Тема 5.9. Мир во второй половине ХХ века

Цель: расширитьпредставление о расколе мира на «западный» и «восточный» блоки, уметь осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Задание 1 (выполняется в микрогруппах)

Подготовить электронные презентации к семинарскому занятию

(Приложение 5)

1 группа «Холодная война»: причины и основные вехи.

2 группа «СССР после Великой Отечественной войны:противоречия общественного развития»

3 группа «Перестройка в СССР: причины, ход, последствия»

Норма времени: 4 часа

Формат выполненной работы: электронные презентации

Критерии оценки: правильность выполнения презентации, эстетичность оформления, глубина отражение темы

Контроль выполнения: выступления на семинарском занятии, обсуждение

Самостоятельная работа №

Тема: Подготовка к промежуточной аттестации (8 часов).

Содержание работы

Выбрать тему реферата из наиболее заинтересовавшего Вас исторического периода об историческом факте, событии, личности и т.д.

1.Ознакомиться с информацией по выбранной теме реферата в различных знаковых системах и источниках

2.Составить план (содержание) реферата (обязательными пунктами являются: введение, основная часть, заключение, список использованных источников).

3.Выполнить реферат, пользуясь рекомендациями по написанию рефератов (см. пункт 10 данного пособия).

4. Подготовиться к промежуточной аттестации (см. пункт 12 данного пособия)

Формат выполненной работы: Реферат

Норма времени: 8 часов

Критерии оценки: выполнение требований к содержанию, оформлению и защите реферата (см. пункт 10 данного пособия)

Контроль выполнения: проверка реферата, его защита обучающимся на семинарском занятии

Примерные темы рефератов по истории:

· Варяги в истории Древней Руси.

· Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности.

· Князь и вече в Древней Руси.

· Князь и дружина в Древней Руси.

· Кочевники в истории Древней Руси: война и мир.

· Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория.

· Александр Невский — государственный деятель и полководец.

· Борьба русского народа с иноземными агрессорами в ХIII в.

· Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого.

· Владимир Мономах и его время.

· Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь.

· Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси.

· Общественный строй Древней Руси.

· Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий.

· Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи.

· Дмитрий Донской — государственный деятель и полководец.

· Иван III и его роль в российской истории.

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Недельный бюджет учебного времени студента состоит из двух частей:

- работа по учебному расписанию (обязательная учебная нагрузка) – 36 часов;

- внеаудиторная самостоятельная работа - примерно 16-18 часов в неделю.

Для того чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы по дисциплинам, включая расширение кругозора, необходимо заниматься самостоятельно не менее 2,5-3,0 часов ежедневно, кроме выходных дней. Самостоятельная работа будет более эффективной при условии соблюдения нескольких довольно простых правил:

- начинать самостоятельные занятия следует с первых же дней учебы, так как пропущенные для работы дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы невозможно;

- первоочередной задачей организации самостоятельной работы, является составление расписания порядка дня, которое даст общее направление в работе, установит перспективу;

- труд, в особенности умственный, требует умения сосредоточить внимание;

- увеличение производительности труда состоит в экономии времени. Сосредоточенная умственная работа с использованием каждой минуты не только более продуктивна, но и менее утомляет, чем неорганизованный труд. Следует использовать не только малые промежутки времени, остающиеся незаполненными, но и утиль-время, т.е. время ожидания, время проезда. Надо постепенно, настойчиво и непрерывно воспитывать в себе способность экономить время, ускорять темп письма, чтения, ориентировки;

- одним из важнейших факторов, влияющих на производительность умственного труда, является порядок на рабочем месте и состояние окружающей обстановки, благоприятствующее работе;

- работа без отдыха в течение многих часов малопродуктивна и вредна для здоровья. Длительная умственная работа так же, как и длительная физическая работа, дает наилучшие результаты, если установлен правильный ритм, при котором усиленная деятельность чередуется с паузами отдыха. Очень продуктивная форма работы – переключение на другую работу или занятие спортом;

- самоконтроль - это умение контролировать и оценивать результаты учебной работы, и на этой основе управлять процессом овладения знаниями.

Проверка самого себя включает:

- умение следить за собой: за своим поведением, речью, действиями и поступками, понимая при этом всю меру ответственности за них;

- умение контролировать степень понимания и степень прочности усвоения знаний и умений, познаваемых в учебном заведении, в коллективе, дома;

- умение критически оценивать результаты своей деятельности (самооценка).

Способы самоконтроля могут быть следующими:

- перечитывание написанного текста и сравнение его с текстом учебной книги;

- повторное перечитывание материала с продумыванием его по частям;

- пересказ прочитанного;

- составление плана, тезисов, формулировок ключевых положений текста по памяти;

- рассказывание с опорой на иллюстрации, опорные положения;

- самотестирование;

- участие во взаимопроверке (анализ и оценка устных ответов, практических работ, рефератов своих товарищей; дополнительные вопросы к их ответам; написание отзыва, рецензии и т.п.).

Наши рекомендации