Специфика профессионального менталитета дизайнера-графика

Название авторского курса «Проектная концептуалистика» имеет почти тот же смысл, что и наименова­ние предмета «Теория дизайна» в образовательном стандарте: ведь «проект» - точная этимология слова «дизайн», а «концептуалистика» - почти синоним «те­ории». Почти, да не совсем. Разница между автор­ским и стандартным наименованием состоит, однако, не только в порядке слов и употреблении синонимов, и уясняться она будет по ходу курса постепенно.

Заметим лишь, что теория дизайна - техничес­кая эстетика - занимается универсальными понятия­ми о дизайне вообще, которые предпосылаются ана­лизу его видов. Но реально дизайн существует как си­стема развивающихся видов, весьма различных по своему содержанию, выразительному языку и жиз­ненной роли. Общие определения часто теряют свою убедительность перед лицом многообразия ре­альной проектно-художественной практики. Курс «Проектная концептуалистика» соединяет привыч­ный общетеоретический путь от умозрительного об­щего к конкретному частному с движением в проти­воположном направлении, опирающимся на уникаль­ные особенности, природу, возможности и опыт од­ного единственного, определенного вида дизайна -графического. Представление о парадигматическом и синтаг­матическом планах мышления. Парадигма - лингвис­тический термин, означающий систему форм измене­ния слова по каким-либо грамматическим основани­ям, например, изменение существительных по паде­жам. В широком смысле слова парадигмой можно считать категориальную вертикаль, систему законо­мерностей, способов видения, структурирующих объ­ект и строящих собственный предмет, резко очер­ченный, отделенный от других предметов по принци­пу «или-или». Синтагма в этом противопоставлении -горизонталь, конкретное наполнение предмета. В терминологии идеально-типического анализа пара­дигма может рассматриваться как «мыслительная конструкция для систематической характеристики индивидуальных, то есть значимых в своей единично­сти связей» (2, с. 420-421).

Графический дизайн всегда находился в аван­гарде проектной культуры. Эта дизайнерская специа­лизация как часть дизайна является «частью быстро­го реагирования», способной в силу своей имманент­ной мобильности первой впитывать и реализовывать новые идеи и веяния. К графическому дизайну предъ­являются требования остро чувствовать нерв време­ни, отражать дух сегодняшнего дня и даже загляды­вать в день завтрашний. В профессиональном разде­лении труда графический дизайн всегда котировался как профессия интеллигентная. Это связано прежде всего с внешними обстоятельствами работы: сравни­тельно небольшим, по сравнению с другими видами дизайна, объемом проектов, разнообразием заказов, их чрезвычайно широким предметным и тематичес­ким диапазоном. С каждым новым заказчиком расши­ряется эрудиция, культурный и технический круго­зор. Но у каждого заказчика - своя система коорди­нат, свои проблемы, свой мир. И каждый из этих ми­ров дизайнер-график должен освоить, сделать своим, решить эти проблемы. Пользуясь только что благоприобретенным представлением, можно сказать, что у каждого заказчика - своя собственная парадигма, а внутренняя особенность мышления дизайнера-графи­ка как раз и состоит в концептуальной мобильности, гибкости, в способности к различению и быстрому освоению разных парадигм.

Аналитический и синтетический способы ре­флексии. Можно изучать предмет аналитически, как это делает классическая наука, выяснять исходные понятия, системообразующие основания, последова­тельно и тщательно изучать составные части предме­та. Именно этим обычно и занимаются сами обитате­ли той или иной предметной области. Такой способ концептуальной деятельности - научный, аналитиче­ский, теоретический - долгий, но точный. А можно приблизительно, но быстро «схватить» сущность предмета в одном единственном образе. Этот способ -художественный, синтетический, проектно-концептуальный. Именно с его помощью дизайнеры-графики и осваивают разные миры - с помощью интенсивного образного схватывания структуры пространства. Гра­фика по самой своей природе, по своей сути теоре­тична и концептуальна (5).

Работа с невидимым, с фоном, с взаимодейст­вием формы и контрформы как самая сокровенная часть профессии. Жанровая синтагма графического дизайна охватывает широкий спектр разновидностей и форм визуального проектирования: знаки, шриф­ты, фирменные стили, упаковка, наружная и город­ская реклама и т. п., в последнее время к ним добави­лись телевизионная, компьютерная графика, ВЭБ-дизайн... Но парадигматической сердцевиной профес­сии всегда была и по-прежнему остается Типографи­ка - «королева графического дизайна». А Типографи­ка работает по существу с пустотой, или с одной един­ственной краской - белой. В конце концов, мы мо­жем получить и знак, и шрифт, и орнамент, и нарисо­ванную иллюстрацию, и фотографию уже готовыми, но все равно останется потребность в дизайнере-гра­фике, способном разместить все это в пустом прост­ранстве белого листа. Белое пространство - воздух графического дизайна. Надо почувствовать и освоить пространство листа как среду обитания, как воздух, которым мы дышим.

Типология невидимых пространств безгранич­на: пространство внутри букв, между буквами, между строками, между иллюстрациями, пространство во­круг полосы набора... «И элементы негативные с точ­ки зрения текста, то есть ничем не заполненные места на напечатанном листе бумаги, обладают позитивной ценностью с точки зрения Типографики» (8, с. 225). Типографское «искусство заключено большей частью в выборе промежутков» (18, с. 35).

Для того, чтобы почувствовать это тайное «пространство между» - простое проектно-концептуальное задание: увидеть внутренние просветы букв, из которых состоит собственное имя, как композици­онные элементы, произвести инверсию этих элемен­тов, превратив их контрформы в формы, и постро­ить из них композицию, имеющую характер не изоб­разительного, а архитектонического автопортрета.

Наши рекомендации