Введение. Мир фольклора. Специфика детского фольклора.

Теория. Знакомство с предметом; мир фольклора – мир народной мудрости; особенности народного пения; простейшие исполнительские навыки.

Практика. Развитие певческих навыков: упражнения на дыхание, звукообразование, ритм, пение в унисон по методике Е. Назаровой.

Потешный фольклор как часть детского фольклора.

Потешки.

Теория. Потешки как один из видов народного творчества, их назначения.

Практика. Разучивание слов, работа над выразительным исполнением.

Прибаутки.

Теория. Прибаутки как жанр фольклора, их место в жизни детей.

Практика. Разучивание слов и мелодий прибауток.

Загадки.

Теория. Загадка как вид фольклора, ее назначение и место в жизни детей; загадки ненецкого фольклора.

Практика. Разучивание загадок, изготовление книжек – малышек с загадками; проведение конкурса на самую интересную музыкальную загадку; сочинение загадок.

Небылицы.

Теория. Небылицы как вид творчества, их назначение; особенности данного вида творчества.

Практика. Разучивание песен- небылиц и их обыгрывание.

Дразнилки.

Теория.Дразнилки как вид творчества, их место в жизни детей.

Практика. Рразучивание дразнилок, обыгрывание, работа над выразительным исполнением; сочинение дразнилок.

Скороговорки.

Теория. Скороговорки как вид народного творчества.

Практика. Разучивание музыкальных скороговорок.

Считалки.

Теория. Считалка как вид народного творчества, их назначение.

Практика. Разучивание музыкальных считалок, умение применять их на практике.

Молчанки.

Теория. Молчанки как вид народного творчества; игры - уговоры, где проигрывает тот, кто не обладает достаточной выдержкой.

Практика. Разучивание музыкальных молчанок.

Игры.

Теория. Виды игр, воплощение художественного образа в драматическом действии; обрядовые игры, соответствие игр календарному годовому кругу; музыкальные припевы, их особенности; игры ненецкого народа и их особенности.

Практика. Разучивание игр русских и ненецких; работа над выразительным исполнением.

Поговорки.

Теория. Поговорки, как вид народного творчества, их использование в жизни.

Практика. Разучивание слов и мелодий; работа над выразительным исполнением.

Творческая мастерская «Делу – время, потехе – час».

Практика. Викторина; кроссворд; игра «Угадай народную мелодию».

Творческие задания:

1) Импровизация мелодий и ритмов.

2) Импровизация попевок и песен на фольклорные тексты.

Примерный репертуар 1-го года обучения

Потешки:

«Три-та-та, вышла кошка…», «Идет коза рогатая», «Скоро Саше годочек», «Солнышко-ведрышко», «Вот коровушка, буренушка», «А вот козлик-шалунишка», «Я точу, молочу на чужом гумне».

Прибаутки:

«Стучит, бренчит по улице», «Федул, что губы надул», «Здорово, кума», «Ты видел моего теленочка?», «Куда, кум, идешь?»

Загадки:

Русский фольклор:

«Летом вырастают, а осенью опадают», «Лежал, лежал, да в реку побежал», «Дед в шубу одет, наружу мех», «Бородой трясет, лыко дерет, а лаптей не плетет» и др.

Ненецкий фольклор:

«Олень от них убегает, а они не отстают», «Мы темным вечером сверкаем, а днем исчезаем», «Два похожих брата друг друга догоняют, а догнать не могут».

Небылицы:

«Чики-чики-чиколочки», «Таракан дрова рубил», «Как петух в печи пироги печет», «По синю морю корабль бежит», «Ехала деревня мимо мужика», «Ай, чу-чу», «А где это видано», «Вы послушайте, ребята».

Дразнилки:

«Резорок с вершок», «Флор», «Ваня едет на быке», «Антошка», «Алеша-белеша», «Ванюша-рамок», «Ерема-Ерема».

Скороговорки:

«Бобры», «Улетели у Маруси», «Стали - ковали», «Веники-помелики», «Хитрая сорока», «Краб крабу сделал грабли», «Сел сокол на колокол».

Считалки:

«Первадан, другодан», «Ты куковка, я куковка», «Кошка учится считать», «Возьму из кадушек», «Трынцы-брынцы», «Шла коза по мостику», «Я сказала», «Спиря-Спиридон».

Молчанки:

«Чок,чок зубы на крючок», «Ехали бояре», «Шел Молчан», «Кони, кони, мои кони», «Прилетели журавли», «Кони-огони», «Венчики, венчики».

Игры:

Русский фольклор:

«Грачи летят», «Дед Сысой», «Козынька», «В перстни», «Девочка и медведь», «Лиса в норку», «Почта», «В птицы», «В кувшинчики», «Горшки», «Закуски», «Лапта», «Олень», «Редька», «Сидит Дрема», «Пошла коза по лесу», «Колпачок», «Гори, гори гарко», «Костромушка, Кострома».

Ненецкий фольклор:

«Каюр и собаки», «Ловля оленей», «Куропатки и охотники», «Нарты-сани», «Белый шаман», «Важенка и оленята».

Поговорки:

На всякого Егорку живет поговорка.

Без корня и полынь не растет.

Дома стены помогают.

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит и т.д.

Тематический план

Первого года обучения

«ПОТЕШНЫЙ ФОЛЬКЛОР»

№ темы Название темы Теория Практика
Количество часов
Вводное занятие. «Мир фольклора –мир народной мудрости».
Потешки.
Прибаутки.
Загадки.
Небылицы.
Дразнилки.
Скороговорки.
Считалки.
Молчанки.
Игры
Поговорки
Итоговое занятие – посиделки «Делу – время, потехе – час».  
  Итого: 34 часа

К концу первого года обучения дети должны:

Знать: о фольклоре как источнике народной мудрости; жанры потешного фольклора; жанры ненецкого фольклора: загадки, игры, поговорки. Понятия – интонация, а капелла, ансамбль, аккомпанемент.

Уметь: произносить звук «Я» без напряжения, протяжно, на опертом дыхании с живой речевой интонацией; выполнять упражнения по методике Е. Назаровой; самостоятельно воспроизводить осваиваемый фольклорный материал; выразительно петь простейшие песенки, потешки, скороговорки, небылицы, считалки.

Второй год обучения

«Выразим себя в фольклоре» (34 часа)

Наши рекомендации