Типология культурно-исторических парадигм графического дизайна

Классическая, модернистская и постмодернистская парадигмы как типы культурно-исторических проект­ных концепций и как исторические эпохи. Самое уди­вительное в графическом дизайне - постоянное изме­нение собственной предметной парадигмы профес­сии, изменение мышления, способов видения, эсте­тик. Первый, самый крупный, обобщенный уровень таких изменений - культурно-исторический. За время развития европейской Типографики, ведущей свой отсчет с момента изобретения книгопечатания, про­изошла смена трех эстетических систем, культурно-исторических парадигм. Это классическая визуальная культура (XV - начало XX века), модернистская (поч­ти весь XX век), и, наконец, буквально на наших гла­зах на профессиональную сцену выходит третья су­персистема - постмодернистская (с конца XX века).

Одновременно классическая, модернистская и постмодернистская парадигмы (названия их доста­точно условные, рабочие) выступают не только как исторические эпохи, но и как типы проектных кон­цепций. Типологический смысл культурно-исторических парадигм проясняет теория трех эстетик (16)В свете этого подхода классическая парадигма вопло­щает эстетику формосообразности (или эстетику за­вершения). Это эстетика формы, гармонии, здесь со­зидается «красота красивая». Модернистская пара­дигма воплощает эстетику целесообразности (эстети­ку тождества). «Красотой» в графическом дизайне становится визуальная коммуникация, целесообраз­ная, эффективная, однозначная передача информа­ции. Здесь эстетически переживается не красота, а «истина», и красота модернизма - умная. Постмодер­нистская парадигма воплощает эстетику смыслосообразности (эстетику различия), в постмодернизме до­минирующей эстетической координатой становится ось «добро - зло».

С точки зрения теории трех эстетик эстетичес­кое развитие предстает как процесс актуализации-де-актуализации культурно-исторических парадигм. Важ но заметить, что доминирующая парадигма

должна сохранять целостность типологической связи всех трех эстетик, ибо утрата единства такой связи - путь к маньеризму и «теневой эстетике», симулирующей стилистическую актуальность при отсутствии внут­реннего содержания.

Образы пространства. Самым общим и емким способом эстетические парадигмы схватываются че­рез пластические концепции пространства. Парадиг­матическим образом пространства классики является такое концептуально-пластическое понятие, как «се­ребро». Эта формулировка означает тонко нюансированную гармонию черного и белого на листе, их взаиморастворение, взаимоуравновешивание, образую­щее зрительное ощущение серого тона. В модернистской парадигме «серебро» классики сменяется кон­трастом настоящего «белого» и настоящего «черно­го», появившихся в качестве выразительных средств только вместе с модернизмом. Пространство модер­низма характеризуют унификация и стандартизация, вариабельность и комбинаторика, функциональности структурированность. В разлетающемся центробежном пространстве постмодернизма на первый план выходит композиционное значение фона, который

Читая Чихольда

оказывается главным действующим лицом и может быть многоуровневым, многослойным. Этому способ­ствует переход постмодернистского пространства в виртуальную реальность. Непредсказуемое компози­ционное пространство постмодернизма становится фактурным, средовым, хотя каждый элемент компо­зиции при этом может получать собственное, само­стоятельное значение.

Пространство с точки зрения композиционных осей. Невидимые обычному взору оси, структурирую­щие пространство - фундаментальная профессио­нальная характеристика. Классическое пространство с этой точки зрения - пространство симметрии. Глав­ной характеристикой такого пространства является центрально-осевая симметрия, структурирующая ти­пографические композиции на протяжении несколь­ких веков. В начале XX века классическая ось рухну­ла, и из ее обломков в модернистской визуально-куль­турной парадигме образовалась координатная систе­ма ортогональных осей - модульная сетка, главный инструмент управления графическим пространством. Ритмический тип композиции стал ведущим формо­образующим фактором модульной Типографики. Мо­дернистское пространство - пространство порядка, который стремится свести все к элементарным геоме­трическим первоэлементам - круг, треугольник, квад­рат. В противоположность этому виртуальное прост­ранство постмодернизма - живописное, многоак­центное, многоосевое пространство свободы.

Концепции времени в разных эстетиках. С раз­ными концепциями пространства связаны и разные ощущения времени. Для столетий классики все луч­шее ретроспективно, оно уже было в прошлом, в ан­тичности или в других «золотых веках»: «Старые мас­тера украли все наши лучшие идеи». Модернизм жил перспективой, светлым будущим: «Время, вперед!». Считалось, что дизайн устремлен в будущее по приро­де вещей, ведь «дизайн» как раз и означает - «план», «замысел». А по-латыни «проектус» и вовсе - «бро­шенный вперед». Постмодернизм останавливает мгновенье. Ценным становится то, что происходит «он-лайн», здесь и сейчас: «Живи настоящим!». Не только «Поляроид», чьим рекламным слоганом мы воспользовались, но и факсы, электронная почта, ин­тернет, все современные медиа-средства делают эту живую, вечно ускользающую реальность визуальной, зримой.

Стилеобразующие жанры. Главным профессио­нальным предметом, объектом-носителем эстетики в исторически огромный художественный период, обобщенно названный нами «классикой», являлась книга, где в течение нескольких веков были отточе­ны незыблемые «алмазные законы» и «золотые пра­вила» профессиональной культуры, касающиеся всех ее компонентов. В модернистской визуально-комму­никативной модели профессии основными носителя­ми стиля становятся газеты, журналы, фирменные стили, построенные вокруг фирменного знака. Цен­ности постмодернистской эстетики воплощает экран - телевизионный либо компьютерный.

Изучая и осваивая классическую парадигму, мы будем постоянно обращаться к творческому наследию Яна Чихольда (1902-1974), выдающегося дизайнера-гра­фика, который в молодости был модернистом, дру­гом Л. Лисицкого, а потом стал классиком - в букваль­ном и переносном смысле - неутомимым исследова­телем классической эстетики, самым последователь­ным, ярким и ярым ее пропагандистом.

Ян Чихольд родился в Лейпциге, окончил Ака­демию книжного дела и графики, в 30-е годы эмигри- ровал в Швейцарию, в 40-е - работал в Англии над ре­формой изданий За заслуги в разви­тии типографского искусства ему была присуждена высшая награда Американского института графичес­ких искусств (АИГА) в Нью-Йорке, Премия Гутенбер­га в Лейпциге и множество других профессиональ­ных наград. Ян Чихольд был Почетным королевским дизайнером Великобритании, членом французской ассоциации «Сосьете Типографик», английской «Дабл Крауи Клаб», членом-корреспондентом Немец­кой академии искусств. Он автор множества статей и книг. В 1980 году в издательстве «Книга» был издан сборник его статей «Облик книги» (18). Эта теперь уже библиографическая редкость - на сегодняшний день главный на русском языке источник знаний и вдохновений по поводу классической Типографики.

Классика - стройная, гармоничная система, по­строенная на «золотых правилах», освященных вековыми традициями. Однако, почти неизбежное насле­дие этой канонической системы - безапелляционная категоричность, с какой ее адепты говорят о вечных, совершенных и безгрешных законах Типографики, которые остается только постигать и преклоняться перед ними.

«Хороший вкус, как и совершенное типограф­ское искусство, стоят выше индивидуальности... Ин­дивидуальное типографское искусство - это ошибоч­ное искусство. Только начинающие и неумные люди могут идти по такому пути. В основе совершенного художественного оформления лежит абсолютная гар­мония всех элементов» (18, с. 12).

«Проникновенное созерцание книг эпохи Воз­рождения учит нас разумному построению книги... Мы должны штудировать по первоисточникам и на­полнять новой жизнью великую традицию книги эпо­хи Возрождения...» (18, с. 48).

«...Книга не объект для тех, кто хочет "запечат­леть облик настоящего времени" или создать "новое". В типографском искусстве ничего нового в строгом смысле этого слова быть не может. За прошедшие ве­ка были разработаны методы и правила, которые уже не улучшить и которые надо только пробуждать к но­вой жизни и вновь использовать, потому что на про­тяжении последних ста лет о них все больше стали за­бывать. Лишь таким путем можно делать совершен­ные книги» (18, с. 21).

Восхищенно преклоняясь перед тем, что сделал Чихольд, заражаясь его искренними эмоциями и лю­бовью к классической Типографике, снисходительно учтем все ж относительность эстетических устано­вок, претендующих на абсолютность. Читая Чихоль­да, сталкиваясь иногда с его фанатичной убежденнос­тью в непогрешимости вечных законов красоты клас­сической Типографики, которые представлялись ко- Типология культурно-исторических парадигм графического дизайна - student2.ru ренящимися в самой природе вещей (подобно тому, как красоту «золотого сечения» приписывали особен­ностям оптики зрения), будем помнить, что типы красоты обусловлены культурой. Проектная концеп­туалистика - теория эстетической относительности, визуально-культурного плюрализма. Красота одна, она абсолютна, но эстетический опыт многообразен и относителен.

2 апреля 2002 года исполнилось 100 лет со дня рождения Яна Чихольда. Учебные работы весеннего семестра 2002 года и само настоящее издание мы по­свящаем юбилею Яна Чихольда.

Типология культурно-исторических парадигм графического дизайна - student2.ru

Задание 2.

Исполнение одного слова (собственного имени) антиквой. Цель: формирование способности понимать и чувствовать классическую гармонию слова и умения визуально уравнове­шивать внутрибуквенные и межбуквенные просветы

Наши рекомендации