Учебный год, 4 курс, 7 семестр. Направление 050100.62 Педагогическое образование

Направление 050100.62 Педагогическое образование

Профиль: История

очная форма обучения

Задание дополнительной части рейтинг-плана № 2

(от 1 до 15 баллов)

Подготовка контент-анализа исторических источников

Контент-анализ представляет собой качественно-количественный метод анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отражённых в этих документах. Осуществляется путём перевода в количественные качественных составляющих документа. Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет. Этот метод используют когда требуется высокая степень точности и объективности.

В обучающем (упрощённом) варианте контент-анализ содержит этапы:

· Выбор источников для обследования

· Постановка задач контент-анализа (на основе содержания гипотез исследования)

· Определение единиц анализа (в практике отечественных контент-аналитических исследований наиболее употребительными единицами анализа являются слово, простое предложение, суждение, тема, автор, социальная ситуация, сообщение в целом и др.; сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а несколькими единицами анализа)

· Выбор количественных и качественных характеристик текста

· Разработка таблиц сбора данных на каждую категорию анализа

· Сбор информации

· Обработка результатов

· Интерпретация результатов исследования, подведение итогов

Критерии оценки

  1. От 1 до 2 балов ставится за оформление
  2. От 1 до 2 балов ставится за актуальность и точность постановки задач контент-анализа
  3. От 1 до 2 балов ставится за грамотность и полноту выбора количественных и качественных характеристик исследования
  4. От 1 до 2 балов ставится за таблицы сбора данных
  5. От 1 до 4 балов ставится за уровень интерпретации результатов исследования
  6. От 1 до 3 балов ставится за новизну и самостоятельность в освещении темы

Перечень заданий

  1. Провести контент-анализ опубликованных текстов посланий Президента Федеральному собранию РФ в 2001 – 2006 гг.
  2. Контент-анализ общественно-политической тематики наиболее популярных современных газет («МК», «Московский комсомолец», «Новая газета» и пр.).
  3. Сравнить две модели взаимоотношения власти и прессы по следующим источникам: 1) Ленин В.И. Как обеспечить успех Учредительного собрания (о свободе печати) // ПСС. Т. 34. М., 1969. С. 208 – 213 и 2) Наказ «Вестнику Временного Правительства», утвержд. 23 мая 1917 г. Опубл. в сб.: Русская журналистика в документах: история надзора. М., 2003. С. 248 – 251.
  4. Сравнительный анализ программных документов двух советских партий – большевиков и левых эсеров (октябрь 1917 – июль 1918 гг.).
  5. Провести сравнительный анализ программных документов двух современных политических партий (по выбору).
  6. Сравнительный анализ Конституций СССР 1977 и РФ 1993 гг. как разных моделей политического развития страны.
  7. Провести контент-анализ российских и украинских публицистических сайтов в Интернете по вопросу воссоединения Крыма и Севастополя с Российской Федерацией.

Разработчики: Кандидат исторических наук, доцент Марченкова Н.П., Доктор исторических наук, проф. Д.О. Чураков

Оценочное средство утверждено на заседании кафедры... (протокол № … от ... 2016 г.).

Заведующий кафедрой … А.Б. Ананченко

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

Институт истории и политики

Исторический факультет

Кафедра Новейшей отечественной истории

Оценочное средство

по дисциплине «Источниковедение новейшей отечественной истории»

Наши рекомендации