В период прохождения государственной педагогической практики

В период прохождения государственной педагогической практики

Выполнила студентка:

Денисова Елизавета Михайловна

Гуманитарный факультет

Направление подготовки:

Педагогическое образование

Профиль: История, право

Группа: 16 ПО (2) 12 И-П

База практики: МАОУ «Гимназия им. Н.Д. Лицмана»

Проверила: д., к.п.н. Алферова Елена Ивановна

Оценка: ________________

Тобольск 2016

Содержание

1. Психологический самоанализ урока № 1 (контрольный)……
2. Психологическая характеристика класса………………………
3. Психологическая характеристика ученика……………………
4. Приложения…………………………………………………….... 28-53
  а) Приложение 1. Психологический самоанализ урока № 2 … б) Приложение 2. Психологический самоанализ урока № 3……
  в) Приложение 3. Бланки ответов опросников………………….

Контрольный психологический самоанализ урока истории по теме: «Возникновение искусства и религиозных верований», 5 класс

(см. Приложение 1)

Во время подготовки к уроку, мною планировались следующие задачи:

1. Обучающие: рассмотреть причины появления религиозных верований у древних людей; познакомить учащихся с первыми произведения искусства древнейших людей; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним.

2. Развивающие: способствовать формированию умений анализировать исторический материал посредством работы с видеофрагментом, текстом учебника; способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса.

3. Воспитательные: способствовать развитию понимания культурного многообразия мира, уважения к культуре своего и других народов.

Проведя урок, я пришла к выводу, что почти все задачи, стоявшие передо мной, мне удалось выполнить, а именно:

— Рассмотреть причины появления религиозных верований у древних людей;

— Познакомить учащихся с первыми произведениями искусства древнейших людей;

— Способствовать формированию умений анализировать исторический материал, посредством работы с видеофрагментом и текстом учебника;

— Способствовать развитию у учащихся познавательного интереса;

— Способствовать развитию понимания культурного многообразия мира.

Частично не удалось реализовать задачу, заключавшуюся в воспитании уважения к культуре своего и других народов. На мой взгляд, причина заключается в том, что данная задача может быть сформирована только на протяжении нескольких уроков с подобной темой.

В ходе урока были раскрыты следующие вопросы темы:

1. Как была найдена пещерная живопись?

2. Загадки древнейших рисунков;

3. Человек «заколдовывает» зверя;

4. Зарождение веры в души.

На мой взгляд, все вопросы были успешно усвоены учащимися, т.к. для урока были подобраны и использованы наиболее эффективные формы и методы обучения, и в частности это: информационная технология (просмотр видеофрагмента), активные методы обучения (групповая работа, работа в парах, проблемное объяснение, корзина идей). Все это, способствовало активизации познавательной деятельности учащихся.

В течение урока ребятами без особого труда были выполнены следующие задания: просмотр видеофрагмента с последующим ответом на вопросы по нему, работа в группах, составление рассказа в парах на тему «Загадки первобытных рисунков», работа с учебником, запись нового термина в тетрадь, рефлексия.

В конце урока была организована оценка усвоения знаний учащихся, которая была проведена в форме опроса. Школьникам были предложены выражения, которые нужно было охарактеризовать одним понятием. У учеников данное задание не вызвало затруднения, что свидетельствовало об успешном усвоении темы.

Создание положительной мотивации

Для создания мотивации на уроке, мною была подготовлена красочная презентация, что способствовало появлению заинтересованности у ребят в изучаемой теме. Также в начале урока на этапе актуализации знаний мною был использован активный метод обучения – «Корзина идей», побуждающий ребят к работе с новой информацией, а также стимулировавший к постановке и способам реализации цели. Учащиеся активно работали, были внимательны, уверенно высказывали собственные суждения. Все это свидетельствовало о том, что в классе была создана рабочая обстановка.

Организация внимания

После этапа актуализации знаний учащихся, я перешла к изучению новой темы, создав установку на сосредоточение внимания фразой: «А теперь переходим к изучению новой темы». Материал урока был логически выстроен и связан с предыдущей темой («Как мы с вами говорили на прошлом уроке, человек постепенно развивается, эволюционирует…»). Для поддержания внимания на протяжении всего урока, ребятам задавались различные вопросы (уточняющие, объясняющие, оценочные и др.), весь урок сопровождала мультимедийная презентация. Во время работы на уроке учащиеся были сосредоточены и поглощены выполняемой работой, не отвлекались на посторонние темы. Ответы на вопросы учителя были логически выстроены и точны. Ученики без особых затруднений и пауз сменяли виды деятельности (просмотр видеофрагмента, работа в группах, беседа, запись нового термина в тетрадь).

Организация работы памяти

Для прочного и осмысленного запоминания учебного материала я использовала на уроке мультимедийную презентацию, видеофрагмент, применяла на уроке такие приемы, как записи на доске, работа в группах, составление рассказа по рисунку, беседа, самостоятельная работа учащихся. Особенно придавалось значение терминам, таким как религиозные верования, колдовство, душа, страна мертвых. Лучше всего на уроке учащимся дается наглядно-образное запоминание и словесно-логическое. Материал группировался по смыслу согласно плану.

О проявлениях осмысленной памяти свидетельствовало то, что ответы ученики старались формулировать своими словами, на стадии закрепления материала учащиеся свободно оперировали пройденным материалом. При составлении рассказа по рисунку ученики без труда выделяли существенные и второстепенные детали.

Организация внимания

После этапа актуализации знаний учащихся, я перешла к изучению новой темы. Материал урока был логически выстроен и связан с предыдущими темами (Вспомните из каких источников ученые-египтологи берут информацию о жизни вельмож?). Для поддержания внимания на протяжении всего урока, ребятам задавались различные вопросы (уточняющие, объясняющие, оценочные и др.), весь урок сопровождала мультимедийная презентация. Во время работы на уроке учащиеся были сосредоточены и поглощены выполняемой работой, не отвлекались на посторонние темы. Ответы на вопросы учителя были логически выстроены и точны. Ученики без особых затруднений и пауз сменяли виды деятельности (работа в парах, беседа, запись нового термина в тетрадь, работа с историческим источником, работа с «Ромашкой Блума»).

Организация работы памяти

Для прочного и осмысленного запоминания учебного материала я использовала на уроке мультимедийную презентацию, работа с источником, применяла на уроке такие приемы, как записи на доске, работа в парах, беседа, самостоятельная работа учащихся. Особенное значение придавалось пониманию и запоминанию терминов, таких как вельможа, гробница, фараон. Лучше всего на уроке учащимся дается наглядно-образное запоминание и словесно-логическое. Материал группировался по смыслу согласно плану.

О проявлениях осмысленной памяти свидетельствовало то, что ответы ученики старались формулировать своими словами, на стадии закрепления материала (ответ на вопросы «Ромашка Блума) учащиеся свободно оперировали пройденным материалом. При работе с историческим документом ученики без труда выделяли важную и второстепенную информацию.

Слова для справок

Вельможа; специальном кресле с навесом; каменную гробницу; гробнице; мясо, хлеб, печенье, фрукты, сладости, пиво; надписями, рисунками; пруд; вельможи; фруктовые деревья, цветы; из тонких льняных тканей; золотые браслеты, кольца, ожерелья; музыканты, красивые танцовщицы

Ромашка «Блума»

1. Уточняющие вопросы:

§ Уточните отличие дома египетского вельможи от дома простого земледельца.

2. Простые вопросы:

§ Что такое гробница? (форма захоронения, архитектурное сооружение)

§ Как одевался вельможа?

§ Чем занимались вельможи?

3. Объясняющие вопросы:

§ Почему вельможи так заботились об обустройстве своей гробницы?

4. Творческие вопросы:

§ Что было бы с вельможей, если бы он ослушался фараонуа?

5. Оценочные вопросы:

§ Как вы оцениваете поступок вельможи Синухета, когда узнав о смерти фараона и междуусобице, он сбежал из Египта?

6. Практические вопросы:

§ Какую роль вы бы занимали в Древнем Египте? Почему?

§ Как вы бы поступили на месте вельможи Синухета?

Приложение 2

Психологический самоанализ урока обществознания(№ 3)по теме: «Человек и деятельность» (6 класс)

На уроке мною были поставлены следующие задачи:

Обучающие:

· Продолжить формирование у учащихся представления о деятель­ности человека, её основных видах.

· Раскрыть связь между деятельностью и формирова­нием личности.

Развивающие:

· Показать на примерах значение различных мотивов в деятельности человека;

· Способствовать осознанному пониманию связи меж­ду знаниями и умениями и успехами в деятельности.

Воспитательные:

· Использовать возможности данной темы для совер­шенствования рефлексии: выявлять условия и оценивать качество собственной успешной деятельности.

· Совершенствовать такое универсальное учебное дей­ствие, как умение описывать изучаемые понятия с опорой на личный опыт.

Все задачи, которые я ставила перед собой при подготовке, удалось успешно реализовать в ходе урока.

На уроке были рассмотрены следующие вопросы:

1. «Птицу узнают по полету, а человека - по работе»;

2. «Пчела мала, да и та работает»;

3. Жизнь человека многогранна.

На мой взгляд, учащиеся поняли все изученные вопросы, т.к. они активно вступали в беседу, поддерживали диалог, дискутировали, выполняли все предложенные задания.

Без особого труда были выполнены следующие задания: размышление над пословицами, работа с понятийным аппаратом темы, рисование схемы, анализ картины, анализ стихотворения.

Организация внимания

С началом урока я полностью завладевала вниманием учащихся на урок. В течение урока я сменяла вид деятельности, сначала проводила фронтальный опрос учащихся (спрашивала любого и нужно быть готовым к ответу, а что бы знать, на что отвечать, то нужно слушать вопрос внимательно). Далее, при изучении нового материала, внимание учащихся сосредоточено на работе с раздаточным материалом по заданиям, также учащиеся записывали сказанный мною материал в тетрадь. При повторении материала вновь заостряется внимание на изученных фактах, ученики приглашаются к участию в формулирования вывода по уроку приемом эвристической беседы. Учащиеся сосредоточены и не позволяют себе отвлекаться.

Организация работы памяти

Для прочного и осмысленного запоминания учебного материала я применяла на уроке такие приемы, как записи на доске, работа в парах, беседа, самостоятельная работа учащихся. Особенно придавалось значение терминам, таким как деятельность, цель, результат, средства достижения. Лучше всего на уроке учащимся дается наглядно-образное запоминание и словесно-логическое. Материал группировался по смыслу согласно плану.

О проявлениях осмысленной памяти свидетельствуют: ответы своими словами, свободное оперирование материалом.

в период прохождения государственной педагогической практики

Выполнила студентка:

Денисова Елизавета Михайловна

Гуманитарный факультет

Направление подготовки:

Педагогическое образование

Профиль: История, право

Группа: 16 ПО (2) 12 И-П

База практики: МАОУ «Гимназия им. Н.Д. Лицмана»

Проверила: д., к.п.н. Алферова Елена Ивановна

Оценка: ________________

Тобольск 2016

Содержание

1. Психологический самоанализ урока № 1 (контрольный)……
2. Психологическая характеристика класса………………………
3. Психологическая характеристика ученика……………………
4. Приложения…………………………………………………….... 28-53
  а) Приложение 1. Психологический самоанализ урока № 2 … б) Приложение 2. Психологический самоанализ урока № 3……
  в) Приложение 3. Бланки ответов опросников………………….

Наши рекомендации