Тема 6. Превращение в науку и формирование национальных традиций во второй половине XIX века.
Цель занятия: развитьспособность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования западноевропейской историографии во второй половине XIX века (ПК-3); закрепить способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки для изучения истории становления исторической науки во второй половине XIX века (ПК-4); сформировать способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ во второй половине XIX века(ПК-7); выработать способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований в области развития исторического знания западноевропейской историографии во второй половине XIX века (ПК-10).
Вопросы и задания
1. Позитивистская историография на примере анализа работ Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса.
2. Карл Маркс и материалистическое понимание истории. «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». Влияние исторического материализма на практику исторических исследований в XIX веке.
3. Немецкая историография во второй половине XIX века.
А) Юридическая школа: Г.Л. Маурер, Г. Вайц, П. Рот, О. Гирке и др.
Б) Малогерманская (прусская) школа. Г. фон Зибель, Г. фон Трейчке, И.Г. Дройзен.
В) Гейдельбергская школа: Я.Буркхардт – основоположник культурологии.
Г) Историческая школа в политэкономии: К.Т. Инама-Штернегг, И. Шмоллер, Л. Брентано, К Бюхер. «Культурно–исторический синтез» К. Лампрехта (1856–1915).
Д) Баденская школа (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) о логике исторического познания.
Е) Теория понимания В. Дильтея.
Ж) Макс Вебер (1869–1920) и теория идеальных типов.
4. Английская историографическая традиция
А) А. Берр (1872-1954) и его «Синтез в истории» (1911).
Б) Критика эмпиризма школы Г. Моно и неокантианцев.
В) Политическая история Ч. Фэрса. Развитие историко-биографического жанра: расцвет «эдвардианской биографии».
Г) Социально-экономическое направление в истории.
5. Эволюция американской историографии. Ч. Бирд. Ф. Тернер. Э. Селигмен.
6. Критика позитивизма у Б. Кроче (1866-1952).
7. Синтетическая школа: Н.Д. Фюстель де Куланж: происхождение феодализма и романо-германская проблема. Историки-юристы Э. Глассон, П. Виолле, Ж.-Ж. Флакк.
8. Экономическая история: Г. Фаньез, А. Сэ и др. А. Олар и либерально-республиканская школа в изучении революции.
9. Историография внешней политики в школе А. Сореля. А. Дебидур и дипломатическая история Европы XIX века.
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме
Основная литература
1. История и историки в прошлом и настоящем : [сборник] / Ин-т всеобщ. истории Рос. акад. наук ; под ред. Л. П. Репиной. – М. : ИВИ РАН, 2013. – 400 с. – ISBN 978-5-94067-393-4
2. Репина, Л. П. История исторического знания : учебное пособие для бакалавров / Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2013. – 288 с. ; 22. – (Бакалавр. Базовый курс). – Гриф: Рек. УМО. – Библиогр.: с. 282-285. – ISBN 978-5-9916-2343-8
3. Смоленский, Н. И. Теория и методология истории : учебник для вузов / Н.И. Смоленский. – 4-е изд., испр. – Москва : Академия, 2012. – 270, [1] с. ; 22. – (Высшее профессиональное образование. История. Бакалавриат). – Библиогр.: с. 268-269. – ISBN 978-5-7695-9126-6
4. Историческое познание и историографическая ситуация на рубеже XX-XXI вв. : [сборник] / РАН, Ин-т всеоб. истории РАН, Рос. гос. гуманит. ун-т. – М. : ИВИ РАН, 2012.
Дополнительная литература
1. Агирре Рохас К.А. Историография в 20 веке: История и историки между 1848 и 2025 годами [Электронный ресурс]. URL: http://bookre.org/reader?file=752567.
2. Буркхардт Я. Размышления о всемирной истории. – М., 2002.
3. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. – М., 1995.
4. Дебидур А. Дипломатическая история Европы от Венского до Берлинского конгресса (1814-1878) [Электронный ресурс]. URL:http://istmat.info/files/uploads/28398/histoire_diplomatie_a-debidour_1947.pdf.
5. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. – М. – И., 2000.
6. Зарецкий Ю.П. Стратегии понимания прошлого: Теория, история, историография. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 384 с. – ISBN: 978-5-86793-910-6 [Электронный ресурс]. URL:http://www.twirpx.com/file/1162761/
7. Историография истории Нового времени Стран Европы и Америки: [учебное пособие] / под ред. И.П. Дементьева. – М.: Высшая школа, 1990.
8. Лангруа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. – СПб., 1899.
9. Медушевская О.М. Теория исторического познания. Избранные произведения. – M.: Центр гуманитарных инициатив, 2010.
10. Мейнеке Ф. Возникновение историзма. – М., 2004.
Методическая литература
1. Садченко В.Н., Величко В.Н. История исторического знания: историография всеобщей истории: учебно-методическое пособие. – Ставрополь, Издательство СКФУ, 2014. –139 с.
Интернет-ресурсы
1. Краткий курс лекций по дисциплине «История исторического знания» [Электронный ресурс]. URL: http://studme.org/1584072027567/istoriya/istoriya_istoricheskogo_znaniya
2. http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека.
3. http://militera.lib.ru – Полнотекстовая коллекция исторических первоисточников разных периодов отечественной и мировой истории «Военная литература».
4. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/ancient.htm – Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
5. http://www.twirpx.com/library/- Научная электронная библиотека
6. http://humanities.edu.ru – Гуманитарное образование
7. http://www.edu.ru/ – Федеральный образовательный портал РФ
8. http://www.rsl.ru/ – Российская государственная библиотека
9. http://www.libfl.ru/ – Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы.
10. http://www.shpl.ru/ – Государственная публичная историческая библиотека России.
.