Бытование крестьянского фольклора в рабочей среде.
Первые рабочие, которые в эпоху крепостничества часто назывались «работными людьми», по существу, были крестьянами. В основном из крестьянской среды рекрутировались рабочие и в пореформенное время. Заметим, кстати, что многие промышленные предприятия в эпоху развития капитализма в России строились в сельской местности.
Все это обусловило широкое бытование в среде российского рабочего класса самых различных жанров крестьянского фольклора: сказок, былин и исторических песен, обрядовых и необрядовых лирических песен, пословиц и загадок. По свидетельству современников, народная драма «Царь Максимильян» в конце XIX — начале XX в. в рабочей среде имела даже большую, чем в крестьянской среде, популярность.
Рабочий, особенно до реформы 1861 г., во многом по своей психологии и мироощущению еще был крестьянином. Поэтому не удивительно, что большинство произведений традиционного крестьянского фольклора бытует в рабочей среде без каких-либо изменений.
Однако отмечено и немало случаев характерных изменений произведений крестьянского фольклора в рабочей среде, их приспособления к новым условиям. В некоторых рабочих вариантах произведений крестьянского фольклора отражаются особенности быта, условий жизни и мировоззрения рабочих. Нередко наблюдаются коренные переосмысления образцов традиционного крестьянского фольклора.
Среди рабочих бытовали и некоторые произведения солдатского, казацкого и мещанского фольклора. Эти произведения также нередко получали соответствующее переосмысление. В переделках, в переосмыслении ранее известных фольклорных произведений в какой-то мере отражались психология и мировоззрение рабочих. Однако следует сказать, что наиболее полно условия жизни и мировоззрение рабочих отразились не в переделке старых, в в создании новых произведений.
Основные жанры рабочего фольклора. Рабочий фольклор на протяжении довольно длительного времени, с начала XVIII в. по начало XX в., сформировался в своеобразную художественную систему. Не все жанры традиционного фольклора оказались в ней продуктивными. Например, нам неизвестны рабочие заговоры, обрядовые песни, былины и волшебные сказки. Не получила в рабочем фольклоре сколько-нибудь широкого развития и бытовая сказка. Известны лишь две рабочие бытовые сатирические сказки — «Кузнец и черт» и «О молотобойце и черте» [6, 206—209].
Однако, в отличие от крестьянского фольклора, в рабочем фольклоре получил необычайно широкое развитие такой прозаический жанр, как сказ (по терминологии некоторых ученых —рассказ). Жанр сказа во многом противоположен жанру сказки. Если сказка всегда опирается на вымысел (и чем значительнее этот вымысел, | см ярче проявляются жанровые особенности сказки), то в сказе — опора на достоверный жизненный факт. В нем упоминаются достоверные имена, фамилии, географические названия и т. п. Иногда в сказы входят вымышленные образы и ситуации, но и они подаются рассказчиком как реально существовавшие, жизненно достоверные.
Сказ полностью лишен характерных для сказок особенностей композиции и поэтического стиля. По своей форме он представляет собой рассказ-воспоминание о событиях сравнительно недавнего прошлого.
В сказах получили довольно широкое отражение история возникновения промышленного производства в России, тяжелые условия труда и жизни рабочих. Многие рабочие сказы отличаются острым социальным содержанием. Они рассказывались тайком от фабрично-заводского начальства и получили в народе название «тайных сказов». Примером «тайных сказов» являются «Челобитная», «Пименова плотина», «Медвежий огрызок» и др. [7, 41—44].
В рабочей среде возникают новые пословицы и поговорки. В них получил известное обобщение социальный и трудовой опыт рабочего человека («Как уродился, так и за молот схватился», «Ремесло за плечами не висит, а на время годится», «Всякое дело мастера боится», «Не портя дела, мастером не будешь», «Каков мастер, такова и работа»).
Особенно широкое развитие в рабочей среде получили различные песенные жанры фольклора. Поначалу рабочие песни создаются в староскладном песенном стиле. Они, как и традиционные крестьянские песни, характеризуются тоническим размером стиха, отсутствием рифмы, употреблением традиционных композиционных приемов и стилистических средств (параллелизмов, символов, постоянных эпитетов, слов с уменьшительными суффиксами и т. д.). Примером может служить песня «Вы леса ль, мои лесочки, леса мои темные», возникшая, вероятно, в XVIII в., но записанная П. В. Киреевским в 30-е годы XIX в. Начало этой песни содержит образ ракитового кусточка — символа горя и печали:
Вы леса ль, мои лесочки, леса мои темные! Вы кусты ль, мои кусточки, кустики ракитовые! Уж что же вы, кусточки, да все призаломаны? У молодцев фабричных глаза все заплаканы.
К этому же типу песен в староскладном стиле относятся и рабочие йесни «Как во городе Санктпитере», «Ты взойди-ка, взойди, солнце красное», «Ай да вы заводы» [14,41,43] и некоторые другие. Однако следует сказать, что рабочих песен в староскладском стиле, очевидно, было создано немного. До нас дошло их очень небольшое число.
Подавляющее большинство рабочих песен создается в новом песенном стиле. Эти песни, с одной стороны, используют некоторые композиционно-стилистические приемы традиционных крестьянских песен, а с другой — испытывают значительное влияние книжной поэзии. В них употребляются книжные слова, их размер уже не тонический, а силлабо-тонический (чаще всего хореический). Они имеют обязательную (как правило, смежную) рифму. Яркое представление об этом новом виде песен дает возникшая в XVIII в. песня горнозаводских рабочих «О, се горные работы!».
О, се горные работы! Скажем, горные работы, Они всем дают заботы. Офицером быть не скучно, При сем жить им неразлучно.
Смежная рифма, которую мы наблюдаем в приведенном отрывке, является основной в рабочих песнях XVIII—XIX вв. Однако следует заметить, что в последней трети XIX в. в них проникает и перекрестная рифма, вследствие чего литературность их формы проявляется сше более отчетливо. Примером может служить записанная в 1909 г. песня «В Ярославле в пятом годе», в которой дается сатирическое обличение одного из главарей ярославских черносотенцев Косаурова.
Новые черты наблюдаются и в композиции рассматриваемых песен. Композиционные формы и приемы традиционных крестьянских песен получают в них творческое развитие. Как отмечалось ранее, самая распространенная форма крестьянской лирической песни — композиционная форма схемы «описательно-повествовательная часть + монолог или диалог». Эта форма довольно широко применяется и в рабочих (особенно ранних) песнях. Но используется она своеобразно, по-новому. Характерной в этом отношении является возникшая в XVIII в. песня ткачей «Ярославль наш батюшка», в которой первая, описательно-повествовательная,часть «выполняет совершенно иную, чем в традиционных крестьянских песнях, функцию. Если в традиционных лирических песнях эта часть нередко включала в себя символические образы, была очень краткой и играла роль своеобразного вступления, не имевшего большого значения для выражения конкретного идейно-тематического содержания, то совершенно иное мы наблюдаем в рабочей песне «Ярославль наш батюшка». Описательно-повествовательная часть в этой песне довольно развита, содержит важную информацию и служит средством раскрытия ее тематического содержания: Здесь дается описание города Ярославля (его улиц и слобод, различных ремесел). Особенно подробно песня останавливается на описании ярославских мануфактур.
В песне «Ярославль наш батюшка» мы, по существу, сталкиваемся с проявлением нового эстетического принципа в русском народном песнетворчестве, выразившемся в отходе от условных поэтических формул и стремлении к отражению действительности в ее формах и образах. Отсюда достоверность, бытовая описатель-ность, всевозможные детали и частности в характеристике отдельных явлений, событий и фактов.
В других рабочих песнях XVIII — первой половины XIX в. этот новый эстетический принцип получил еще более яркое выражение. Возникает своеобразный тип песни-картины. Главная черта такой песни—описательность (конечно, с выражением определенного отношения к изображаемому). Одним из ранних образцов такой описательной песни, песни-картины быта, является уже упомянутая
песня «О, се горные работы!». В ней дается подробный рассказ о тяжелых условиях приискового труда рабочих, детально описываются орудия их труда.
Описательные песни-картины создаются в рабочем фольклоре и в пореформенное время. Примером могут служить шахтерские песни «На Донской земле привольной», «Шахтер в клеточку садится», «Загудел гудок на пять».
Жанры рабочего фольклора
Второй тип рабочей песни по своей композиции в известном смысле прямо противоположен рассмотренному нами описательному типу. Главный признак этих песен повествовательность. Песни этого типа можно назвать песнями-рассказами.
Первые образцы в жанре песни-рассказа очевидца мы встречаем уже в XVII в. Это исторические песни о походе донских казаков на Азов, песня о присоединении Смоленска, некоторые песни
разинского цикла и др. Однако следует подчеркнуть, что окончательно жанр песни-рассказа оформляется именно в рабочей среде. В рабочем фольклоре песни-рассказы создаются с конца XVIII в. до начала XX в. По своему идейно-тематическому содержанию они могут быть самыми различными — бытовыми, производственными и социально-историческими. Образцами жанра песни-рассказа являются рабочие песни «Мы в посылке долго жили», «Не последний был красильщик», «Как на Сормовском заводе»,
«Как четвертого числа»,, «Эй, ты, зимушка-зима», «Рассказать что ли от скуки» и др.
В рабочих песнях-картинах и песнях-рассказах обнаруживается тенденция к реалистическому изображению действительности, стремление к жизненной достоверности. В них, как и в рассмотренных ранее рабочих сказах, точно указывается время и место действия, даются достоверные географические названия, чины и фамилии тех или иных лиц. Содержание этих песен излагается от лица участников или свидетелей, очевидцев событий. Этим подчеркивается жизненность и достоверность содержания.
В песнях обоих типов описание тех или иных явлений или рассказ о тех или иных фактах и событиях имеет главное значение. Это придает песням черты эпичности. Но в них довольно отчетливо звучит и лирическое начало —выражение определенного идейно-эмоционального отношения к изображаемым явлениям, фактам и событиям. Именно поэтому и песни-картины, и песни-рассказы можно отнести к лиро-эпическим жанрам рабочего фольклора.
Наряду с песнями лиро-эпического характера (с доминантой эпического начала) в рабочем фольклоре создавались песни и чисто лирические. В них также находят отражение те или иные факты из бытовой и социальной жизни рабочих. Но не в этом их главная ценность. Главный смысл лирических рабочих песен не в описании тех или иных жизненных явлений, не в рассказе о тех или иных фактах и событиях, а в выражении к ним определенного идейно-эмоционального отношения, в передаче определенных мыслей, чувств и настроений.
Лирические рабочие песни, как правило, по своим размерам значительно меньше лиро-эпических песен-картин и песен-рассказов. В них не получили сколько-нибудь значительного развития ни описательное, ,-}и повествовательное начала. На отдельные виды они делятся не по сюжетно-композиционным признакам, а по характеру самого содержания, по своему пафосу выражаемым эмоциям. Основными видами песенной лирики рабочих следует считать песни-элегии, песни-сатиры и песни-гимны.
Песни-элегии — это грустные размышления рабочих о своей жизни. По эмоциональному содержанию они напоминают народные плачи. Особенно много рабочих песен-элегий возникло в XVIII —первой половине XIX в. Но они создавались и позже. Образцом рабочих песен-элегий являются песни «Ты взойди-ка, взойди, солнце красное!», «Ай да вы заводы, вы мои заводы кирпичные!» и «Кто на приисках не бывает» [14; 41, 43, 50—51].
Главное назначение рабочих песен-сатир — выражение гнева, ненависти к угнетателям, осмеяние классовых врагов рабочего4 класса — купцов, фабрикантов, заводчиков и заводской администрации. Этому посвящены такие песни рабочих, как «У Корзинкина во ткацкой», «Распроклятый Турчанин», «Ох, Демидов уж умен, умен» и др. [14; 97, 111, 154]. В период первой русской революции возникают острые сатирические песни, в которых саркастически высмеивается царь и его приспешники. Примером может служить песня «В день девятый января».
Рабочие песни-гимны стали возникать в конце XIX —начале XX в. Их основное содержание — призыв к освобождению, свержению царизма. Чаще всего они представляли собой переделки литературных песенных гимнов. Так, например, на основе известной песни-гимна П. Л. Лаврова «Марсельеза» в России, в рабочей среде, возникли «Рабочая марсельеза», «Пролетарская марсельеза» и «Шахтерская марсельеза». Но возникали в рабочей среде и оригинальные песни-призывы. Например: «Подымайся, люд рабочий!», <Друзья! Довольно слез и стонов!», «На баррикады!» и др. [14; 219, 226, 227].
Особый жанр песенной лирики составляли частушки. В отличие от крестьянских частушек рабочие частушки в большей степени опирались на литературные традиции.
Мы рассмотрели наиболее продуктивные жанры рабочего фольклора. В рабочей среде возникали также плачи и загадки. Но эти жанры не получили сколько-нибудь значительного распространения, они ни по своему содержанию, ни по художественной форме ничем принципиально не отличались от соответствующих жанров крестьянского фольклора.
В заключение можно сказать, что рабочий фольклор характеризуется довольно своеобразной жанровой системой, которая имеет многие точки соприкосновения с жанровой системой крестьянского фольклора, но в то же время отличается и ярким своеобразием.
Однако не все жанры в рабочем фольклоре получили окончательное оформление. Многие произведения рабочей поэзии в художественном отношении значительно уступают произведениям крестьянского фольклора. Но в то же время совершенно очевидно и то, что рабочий фольклор в XVIII—XIX вв. был значительно теснее, чем крестьянский фольклор, связан с общественной жизнью народа и в этом смысле он более историчен, чем крестьянский фольклор. Произведения рабочего фольклора эпохи крепостничества и эпохи капитализма имеют как общие черты, так и свои исторические отличия.
Рабочий фольклор эпохи крепостничества. В эпоху крепостничества рабочий фольклор развивался в основном в жанрах сказа и песен. Жанр сказа получил наибольшее развитие у рабочих горнорудного производства Сибири и Урала. Известно очень немного сказов, возникших на мануфактурах и фабриках центральной России.
Произведения, относимые к жанру рабочего сказа, довольно разнообразны по содержанию, художественным особенностям и связям с традициями крестьянского фольклора. Наиболее тесно с традиционным крестьянским фольклором связаны рабочие сказы о богатствах земных недр и деятельности человека по открытию и освоению этих богатств. Эти сказы являются самыми ранними. В них много загадочного и фантастического. И это вполне понятно. Вчерашнему крестьянину («работному человеку») в условиях новой для него жизни многое казалось необычайным и удивительным. В наибольшей степени это относилось к рабочим горнозаводских предприятий. Обвалы гор и шахт, неожиданные находки россыпей золота и т. п. заставляли живо работать фантазию, которая, опираясь на всевозможные поверия и суеверия, создавала свою рабочую горнозаводскую демонологию.
В сказах, повествующих об освоении горных богатств, действовали тайные силы: Горный батюшка, Хозяин, Хозяйка, Девка-Азовка, Горный старец и др. В них используются традиции крестьянских волшебных сказок и быличек. Однако в отличие от последних, в рабочих сказах горные духи не мешают, а, наоборот, помогают человеку, являются носителями идей справедливости. Земные богатства (драгоценные металлы и камни) они открывают лишь простым, бедным людям. Показательными в этом отношении являются сказы «Золотая девка» [6, 220] и «Девка-Азовка» [32, № 12, 217—219]. В сказе «Медвежий огрызок» говорится о том, что этой способностью угадывать местонахождение драгоценных металлов и минералов обладают сами бедные, обездоленные люди [П, 76].
В сказах о земных богатствах создаются замечательные образы умельцев горного дела (камнерезов, гранильщиков и т. п.). В отличие от крестьянских волшебных сказок, где герой совершает подвиги главным образом благодаря помощи различных чудесных сил, в рабочих сказах он чаще всего добивается успеха своим трудом, умением и талантом.
Отмеченные нами сказы о земных богатствах непременно включают в себя фантастические образы. Но существуют и другие типы сказов, которые напоминают исторические предания. События и образы в них исторически достоверны. Они рассказывают о начале в России промышленного производства, о первых переселенцах на Урал и в Сибирь, о начале горных работ, создании первых мануфактур, фабрик и заводов. В них выразительно повествуется о тяжелых условиях жизни рабочих-крепостных, выводятся типы жестоких заводчиков и их пособников. Характерным является сказ «Про колыванского змея и братьев Белоусовых» [8, 64—65].
Сказы о тяжелой жизни рабочих, о самодурстве заводчиков и зверствах заводской администрации в какой-то мере были пронизаны социальным гневом. Однако на тему социального протеста рабочих создавались и специальные сказы. В рабочих сказах о Пугачеве рассказывается о совместной борьбе крепостных рабочих и отрядов Пугачева. Так, в сказе «Косотурский завод» говорится: «Пугачев скоро пришел в Златоуст, рабочие для его войска отлили пушки и забрали какие были припасы на заводе, завод сожгли, а сами ушли с Пугачевым [32; № 8, 123]. Образ Пугачева — предводителя «вольных людей» — наделен в рабочих сказах самыми лучшими качествами: он смел, решителен, вступает в активную борьбу за достижение народных идеалов. Тема социального протеста ярко звучит также в рабочих сказах о «вольных людях» — беглецах-мстителях, благородных разбойниках. Наиболее полно она разработана в образах Рыженки, Сороки и братьев Белоусовых [8, 57-66].
Однако в сказах эпохи крепостничества отразились не только сильные, но и слабые стороны мировоззрения первых рабочих. Иногда в них злой и жестокий хозяин противопоставляется доброму и гуманному.