданий. В III песне Б-н противоп-т природу цивилизации, видит в величии природы источник серьез-х раздумий над судьбами ч-ка. В IV песне - объективный мир, познание кот., по мысли поэта, ведет к ответу на все политич-е и философ-е проблемы. Создал панораму соврем-й Европы. Эпич-ть он отодвигает на 2й план, на 1й выносит субъект-е начало. Сюжет - впечатление и рассуждение автора.

На протяж-и всей поэмы звучит призыв к борьбе с тиранией. Б-н говорит, что свобода не совсем угасла.

Вопрос 15. Общая характ-ка «Восточных поэм» Б-на. Черты романтич-й поэтики (на примере 1 из поэм).

1813-1816.

1811-1812 годы были годами подъема радикально-демократического движения в самой Англии и национально-освободительных движений в Европе. Могучий протест масс нашел в эти годы отражение в сатиреБайрона и его политических стих-ий. Однако с 1813 по 1816 год в Англии и на континенте реакция переходит в наступление по всему фронту. 1813-1816 – одно из самфых мрачных времен в Англии. Правящая верхушка спешила воспользоваться победой в войне на континенте для того, чтобы задушить все свободолюбивые стремления.

Это произвело тягостное впечатление на Байрона. Он переживает душевный кризис. В прои-ях мотивы мрачного отчаяния. Тема борьбы усиливается в его «восточных поэмах»: «Гяур» 1813, «Абидосская невеста» 1813, «Корсар» 1814, «Лара» 1814, «Осада Коринфа» 1816, «Паризина» 1816.

Сам Б-н не объединял их в цикл, да и действие не всегда происходит на востоке. Но он использует восточ. колорит для придания драматизма, свежести и выразит-ти уже известному сюжету. «Гарольдом» в восточ. поэмах личность автора проступает слабо. Чаще всего участвует вымышл-й рассказчик, от лица кот. ведется повеств-е. Этот рассказчик - лицо не заинтерес-е в происход-х событ-х и вполне бесстрастное. Лирич-й элемент связан только с лирич-ми отступл-ми, рисующи­ми красочные, незабыв-е, яркие картины восточ.природы.

Каждая из поэм восточ.цикла посвящена 1му из близких друзей Б-на: «Гяур»-Роджерсу, «Абидосская невеста»-Холланду, «Осада Коринфа»-Хобхаузу.

Поэмы восточ.цикла объ­ед-т тип романтич. героя –обычно бунтарь-отщепенец, его характеризуют исключительность личной судьбы, необычайные страсти, несгибаемая воля, трагическая любовь, роковая ненависть. Восхваление индивидуал. бунтарства – выражение драмы поэта, причину которой следует искать в гибели освобод. идеалов революции.

Свободная композиция, острый драматич. конфликт, роковая страсть, кот. заставляет героя посвятить свою жизнь либо мести, либо таинств-м и загадочным приключ-м и поступкам, некот. недосказ-ть, интриг-я внимание чит-ля.

Общая тонал-ть поэм, возвыш.-трагич. и поэтико-лирич., обусловлена общим замыслом Б-на, пытающегося философски осмыслить внутр-й трагич-й конф­ликт героя с действ-тью. Проблема сильной лично­сти, ее взаимоотнош-й с единомышл-ми, сильное энергичное бунтар-е начало. Герой восточ.поэм - временно связан с соц-ми силами, историч-ми условиями. Проникая в сущность трагич-го конф­ликта героя и среды, Б-н в восточ.поэмах делает акцент на героич-й личности, кот. в силу своей исключит-ти, малочисл-ти слабее, чем окруж-е ее враждебные и злые силы. Судьбы героев восточ.поэм не всегда до конца очерчены, в них может быть странное, загадочное, непонятное, интерес для поэта представляет трагич-я коллизия героя со средой, сам герой часто воплощает абстракт-ю идею мести, любви, ненависти, гордости.

В «Корсаре» хар-р Конрада был бы неполон, если бы он не был в центре собират-го образа -морских пиратов, спешащих на выручку своему вождю. Герой – вождь пиратов.Корсар их мудрый и смелый предыводитель, на острове пиратов его почитают и боятся. Он суров и властен. Враги трепещут при одном упоминании его имени. Но он страшно одинок, у него нет друзей, роковая тайна тяготеет над ним, никто не знает о его прошлом. Любовь играет роковую роль. Полюбив Медору, он навсегда сохраняет верность ей одной. Со смертью Медоры всякая радость жизни утрачена для Конрада, он таинственно исчезает.

Герой «Корсара» как бы все время погружен в свой внутренний мир, он любуется своими страданиями, своей гордостьюи ревниво оберегает свое одиночество, не позволяя никому нарушать своего раздумья; в этом сказывается индивидуализм героя, стоявщего как бы над другими людьми, которых он презирает за ничтожество и слабость духа. Так, он не в сотоянии оценить жертвенной любви красавицы Гюльнары, спавшей его с риском для жизни из темницы. Образ Гюльнары тоже овеян мрачной романтикой. Раз в жизни узнала она истинную любовь. С тех пор она уже не может мириться с постылой жизнью наложницы и рабы Сеида; она свершает суд над своим тираном Сеидом, убивает его и навсегда отказывается от родины, куда ей больше нет возврата.

Фрагментарность «восточных поэм», стремительная динамика в развитии действия, лирические описания небывало ярких и смелых чувств, проивопоставляемых туклости и серости обывательского мира – все это требовало новых жанрово-стилистич. форм. Использовал для поэм рифмованный пятистопный стих, свободно обращается с вопросами к читателю, широко применяе6т восклицательные предложения, строити свои сюжеты в соответствии с характером и настроением героя.

Начиная с «Лары» Б-н создает очень противореч-й образ центр-го героя, сочет-го в своем хар-ре героич-е и эгоистич-е, индивидуалист-е начало. Корсар мстит, но он бы не смог сделать этого без поддержки масс. Конрад пират, но для наживы, он ведет войну с феодалами. В нем живет любовь. Медора – идеал. Но она настолько идеальна, что несовместима с этим миром.

Вопрос 16. Новаторство Байрона(Б-на) в создании романа в стихах "Дои Жуан".

Своеобр. Байрон-й трактовки "вечного образа". Реалистич-е тенденции романа.

Произв-е осталось незаверш-м, Байрон успел закончить 16 песен и неск. строф 17-й. Эпич-я линия поэмы разнообразна по характе-ру. От шуточно-парод-й манеры посвящ-я поэту Саути с остросатирич-м выпадом против Каслри до язвит-й насмешки над пуритан-м образован-м и нравств-м воспит-м героя в испан-х эпизодах; от слегка иронич-го тона повеств-я с плаванием по бурному морю до высокой патетики чув-в в отнош-и идеал-й любви Гайде: гротеск и карикатур-й набросок Ламбро. По мере того, как герой приобр-т жизн-го опыта, сатирич-е выпады Б-на стан-ся чаще и острее, объекты сатиры конкретизир-ся. Быстрая смена эпизодов дает возмож-ть Б-ну столкнуть героя с различ-ми жизн-ми обстоят-ми, проследить за важными измен-ми, кот. происходят в его хар-ре, показать наиб. отвратит-е стороны политич-й, эконом-й, культур-й, этич-й жизни Европ. общ-ва на рубеже 18-19вв. Выбор героя обусловлен историч-ми обстоят-ми. Гарольд создан эпохой наполеон-х войн и послеревол-х потряс-й.

Начало работы над "Д.Жуаном" совпадает с оконч-м "Паломн-ва Ч. Гар-да", когда подобных героев уже нет. Героич-я эпоха отходила в прошлое, уступая место унынию и отчаянию времени реакц-го Священного союза, неудачных выступлений карбонариев и разгрома революции в Испании.

Для новой поэмы, в кот. воссозданы отрицат-е черты Европ. общ-ва, нужен был герой посредств-й, ничем не отличающ-ся от себе подобных. От лит-й традиции в изображ-и Д. Жуана Б-н берет одну черту: привлекат-ю внешность, поражающую сердца женщин. Чувств-ть традиц-го Жуана гасится Б-м в 1х же песнях поэмы. После неудачного романа с Джулией и идеальной, неземной, любви к Гайде поэт забывает об этой черте хар-ра героя, оставляя восприим-ть доброты и сердечности (эпизод с султаншей), добавляя рассудит-ть и практицизм, здравый смысл и наблюдательно-сть. Беря ту или иную сферу интимных или обществ-х отнош-й, Б-н каждый раз ставит своего героя на разные расстояния от общ-ва. Опис-я детство Жуана, его мать-ханжу и лицемерку, проповедов-ю пуритан-ю мораль и заботящ-ся о высоком долге матери и жены, Б-н делает своего героя лишь пассивным исполнит-м чужой воли, - родительской.

Лондон.элита сост. из блестящих и праздных аристократов, бездушных и пустых денди, ловких дипломатов, "политиканов с раздвоенным лицом", пресыщенных дам, изменяющих своим мужьям, бойких журналистов. Описывая времяпрепровождение Жуана в Лондоне, веселые обеды, балы, лисьи охоты, пустые светские беседы, Б-н заставляет своего чит-ля убедиться в иллюзор-ти представл-й героя о стране законности и порядка.

Свободная композиция дает Б-ну возмож-ть забыть о своем герое, перейти к гостям лорда Генри, обрис-ть их внеш-й и внутр-й облик, раскрыть типич-е черты англ-го общ-ва, снобизм, высокомерие, ханж-во, лесть, раболепие. Лексика этих сцен разнообразна, здесь масса эконом-х и полит-х терминов, словечек светского жаргона, просторечья. Поэт говорит о развращенности и пустоте света, о продаж-ти бурж-й прессы, о лицемерии политиков, о судьбах народов, о войне, о монархии и тирании, о назнач-и поэзии, призванной правдиво воспроизводить все сущее, неприязненно относиться ко "лжи красноречивой".

Во многих лирич-х отступл-х поэт в роли страстного трибуна, гражданина-борца, призыв-го к борьбе с тиранией. Тон отступл-й публицистич-ий острый, динамичный, мажорный.

Литер-е вкусы Б-на связаны с актив-м выступл-м против поэтов Озерной школы, с утвержд-м положит-й программы революц-го ром-ма. От романт-го бунтаря-одиночки в Жуане осталось очень мало. Лишь один эпизод с Гайде наложил отпечаток на существо натуры Жуана. Вступить в единоборство с роковыми обстоят-ми и погибнуть, отстаивая свое "я", свою сущность, как Гайде, -невозможно для Жуана, кот. разнообразная жизненная и жит-ая философия заставляют измен-ся. Он не чужд высоких побуждений, ему свойств-ы доброта, честность, чувство справедл-ти (спасает девочку-турчанку, привязан к животным, борется с каннибальством моряков). Эволюция Жуана от наивного и бесхитр-го юноши до избалов-го успехом холодного наблюд-ля жизни и искусного дипломата, скрыв-го под маской вежлив-ти и благород-ва испорч-ю общ-м натуру, несомненна. Б-н делает своего героя неспособным противиться влиянию окруж-х. И в истории со всеми женщинами Жуан у Б-на не соблазн-ль, а соблазн-й. У него есть возвыш-е побуждения, но обстоят-ва сильнее. Поэт обыгрывает идею власти прозы над поэзией. Так лирич-е чув-ва, испыт-е Жуаном на корабле, когда он читает письмо Юлии, прерыв-ся приступом морской болезни. Важные темы в лирич-х отступл-х: это важно и здесь нет сатиры. Обращается к поэтам, Кот. стали подпевалами власти и кот. утратили высокие идеалы.

Наши рекомендации