Учебный год, 4 курс, 7 семестр. Направление 050100.62 Педагогическое образование

Направление 050100.62 Педагогическое образование

Профиль: История

очная форма обучения

Задание дополнительной части рейтинг-плана № 3

(от 1 до 15 баллов)

Подготовка реферата

- Реферат представляет собой творческое самостоятельное исследование на базе одного или нескольких исследований по избранной проблематике. Рефераты могут являться сконцентрированном изложением содержания научной работы, исторического источника и т.п.

- Реферат должен иметь объём от 7 до 12 страниц текста.

- Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные.

Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста.

Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.

- Репродуктивные рефераты можно разделить еще на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.

- В продуктивных рефератах выделяют реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер.

- Реферат не предполагает зачитывания на практических либо семинарских занятиях, сдаётся исключительно в письменной форме.

Содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;

содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок.

Реферат следует иметь следующую композицию:

  1. Введение. Во вступлении обосновывается выбор темы, приводятся исходные данные реферируемой работы (название, когда, кем и где опубликован), сообщены сведения об авторе (Ф. И. О., специальность, учёная степень, учёное звание и др.), раскрывается проблематика выбранной темы;
  2. Основная часть. Содержание реферируемого издания (основные факты, аргументы, выводы)
  3. Заключение. Делается резюме по проблеме, заявленной в реферате. Формулируется собственное отношение к реферируемой работе.

Критерии оценки

  1. От 1 до 2 бал ставится за оформление рефератов
  2. От 1 до 4 балов ставится за широту привлекаемых источников и литературы
  3. От 1 до 5 балов ставится за раскрытие темы
  4. От 1 до 4 балов ставится за новизну и самостоятельность в освещении темы

Перечень тем рефератов по проблемам «Теория и методология источниковедения».

  1. Источники русского зарубежья об уроках 1917 года и гражданской войны в России.
  2. Источники русской истории в работах П. Милюкова, Г. Вернадского, В. Мельгунова (по выбору).
  3. Источниковедение в научном творчестве профессора И.Д. Ковальченко.
  4. А.С. Лаппо-Данилевский и развитие источниковедения в России
  5. Исторический источник и исторический факт: проблемы теории и практики.
  6. Мемуары русского зарубежья.
  7. Советская историческая периодика.
  8. Слухи как исторический источник.
  9. Письма трудящихся в газеты как источник социокультурной информации.
  10. Устная история современной России.
  11. Публицистика советской эпохи как исторический источник.
  12. Периодика эпохи перестройки и гласности (на примере ж. «Огонек» 1985-91гг.)
  13. Военные мемуары ХХв. как исторический источник.
  14. Анекдоты брежневской эпохи как отражение политического процесса в СССР.
  15. Документалистика постсоветского периода, ее особенности.
  16. Проблема фальсификаций исторических источников по отечественной истории ХХ в.
  17. Дневники Великой Отечественной войны: проблемы поиска и анализа.
  18. Политическая карикатура Гражданской и Великой Отечественной войн (сравнит. анализ).
  19. Документы политических партий и общественных организаций начала XXI в. как важнейший источник политического процесса в России новейшего времени.
  20. Особенности кинофотодокументов советской эпохи.

Разработчики: Кандидат исторических наук, доцент Марченкова Н.П., Доктор исторических наук, проф. Д.О. Чураков

Оценочное средство утверждено на заседании кафедры... (протокол № … от ... 2016 г.).

Заведующий кафедрой … А.Б. Ананченко

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

Институт истории и политики

Исторический факультет

Кафедра Новейшей отечественной истории

Оценочное средство

по дисциплине «Источниковедение новейшей отечественной истории»

Наши рекомендации