Жанры лирических произведений


Код контролируемого элемента 1.5 Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Литературные направления

Литературное направление (метод) – основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные факты.

Признаки литературного направления:

· объединяет писателей определенной исторической эпохи;

· общее понимание жизненных ценностей и эстетического идеал;

· общий тип героя;

· стиль художественной речи;

· характерные сюжеты;

· излюбленные жанры;

· выбор художественных приемов изображения жизни;

· способ мышления писателей;

· склад личности писателя;

· мироощущение и миропонимание писателей.

Жанры лирических произведений - student2.ru Жанры лирических произведений - student2.ru Жанры лирических произведений - student2.ru Жанры лирических произведений - student2.ru Классификация литературных направлений

классицизм сентиментализм романтизм реализм

Классицизм:представители, отличительные черты, литературные формы.

Классицизм (от лат. classicus первоклассный) – течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение представление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Получил свое развитие в начале XX века как неоклассицизм.

Представители Западноевропейская литература Русская литература
Корнель, Буало, Мольер, Расин А.П. Сумароков, М.М. Херасков, М.В. Ломоносов, Г.Д. Державин, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин
Отличительные черты Наследует традиции искусства античности
Действия и поступки героев определяются с точки зрения разума
Художественное произведение представляет собой логически построенное целое
Строгое деление героев на положительных и отрицательных (схематизация характеров). Герои идеализируются.
Сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трех единств)
Повествование должно быть объективным
Значимость гражданской проблематики содержания

Деление жанров

Высокие Низкие
Трагедия, поэма, ода Комедия, басня, сатира
В них действуют герои, повествуется об общественной жизни, истории В них действуют обычные люди, повествуется о повседневной жизни

Сентиментализм:представители, отличительные черты, литературные формы.

Сентиментализм (от франц. sentimental – чувствительный) – литературное течение, возникшее в искусстве и литературе западной Европы и России в конце XVII - начале XIX века. Выступает против отвлеченности и рассудочности классицизма. В нем нашли отражение стремление изобразить человеческую психологию.



Представители Русская литература
Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, В.В. Капнист, Н.А. Львов
Отличительные черты Изображение человеческой психологии
Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств, преувеличенна чувствительность героев
Идеализация действительности, субъективное изображение мира
В центре изображения – чувства, природа
Представители низших сословий наделяются богатым духовным миром
Идеалом является нравственная чистота, неиспорченность.

Литературные формы

Эпос Лирика Драма
Сентиментальная повесть, послание, путевые заметки Элегия, народные песни Мещанская драма

Романтизм:представители, отличительные черты, литературные формы.

Романтизм – течение в искусстве и литературе западной Европы и России XVIII - XIX веков, состоящее в стремлении авторов противопоставить не удовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник – романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм.

Представители Зарубежная литература Русская литература
Дж.Г. Байрон, И. Гете, И. Шиллер, Э. Гофман, П. Шелли, Ш. Нодье В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь
Отличительные черты Необычность характеров, исключительность обстоятельств
Трагический поединок личности и судьбы
Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим – вот основные характеристики романтического героя
Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному
Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного
Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству

Литературные формы



Эпос Лирика Драма
Роман, повесть, баллады и думы, поэмы Элегическая лирика, пейзажная лирика, философская лирика Проблемно-историческая драма

Реализм:представители, отличительные черты, литературные формы.

Реализм (от латинск. realis) – течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX в.

Представители Русская литература
А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и др.
Отличительные черты Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром
Для писателя важны детали интерьера, портрета, пейзажа
Типизация персонажей
Изображение характеров и событий в развитии
Исторически конкретное общество, события, эпоха
В центре внимания конфликт: герой - общество

Литературные формы

Эпос Лирика Драма
Роман, повесть, поэма, рассказ Песня, элегия, сатира Трагедия, комедия, исторические хроники

Код контролируемого элемента 1.6 Форма и содержание литературного произведения.

Художественное произведение - литературное произведение, отличительной чертой которого является изображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.

Ход событий в произведении определяют:
композиция конфликт сюжет фабула
Построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий. Разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении. Ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпического произведения. Последовательное изложение событий или происшествий (в хронологической последовательности), изображенных в художественном произведении.
Одно из основных средств, при помощи которого писатель характеризует действующих лиц. Конфликт может быть как внешним (герой и обстоятельства), так и внутренним (герой борется со своими недостатками). В сюжете отражаются характерные для жизни столкновения и противоречия, взаимоотношения людей и оценка, отношение к ним писателя. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним.

Основные элементы сюжета

Пролог Своеобразное вступление к произведению, эмоционально и событийно настраивает читателя к восприятию содержания произведения.
Экспозиция Вступительная, исходная часть сюжета, изображение внешних условий, жизненной обстановки, исторических событий. Не влияет на ход последующих событий в произведении.
Завязка Событие, с которого начинается действие, влекущее за собой все последующие существенные события в нем.
Развитие действий Описание всего происходящего, ход событий.
Кульминация Момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения.
Развязка Положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, - заключительные сцены.
Эпилог Заключительная часть произведения, в которой может быть определена дальнейшая судьба героев и развитие событий. Это может быть и краткий рассказ о том, что произошло после завершения основной сюжетной линии.

Внесюжетные элементы

Вводные эпизоды «Вставные» эпизоды, которые непосредственно не связаны с сюжетом произведения, а даются как воспоминания в связи с описываемыми событиями.
Лирические отступления Могут быть собственно лирическими, философскими и публицистическими. С их помощью автор передает свои чувства и мысли по поводу изображенного. Это могут быть авторские оценки героев и событий или общие рассуждения по какому-либо поводу, объяснение своей цели, позиции.
Художественное обрамление Сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его особым смыслом.

ТЕМА - Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. (С.Ожегов. Словарь русского языка, 1990.)

ТЕМА (греч. Thema) - 1). Предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения; 2). Постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования; 3). Предмет языкового высказывания (...). (Словарь иностранных слов, 1984.)

Уже эти два определения способны запутать читателя: в первом слово "тема" по значению приравнено к термину "содержание", в то время как содержание художественного произведения неизмеримо шире темы, тема - один из аспектов содержания; второе не делает различий между понятиями темы и проблемы, и хотя тема и проблема философски взаимосвязаны, это не одно и то же, и разницу вы скоро поймете.

Предпочтительно следующее определение темы, принятое в литературоведении:

ТЕМА - это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении. Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения. Все явления мира и человеческой жизни составляют сферу интересов художника: любовь, дружба, ненависть, предательство, красота, безобразие, справедливость, беззаконие, дом, семья, счастье, обездоленность, отчаяние, одиночество, борьба с миром и самим собой, уединение, талант и бездарность, радости жизни, деньги, отношения в обществе, смерть и рождение, тайны и загадки мира и т.д. и т.п. - вот те слова, которые называют жизненные явления, становящиеся темами в искусстве.

Задача художника - творчески изучить жизненное явление с интересных автору сторон, то есть художественно раскрыть тему.Естественно, что сделать это возможно, лишь поставив вопрос(или несколько вопросов) к рассматриваемому явлению. Вот этот-то вопрос, который задает художник, используя доступные ему образные средства, и есть проблема литературного произведения.

Итак, ПРОБЛЕМОЙ называется вопрос, не имеющий однозначного решения или предполагающий множество равнозначных решений. Многозначностью возможных решений проблема отличается от задачи.Совокупность таких вопросов называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ.

Чем сложнее интересующее автора явление (то есть чем сложнее выбранная им тема),тем больше вопросов (проблем)оно будет вызывать, и тем сложнее для решения будут эти вопросы, то есть тем глубже и серьезнее будет проблематикалитературного произведения.

Тема и проблема - явления исторически зависимые. Разные эпохи диктуют художникам разные темы и проблемы. Например, автора древнерусской поэмы XII века "Слово о полку Игореве" волновала тема княжеских усобиц, и он задавался вопросами: как же заставить русских князей перестать заботиться только о личной выгоде и враждовать друг с другом, как объединить разрозненные силы слабеющего киевского государства? XVIII век предложил Тредиаковскому, Ломоносову и Державину задуматься о научных и культурных преобразованиях в государстве, о том, каким должен быть идеальный
правитель, поставил в литературе проблемы гражданского долга и равенства всех
граждан без исключения перед законом. Писатели-романтики интересовались тайнами жизни и смерти, проникали в темные закоулки человеческой души, решали проблемы зависимости человека от судьбы и неразгаданных демонических сил взаимодействия человека талантливого и неординарного с бездушным и приземленным обществом обывателей.

XIX век с его ориентацией на литературу критического реализма обратил художников к новым темам и заставил размышлять над новыми проблемами:

•в литературу усилиями Пушкина и Гоголя вошел "маленький" человек, и возник вопрос о его месте в обществе и взаимоотношениях с "большими" людьми;

•важнейшей стала женская тема, а вместе с ней и так называемый общественный "женский вопрос"; много внимания этой теме уделяли А.Островский и Л.Толстой;

•тема дома и семьи обрела новое звучание, и Л.Толстой изучал природу связи воспитания и способности человека быть счастливым;

•неудачная крестьянская реформа и дальнейшие общественные потрясения пробудили пристальный интерес к крестьянству, и тема крестьянской жизни и судьбы, открытая Некрасовым, стала ведущей в литературе, а вместе с ней и вопрос: как сложится судьба русского крестьянства и всей великой России?

•трагические события истории и общественные настроения вызвали к жизни тему нигилизма и открыли новые грани в теме индивидуализма, которые получили дальнейшее развитие у Достоевского, Тургенева и Толстого в попытках разрешить вопросы: как предостеречь молодое поколение от трагических ошибок радикализма и агрессивной ненависти? Как примирить поколения "отцов" и "детей" в неспокойном и кровавом мире? Как сегодня понимать отношения между добром и злом и что понимать под тем и другим? Как в стремлении быть непохожим на других не потерять себя? • Чернышевский обращается к теме общественного блага и спрашивает: "Что делать?", чтобы человек в российском обществе мог честно зарабатывать на безбедную жизнь и тем самым умножать общественное богатство? Как "обустроить" Россию к благополучной жизни? И т.д.

Обратите внимание! Проблема - это вопрос, и формулироваться она должна преимущественно в вопросительной форме, тем более если формулировка проблем является задачей вашего сочинения или другой работы по литературе.

Иногда в искусстве настоящим прорывом становится именно поставленный автором вопрос - новый, неизвестный обществу ранее, но ныне животрепещущий, жизненно важный. Многие произведения для того и создаются, чтобы поставить проблему.

Но следующим шагом становится авторское решение поставленного вопроса. Видение автором решения поставленных проблем и является идеей произведения.

Итак, ИДЕЯ (греч. Idea, понятие, представление) - в литературе: основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем. Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в художественных образах называют ИДЕЙНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ художественного произведения.

Таким образом, схему смысловых отношений между темой, проблемой и идеей можно представить так:

Жизненное явление → Вопрос, позволяющий изучить жизненное явление с помощью образного языка → Авторское видение способов решения вопроса, позволяющего изучить жизненное явление
Тема → Проблема → Идея

Наши рекомендации