ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б. 2.3.1(1) ЛОГИКА

Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

Профили подготовки: Русский язык и литература

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения очная

Составитель:

к. филос. н., доцент кафедры

философии и социально-гуманитарных дисциплин

________________В.М.Журавлев

Бийск 2012

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (утвержден 22 марта 2010 г. № 200) и учебного плана по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профиль «Русский язык и литература» ), утвержденного Ученым советом ФГОУ ВПО «АГАО» (от 10.05.2011, протокол № 8).

Распределение по семестрам

Номер семестра Учебные занятия Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
Общий объем В том числе
Аудиторные Самостоя-тельная работа
Всего Из них
Лекции Практ. Консультации
  нет зачет

Программа обсуждена на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № __1__ от «__30__» _______августа__________ 2012 г.

Заведующий кафедрой _____________________ А.М.Беспалов

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины: заложить теоретические основы и развить практические навыки логической культуры мышления будущего специалиста.

Задачи дисциплины:

1. Ознакомление студентов с основными законами и формами правильного мышления.

2. Закрепление твердых навыков сознательного применения полученных знаний в ходе логического анализа человеческого мышления.

3. Овладение основными приемами доказательных рассуждений, умением вести дискуссию и полемику.

4. Ознакомление студентов с методикой формирования логического мышления учащихся средних учебных заведений.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Логика» относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин и входит в состав курсов по выбору студентов (Б 1.3.1(2)).

Областью [-ями] профессиональной деятельности бакалавров, на которую [-ые] ориентирует дисциплина «Логика», является [образование, социальная сфера].

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:

– обучение;

– воспитание;

– развитие;

Профильной [-ыми] для данной дисциплины является педагогическая профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

[в области педагогической деятельности:

– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

Для освоения дисциплины «Логика» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения «философии», «психологии», «основ математической обработки информации».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения любых образовательных дисциплин философия, социология, политология, прохождения педагогической практики, подготовки к написанию и защите курсовых и дипломной работ.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать

1. Основные виды понятий и логические операции с ними.

2. Основные виды суждений и способы их образования.

3. Структуру вопроса и его разновидности.

4. Основные виды умозаключений и правила их вывода.

5. Логические основы аргументации и правила доказательного рассуждения.

6. Основные приемы ведения дискуссии и полемики.

Уметь

1. Давать определения понятиям и правильно строить классификации

2. Логически грамотно оформлять суждения и анализировать отношения между ними.

3. Формулировать вопросы и отвечать на них.

4. Логично рассуждать и находить ошибки в рассуждениях.

5. Доказывать свою точку зрения и опровергать чужую.

6. Профессионально вести дискуссию и полемику.

Владеть

Навыками анализа процессов и форм человеческого мышления и практического применения полученных логических знаний в общении с людьми и в своей интеллектуальной профессиональной деятельности.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов Семестры
 
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:      
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)  
Консультации      
Самостоятельная работа (всего)  
В том числе:      
Подготовка к практическим занятиям      
Контрольные работы по основным темам курса      
Вид промежуточной аттестации: (зачет)      
Общая трудоемкость часы зачетные единицы  
 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
ЛЕКЦИИ
ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ. ЛОГИКА И ЯЗЫК Предмет и значение логики. Логика и язык. Мышление как предмет изучения логики. Логика как наука о формах и законах правильного мышления. Понятие логической формы. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие логического закона. Истинность мысли и логическая правильность рассуждения. Историческое развитие логики. Основные типы неклассических логик. Язык как знаковая информационная система. Отличие и неразрывная связь языка и мышления. Понятие знака. Естественные и искусственные языки. Искусственный язык логики и его роль в выявлении структуры мысли.
2-3 ПОНЯТИЕ Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий по объему и по содержанию. Отношения между понятиями. Круговые схемы Эйлера. Основные логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Определение понятий, основные виды этой операции и правила её выполнения. Деление понятий, основные виды этой операции и правила её выполнения.  
СУЖДЕНИЕ Общая характеристика суждения. Простые и сложные суждения. Состав простого суждения. Категорическое суждение и его виды. Распределенность терминов в суждении. Отношения между суждениями по истинности. «Логический квадрат». Сложное суждение и его виды. Вопрос и ответ.  
  ОСНОВНЫЕ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ Понятие закона логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.  
5-6 УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ. Общее понятие об умозаключениях. Классификации умозаключений. Дедуктивные умозаключения. Понятие дедуктивного умозаключения. Выводы из категорических суждений. Непосредственные умозаключения. Простой категорический силлогизм, его структура и разновидности. Энтимема. Сложный силлогизм. Сложносокращенный силлогизм. Выводы логики высказываний. Условно-категорические умозаключения и их модусы. Разделительно-категорические умозаключения и их модусы. Условно-разделительные умозаключения, конструктивная и деструктивная дилеммы.  
  ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ Аргументация и процесс формирования убеждений. Понятие доказательства. Структура доказательства. Прямое и косвенное доказательство. Понятие опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса, критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации. Правила доказательного рассуждения. Паралогизм и софизм. Спор и его разновидности.  
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
  ВВОДНОЕ В задачу семинарских занятий по логике входит овладение необходимым минимумом теоретических знаний по основным темам курса и приобретение элементарных навыков их применения. Залогом успешной работы на семинарском занятии является углубленная подготовка к нему. Рекомендуется следующий порядок подготовки к семинарскому занятию. Взять вопрос семинарского занятия и внимательно прочитать теоретический материал по нему в лекциях и, если потребуется, в имеющихся учебниках. Пометить для себя все неясности, чтобы на семинарском занятии их прояснить. Взять, относящиеся к этому вопросу, логические упражнения и решить их письменно, отмечая все моменты, которые вызвали затруднения или сомнения в правильности решения. Такую работу проделать с каждым, вынесенным на семинар, вопросом. Выполнить дополнительную работу, если она была предложена преподавателем на предыдущем семинаре. Придя на семинарское занятие, задать преподавателю все возникшие у вас вопросы.  
Понятие   1. Понятие как форма мышления. Мысль, понятие, слово, их взаимосвязь. Конспекты лекций (далее – К.Л.) – тема 2, § 1. Логические упражнения (далее Л.У.) – Гл. 1, § 1. 2. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. К.Л. – тема 2, § 1. Л.У.– Гл.1, § 1. 3. Виды понятий. К.Л. – тема 2, § 2. Л.У. – Гл. 1, § 2. 4. Логические отношения между понятиями. К.Л. – тема 2, § 3. Л.У. – Гл. 1, § 3. 5. Обобщение и ограничение понятий. К.Л. – тема 2, § 4. Л.У. – Гл. 1, § 4. 6. Определение понятий. К.Л. – тема 2, § 5. Л.У. – Гл. 1, § 6. 7. Деление понятий. К.Л. – тема 2, § 6. Л.У. – Гл. 1, § 5.  
Суждение   1. Суждение как форма мышления. Логическое значение суждения. Суждение и предложение. К.Л. – тема 3, § 1. Л.У. – Гл. 2, § 1. 2. Классификация суждений. К.Л. – тема 3, § 2. Л.У. – Гл. 2, § 2. 3. Категорические суждения. Распределенность терминов в суждении. К.Л. – тема 3, § 3. Л.У. – Гл. 2, § 3. 4. Отношения между категорическими суждениями по истинности. «Логический квадрат». К.Л. – тема 3, § 4. Л.У. – Гл. 2, § 4. 5. Сложные суждения. К.Л. – тема 3, § 5. Л.У. – Гл. 2, § 5. 6. Вопросно-ответная форма мышления. К.Л. – тема 3, § 6. Л.У. – Гл. 2, § 6.  
Дедуктивные умозаключения 1. Непосредственные умозаключения. К.Л. – тема 5, глава 1, § 1. Л.У. – Гл. 4, § 2. 2. Категорический силлогизм, его структура, фигуры и модусы. К.Л. – тема 5, глава 1, § 2. Л.У. – Гл. 4, § 3. 3. Условно-категорические умозаключения, его модусы и правила. К.Л. – тема 5, глава 1, § 3. Л.У. – Гл. 5, § 1. 4. Разделительно-категорические умозаключения, его модусы и правила. К.Л. – тема 5, глава 1, § 4. Л.У. – Гл. 5, § 2. 5. Условно-разделительные умозаключения. Дилеммы. К.Л. – тема 5, глава 1, § 5. Л.У. – Гл. 5, § 3.  
  Доказательство и опровержение 1. Понятие доказательства. Структура доказательства. К.Л. – тема 6, § 1. Л.У. – Гл. 7, § 1. 2. Виды доказательства. К.Л. – тема 6, § 2. Л.У. – Гл. 7, § 2. 3. Понятие опровержения. Способы опровержения. К.Л. – тема 6, § 3. Л.У. – Гл. 7, § 3.  

Наши рекомендации