Виды промышленного графического дизайна

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Старооскольский педагогический колледж»

Предметно-цикловая комиссия естественно-математических дисциплин

Курсовая работа

по дисциплине «Дизайн-проектирование»

КОМБИНАТОРИКА КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ПРОМЫШЛЕННОМ ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

Выполнил:

Гончаренко Мария Александровна,

студент 3 курса, 31-Д группы

специальность 070602 – «Дизайн»

Научный руководитель:

Бурцева М.И., преподаватель дисциплин

изобразительного цикла

Допущена к защите

«____»______2010 г.

Зам. директора

_________ /___________/

Старый Оскол – 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

I.АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

1.1. Виды промышленного графического дизайна……………........6

1.2. Комбинаторика как одно из направлений развития в современном графическом дизайне……....…………….…………....12

II.ВЫПОЛНЕНИЕ КОМБИНАТОРНОГО РЕШЕНИЯ УПАКОВОЧНЫХ ПАКЕТОВ

2.1. Упаковка как важный элемент коммуникации производителя с потребителем…………….……….........................................................22

2.2. Пути и способы выполнения комбинаторного решения упаковочных материалов……………………………………………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30

БИБЛИОГРАФИЯ……….………………………………………......................31

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...33

ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночных отношений в нашей стране за последнее время полностью доказало, что без применения новейших технологий и разработок в упаковочной промышленности не обойтись. И это не случайно, ведь упаковка вбирает в себя все последние достижения науки и техники, в ней аккумулированы все инновации, которые только существуют на мировом рынке. Первое, и наиболее важное, что упаковка не должна быть оторвана от основного производства, будь то продуктов питания или товаров народного потребления. Будет больше товаров, будет больше упаковки, ведь упаковка пищевых продуктов составляет, чуть ли не 90 % всей упаковки, производимой в России и в мире. Именно поэтому требуется расширять торговые сети и создавать новые, причем не, только в Москве, Петербурге и остальных крупных городах, по всей России. Именно тогда торговля примет цивилизованный вид, будет расти конкуренция, и продавцы будут вынуждены обратить свой взор на упаковку как на отличительную особенность именно их магазинов. Каждому магазину по своей упаковке. Это уже началось, например, торговая сеть магазинов «Копейка», Metro, Dixi предлагают товары в собственной упаковке.

В странах Западной Европы и Америки широко используют бумажную упаковку, так как она является экологически чистой и легко перерабатываемой. Таким образом, упаковка для продуктов питания является самой распространенной отраслью промышленного дизайна во всем мире, что заставляет нас задуматься об экологичности ее материалов.

Объект исследования − использование элементов комбинаторики в промышленном графическом дизайне.

Предмет исследования − разработка комбинаторного решения упаковки овощей и фруктов для специальных отделов магазинов.

В процессе исследования мы рассматриваем противоречие между потребностью в создании новых упаковочных экологически чистых материалов, оформленных по принципу комбинаторики и отсутствием специальных технологий помогающих в полной мере разрабатывать эту идею.

Проблемой нашего исследования являются условия и возможности создания современной упаковочной продукции для овощных отделов магазинов, разработанной по принципу комбинаторики.

Целью курсовой работы является создание упаковки для овощей и фруктов специальных отделов магазинов, выполненных по принципу комбинаторного решения.

В соответствии с проблемой, объектом и целью были выдвинуты следующие задачи:

· изучение литературы по данному вопросу;

· определение объекта исследования;

· определение особенностей упаковочного материала;

· определение потребителя упаковки;

· изучение особенностей графического промышленного дизайна;

· подготовка исходных материалов.

Структура курсовой работы определяется логикой исследования поставленным задачам. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, цель, задачи, объект и предмет исследования, противоречие.

В первой главе «Актуальные направления развития промышленного графического дизайна» мы рассматриваем виды промышленного графического дизайна и комбинаторику как одно из направлений развития в современном графическом дизайне.

Во второй главе «Пути и способы выполнения комбинаторного решения упаковочных пакетов овощного отдела продуктового магазина» мы рассматриваем понятие упаковки, изучение и оценка значения упаковки, «правила дизайна», выбор композиционного, цветового и графического решения и разработку упаковки.

Список литературы включает в себя 15 источников, три из которых основные, это: Холмянский, Л.М, Щипанов, А.С.Дизайн: Кн. для уч-ся. – М.: Просвещение, 1985. – 240с.: ил.; Божко, Ю.Т. Архитектоника и комбинаторика формообразования.– Киев: Выща шк., 1991. – 245 с.; Данилова, О.Н. Зайцева, Т.А. Кравцова, Т.А. Учебная программа курса «Архитектоника объемных форм». – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 15 с.

I.АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ГРАИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

Виды промышленного графического дизайна

В современном мире идет революция промышленности. Некоторые люди не видят смысла делать какие-то вещи красивыми, они считают, что она должны приносить пользу и только. Красоту же в любых ее проявлениях могут создавать только осененные «божественным вдохновением» художники в виде произведений. Слабость таких эстетических воззрений лишают их всех начал добра и красоты, уничтожает тягу к прекрасному, к искусству.

Первым промышленным дизайнером можно считать Уильяма Морриса. Он предложил участие художников в создании простых бытовых вещей. По существу Моррис был одним из самых первых теоретиков будущего дизайна, зачатки идей которого уже как бы носились в воздухе.

Взгляды, высказанные Моррисом, были столь многогранны и глубоки, что каждое последующее направление в искусстве находило в них что-то новое для себя и продолжало разрабатывать ту или иную сторону его учения.

Многие из выдвинутых им идей дали плодотворные результаты. Такой была его идея о неограниченном проникновении эстетического во все области производства предметов. Затем он обратил внимание на связь материала и производимой из него вещи. Наконец, он указал на важнейший принцип соответствия формы, украшения и отделки предмета его сути, его назначению эти верные и прогрессивные элементы его теории получили в дальнейшем признание и развитие.

Однако в условиях интенсивного развития промышленного развития промышленного производства украшение предметного мира не могло быть по-настоящему жизнеспособным.

Первое десятилетие существования Советского государства оставило нам богатое своими достижениями и противоречиями творческое наследие, отразившее поиски нового, современного и созвучного своей эпохе художественного освоения действительности. Созданные в те годы эстетические ценности, при всей их неоднозначности, спорности, останутся в истории нашей социалистической культуры. Не менее примечательно и то, что революция создала социальные предпосылки художественного конструирования в те годы, когда наша промышленность, как и всё народное хозяйство, были разорены империалистической и гражданской войнами.

Вопрос о создании предметной среды, отвечающей новым социальным идеалам, и внедрении художественного творчества в производство был поставлен в общегосударственном масштабе уже в 1918 году. При отделе изобразительных искусств Наркомпроса был организован подотдел художественной промышленности, а в составе научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства была создана художественно-производственная комиссия, куда наряду с художниками входили руководящие и инженерно-технические работники производства.

В опубликованной этой комиссией декларации, в частности, говорилось, что она «разрабатывает и согласует различные мероприятия по художественной части во всех производственных отделах ВДНХ… руководит художественной стороной строительства… организует повсеместно художественный надзор… Её ведению подлежит художественная часть всех производств» и т. д. Далее в декларации говорилось, что «народный быт во всех своих проявлениях должен радовать глаз; во всём должен проявляться целесообразный комфорт; нужно украсить отдых трудящегося человека и дать ему уютный домашний очаг».

Вскоре был поставлен вопрос и о подготовке специальных художников с техническим уклоном. Постановлением Совнаркома за подписью В. И. Ленина, опубликованным 25 декабря 1920 года, были созданы Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (сокращенно ВХУТЕМАС). Это должно было быть специальное высшее учебное заведение, имеющее целью подготовку «художников-мастеров высшей квалификации для промышленности». Образовался ВХУТЕМАС первоначально в результате слияния бывшего Строгановского училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1926 году ВХУТЕМАС был преобразован в институт (ВХУТЕИН), который просуществовал до 1930 года.

В новом учебном заведении художественное творчество трактовали как широкую сферу, включавшую и создание произведений искусства, и художественно ценных предметов быта и техники. Программа обучения нащупывалась довольно быстро. Более или менее окончательно методика обучения отработалась к 1922–1923 годам, хотя дисциплины художественного и технического циклов часто вступали в противоречие, их соотношение менялось, что приводило к известной изоляции их друг от друга. Всё это можно понять — создавалась новая специальность.

Современные представления о промышленном дизайне дают нам возможность определить область его применения.

Под промышленным дизайном понимается в первую очередь область деятельности, которая создает образ продукта и является своего рода комплексным проектом его производства и продвижения. Вместе с тем промышленный дизайн не только формирует образ продукта, но и обеспечивает удобство его использования, технологичность его производства и проектирования.

Промышленный дизайн можно рассматривать как средство организации целостной эстетической и эргономической субъектно-объектной среды в сфере производства и продвижения товаров и услуг. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства среде и ее объектам, дизайнер тем самым формирует и "проектирует" человека, который будет пользоваться этими объектами и жить в этой среде.

Опосредуя отношения между производством и торговлей, промышленный дизайн тем самым связывает человека и производство, человека и продукт. В этом состоит важная социально-культурная и социально-гуманитарная функция промышленного дизайна.

Особенность дизайна заключается в том, что каждый объект рассматривается в нем не только с точки зрения его функциональности, надежности, эстетических качеств, но и во всем многообразии его связей, возникающих в процессе производства, продвижения, потребления продукта.

Таким образом, промышленный дизайн - неотъемлемая составляющая процесса производства и продвижения любого продукта. Но вместе с тем это и важный элемент характеристики той или иной компании, которая делает ее узнаваемой.

В широком смысле слова промышленный дизайн охватывает весь спектр возможных объектов проектирования: товары массового потребления, рекламу, жилые и производственные интерьеры, производственное оборудование и транспорт, военную и космическую технику, комплексные средовые и производственные объекты и даже объекты социального проектирования.

Промышленный дизайн имеет непосредственное отношение к образу продукта, его товарному внешнему виду, эстетике и функциональности, а через эти параметры продукта - и к его техническим характеристикам и стандартам качества; к материалам, использованным в его производстве; к конструкторским, производственным и офисным помещениям, в которых рождается новый продукт; к торговой марке, под которой этот продукт становится узнаваемым на рынке; и даже к социальным отношениям, возникающим между людьми в процессе разработки и производства продукта и его продвижения к потребителю.

На современных рынках прежде всего уровень дизайнерских решений определяет потребительские свойства и конкурентоспособность товаров и тем самым влияет не только на результаты бизнеса, но и непосредственно на качество жизни миллионов людей. В борьбе за рынки сбыта компании используют новейшие достижения в области промышленной психологии, эргономики и антропометрии, технической эстетики, стайлинга - словом, всего того, что, собственно, и составляет содержание понятия "промышленный дизайн".

Прорыв в области промышленного дизайна поможет придать свежий импульс усилиям по повышению конкурентоспособности московской промышленности. Решающим условием такого прорыва должны стать кардинальная смена бизнес-стратегий московских предприятий, использование дизайна как мощного интегрального инструмента, позволяющего синтезировать в целостную систему все этапы продуктового цикла - от технологических разработок и производства до продвижения, рекламы и поддержки торговой марки (бренда).

Промышленный дизайн – очень емкое направление, в котором много разновидностей.

Целью промышленного дизайна является идея улучшить внешние достоинства объектов, производимых в промышленности, через творческую активность. Это творческий метод, процесс и результат художественно - технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребности человека, как утилитарным, так и эстетическим. Включает в себя элементы искусства, маркетинга и технологии. Охватывает широчайший круг объектов, от домашней утвари до высокотехнологичных, наукоёмких изделий. В традиционном понимании к промышленному дизайну относятся бытовые и промышленные приборы, разнообразный инвентарь. Глубокие исторические корни имеет дизайн мебели, посуды, светильников, оборудования для интерьеров. Наиболее передовой частью промышленного дизайна является автомобильный, транспортный дизайн, дизайн средств связи.

Обьекты дизайна:

· орудия труда;

· механизмы;

· бытовая техника;

· мода и аксессуары.

Этапы разработки промышленного дизайна:

· генерация идеи;

· концептуальная проработка;

· эскизирование;

· 3D сканирование пластилиновых прототипов;

· трехмерное моделирование;

· прототипирование готового изделия;

· конструирование;

· подбор технологических процессов;

· инженерный анализ и оптимизация.

Отдельно хочется остановиться на графическом промышленном дизайне. Он предусматривает разработки и развитие различных способов оформления упаковочной продукции.

К упаковочной продукции относятся:

· картонная упаковка (картон, гофрокартон, микрогофрокартон, картонная намоточная тара, картонные защитные уголки);

· бумажная упаковка;

· упаковка из хромэрзаца;

· полимерная упаковка (полистирольная, полиэтиленовая, полипропиленовая, из поливинилхлорида, пластиковая, пластмассовая, упаковка из пленки, блистер-упаковка);

· одноразовая посуда;

· металлическая упаковка (жесть, сталь);

· алюминиевая упаковка, фольга;

· стеклянная упаковка.

Наши рекомендации