Типология культурно-исторических парадигм графического дизайна
Классическая, модернистская и постмодернистская парадигмы как типы культурно-исторических проектных концепций и как исторические эпохи. Самое удивительное в графическом дизайне - постоянное изменение собственной предметной парадигмы профессии, изменение мышления, способов видения, эстетик. Первый, самый крупный, обобщенный уровень таких изменений - культурно-исторический. За время развития европейской Типографики, ведущей свой отсчет с момента изобретения книгопечатания, произошла смена трех эстетических систем, культурно-исторических парадигм. Это классическая визуальная культура (XV - начало XX века), модернистская (почти весь XX век), и, наконец, буквально на наших глазах на профессиональную сцену выходит третья суперсистема - постмодернистская (с конца XX века).
Одновременно классическая, модернистская и постмодернистская парадигмы (названия их достаточно условные, рабочие) выступают не только как исторические эпохи, но и как типы проектных концепций. Типологический смысл культурно-исторических парадигм проясняет теория трех эстетик (16)В свете этого подхода классическая парадигма воплощает эстетику формосообразности (или эстетику завершения). Это эстетика формы, гармонии, здесь созидается «красота красивая». Модернистская парадигма воплощает эстетику целесообразности (эстетику тождества). «Красотой» в графическом дизайне становится визуальная коммуникация, целесообразная, эффективная, однозначная передача информации. Здесь эстетически переживается не красота, а «истина», и красота модернизма - умная. Постмодернистская парадигма воплощает эстетику смыслосообразности (эстетику различия), в постмодернизме доминирующей эстетической координатой становится ось «добро - зло».
С точки зрения теории трех эстетик эстетическое развитие предстает как процесс актуализации-де-актуализации культурно-исторических парадигм. Важ но заметить, что доминирующая парадигма
должна сохранять целостность типологической связи всех трех эстетик, ибо утрата единства такой связи - путь к маньеризму и «теневой эстетике», симулирующей стилистическую актуальность при отсутствии внутреннего содержания.
Образы пространства. Самым общим и емким способом эстетические парадигмы схватываются через пластические концепции пространства. Парадигматическим образом пространства классики является такое концептуально-пластическое понятие, как «серебро». Эта формулировка означает тонко нюансированную гармонию черного и белого на листе, их взаиморастворение, взаимоуравновешивание, образующее зрительное ощущение серого тона. В модернистской парадигме «серебро» классики сменяется контрастом настоящего «белого» и настоящего «черного», появившихся в качестве выразительных средств только вместе с модернизмом. Пространство модернизма характеризуют унификация и стандартизация, вариабельность и комбинаторика, функциональности структурированность. В разлетающемся центробежном пространстве постмодернизма на первый план выходит композиционное значение фона, который
Читая Чихольда
оказывается главным действующим лицом и может быть многоуровневым, многослойным. Этому способствует переход постмодернистского пространства в виртуальную реальность. Непредсказуемое композиционное пространство постмодернизма становится фактурным, средовым, хотя каждый элемент композиции при этом может получать собственное, самостоятельное значение.
Пространство с точки зрения композиционных осей. Невидимые обычному взору оси, структурирующие пространство - фундаментальная профессиональная характеристика. Классическое пространство с этой точки зрения - пространство симметрии. Главной характеристикой такого пространства является центрально-осевая симметрия, структурирующая типографические композиции на протяжении нескольких веков. В начале XX века классическая ось рухнула, и из ее обломков в модернистской визуально-культурной парадигме образовалась координатная система ортогональных осей - модульная сетка, главный инструмент управления графическим пространством. Ритмический тип композиции стал ведущим формообразующим фактором модульной Типографики. Модернистское пространство - пространство порядка, который стремится свести все к элементарным геометрическим первоэлементам - круг, треугольник, квадрат. В противоположность этому виртуальное пространство постмодернизма - живописное, многоакцентное, многоосевое пространство свободы.
Концепции времени в разных эстетиках. С разными концепциями пространства связаны и разные ощущения времени. Для столетий классики все лучшее ретроспективно, оно уже было в прошлом, в античности или в других «золотых веках»: «Старые мастера украли все наши лучшие идеи». Модернизм жил перспективой, светлым будущим: «Время, вперед!». Считалось, что дизайн устремлен в будущее по природе вещей, ведь «дизайн» как раз и означает - «план», «замысел». А по-латыни «проектус» и вовсе - «брошенный вперед». Постмодернизм останавливает мгновенье. Ценным становится то, что происходит «он-лайн», здесь и сейчас: «Живи настоящим!». Не только «Поляроид», чьим рекламным слоганом мы воспользовались, но и факсы, электронная почта, интернет, все современные медиа-средства делают эту живую, вечно ускользающую реальность визуальной, зримой.
Стилеобразующие жанры. Главным профессиональным предметом, объектом-носителем эстетики в исторически огромный художественный период, обобщенно названный нами «классикой», являлась книга, где в течение нескольких веков были отточены незыблемые «алмазные законы» и «золотые правила» профессиональной культуры, касающиеся всех ее компонентов. В модернистской визуально-коммуникативной модели профессии основными носителями стиля становятся газеты, журналы, фирменные стили, построенные вокруг фирменного знака. Ценности постмодернистской эстетики воплощает экран - телевизионный либо компьютерный.
Изучая и осваивая классическую парадигму, мы будем постоянно обращаться к творческому наследию Яна Чихольда (1902-1974), выдающегося дизайнера-графика, который в молодости был модернистом, другом Л. Лисицкого, а потом стал классиком - в буквальном и переносном смысле - неутомимым исследователем классической эстетики, самым последовательным, ярким и ярым ее пропагандистом.
Ян Чихольд родился в Лейпциге, окончил Академию книжного дела и графики, в 30-е годы эмигри- ровал в Швейцарию, в 40-е - работал в Англии над реформой изданий За заслуги в развитии типографского искусства ему была присуждена высшая награда Американского института графических искусств (АИГА) в Нью-Йорке, Премия Гутенберга в Лейпциге и множество других профессиональных наград. Ян Чихольд был Почетным королевским дизайнером Великобритании, членом французской ассоциации «Сосьете Типографик», английской «Дабл Крауи Клаб», членом-корреспондентом Немецкой академии искусств. Он автор множества статей и книг. В 1980 году в издательстве «Книга» был издан сборник его статей «Облик книги» (18). Эта теперь уже библиографическая редкость - на сегодняшний день главный на русском языке источник знаний и вдохновений по поводу классической Типографики.
Классика - стройная, гармоничная система, построенная на «золотых правилах», освященных вековыми традициями. Однако, почти неизбежное наследие этой канонической системы - безапелляционная категоричность, с какой ее адепты говорят о вечных, совершенных и безгрешных законах Типографики, которые остается только постигать и преклоняться перед ними.
«Хороший вкус, как и совершенное типографское искусство, стоят выше индивидуальности... Индивидуальное типографское искусство - это ошибочное искусство. Только начинающие и неумные люди могут идти по такому пути. В основе совершенного художественного оформления лежит абсолютная гармония всех элементов» (18, с. 12).
«Проникновенное созерцание книг эпохи Возрождения учит нас разумному построению книги... Мы должны штудировать по первоисточникам и наполнять новой жизнью великую традицию книги эпохи Возрождения...» (18, с. 48).
«...Книга не объект для тех, кто хочет "запечатлеть облик настоящего времени" или создать "новое". В типографском искусстве ничего нового в строгом смысле этого слова быть не может. За прошедшие века были разработаны методы и правила, которые уже не улучшить и которые надо только пробуждать к новой жизни и вновь использовать, потому что на протяжении последних ста лет о них все больше стали забывать. Лишь таким путем можно делать совершенные книги» (18, с. 21).
Восхищенно преклоняясь перед тем, что сделал Чихольд, заражаясь его искренними эмоциями и любовью к классической Типографике, снисходительно учтем все ж относительность эстетических установок, претендующих на абсолютность. Читая Чихольда, сталкиваясь иногда с его фанатичной убежденностью в непогрешимости вечных законов красоты классической Типографики, которые представлялись ко- ренящимися в самой природе вещей (подобно тому, как красоту «золотого сечения» приписывали особенностям оптики зрения), будем помнить, что типы красоты обусловлены культурой. Проектная концептуалистика - теория эстетической относительности, визуально-культурного плюрализма. Красота одна, она абсолютна, но эстетический опыт многообразен и относителен.
2 апреля 2002 года исполнилось 100 лет со дня рождения Яна Чихольда. Учебные работы весеннего семестра 2002 года и само настоящее издание мы посвящаем юбилею Яна Чихольда.
Задание 2.
Исполнение одного слова (собственного имени) антиквой. Цель: формирование способности понимать и чувствовать классическую гармонию слова и умения визуально уравновешивать внутрибуквенные и межбуквенные просветы