Влияние национальных традиций на формирование политической культуры белорусов

Понятие «традиция» (от лат. traditio – «передача, предание») обычно опреде­ляется как «способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен
и эпох»[21]. Общий смысл термина «традиция» заключается в том, что он включает
в себя весь комплекс значимых норм поведения, форм сознания и институтов человеческого обще­ния, характеризует связь настоящего с прошлым, степень за­висимости современного поколения от прошлого или приверженности к нему.

Традиция включает в себя систему норм, обычаев и мировоззренческих уста­новок, составляющих наиболее значимую часть культурного опыта развития общества. Онатакже выступает посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности (техно­логий), которые явочным порядком входят в реальную жизнь людей и не нуждаются в каком-то особом обосновании и признании, кроме ссылки на свою укорененность в культуре.

Передача социального опыта осуществляется посредством многократного пов­тора и тиражирования традиционных действий и отношений (обычаи), церемоний
и обрядов (ритуалы), символических текстов и знаков.

Традиция в большей или меньшей степени присутствует в структуре совре­менного сознания и мировоззрения, где прошлое претендует быть прообразом настоящего, одним из источников совершенства будущего (например, в современной мифологии).

Механизм традиции, обеспечивая преемственность между прошлым и буду­щим, интегрирует общество. Традиции воплощаются в формировании тех или иных (характерных для данного общества) институтов власти, их функциях, сложившихся массовых стереотипах взаимоотношений государства и общества.

Воспроизводя традиции, политическая культура представляет собой форму освоенного человеком позитивного наследия, оставленного ему предшествующими поколениями. Это процесс постепенный, а главное – избиратель­ный, регулируемый пристрастиями каждого человека в отдельности. Поэтому, строго говоря, полити­ческую культуру невозможно изменить насильственно, заставляя человека предпри­нимать какие-то действия (даже на протяжении длительного времени), не сопря­женные с его внутренним выбором.

Важно иметь в виду, что политическая культура является органической сос­тавной частью общенациональной культуры, сложившейся в той или иной стране.
В силу этого понятие политической культуры неизменно содержит в себе смыслы
и ценности, производные от культуры как особого явления, противопоставляемого природе и выражающего целостность жизненных проявлений общества. Общекуль­тур­ные ценности лежат в основе той или иной политической культуры. Культура общества в целом существует как социальный контекст, только внутри которого политические явления и становятся понятными человеку.

Национальная культура – это среда, в рамках которой человек формирует свои политические установки и предпочтения, лежащие в основе его обращения
к политике. При этом в каждом конкретном обществе жизнь формирует особые «культурные темы», заставляющие людей «обсуждать» их в политической форме. Вот почему политика не просто обладает собственной предметной областью,
но и становится средством усиления культурного разнообразия, развития культурного языка данного общества, обогащения его смысловых и семантических структур, народных образов, обычаев, мифов.

Природа традиции противоречива, что порождает неоднозначное к ней отношение. С одной стороны, традиция выглядит как оправдание и консервация прошлого, символ неизменности, а порой – это и синоним «отсталости». Подобная эмоционально-негативная характеристика и оценка традиции свойственна идеологии либерализма. С другой стороны, традиция оценивается как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия, является предпосылкой и организующим началом фор­мирования идентичности человека, группы или целого социума. На эту сторону традиции обращается внимание
в идеологии консерватизма. Взвешенное отношение к традиции предполагает знание ее «сильных» и «слабых» сторон.

В идеологической работе необходимо учитывать эти стороны традиции, поскольку в условиях современной глобализации и экспансии западных образцов культуры, в том числе и политической, актуализируется значение национальных традиций, в том числе и их влияния на политическую культуру белорусов.

Относящиеся к традиции элементы политической культуры белорусовописываются такими понятиями, как «национальная идентичность», «национальный менталитет», «национальный характер».

В политической культуре трудно переоценить роль менталитета. Термин «менталитет» (от позднелат. mentalis – «умственный») сегодня прочно вошел
в политический лексикон и используется для обозначения образа мышления, мировосприятия, общей духовной настроенности социальной группы или индивида. Менталитет, как индивидуальный, так и коллективный, является совокупностью мыслей, верований, навыков, способов чувствовать и воспринимать окружающий мир определенным образом.

Менталитет народа – это исторически сложившиеся формы восприятия мира народом. Менталитет белорусского народа формировался в ходе исторического развития под влиянием различных внутренних (природно-географической среды, религиозных верований, коллективистского образа жизни и др.) и, так сказать, внешнеполитических (вхождение белорусских земель в разные государственно-территориальные образования: Киевскую Русь, ВКЛ, Речь Посполитую, Российскую империю, СССР) факторов.

В современной литературе специфика менталитета белорусского народа чаще всего соотносится с такими характеристиками политической культуры, как толерант­ность; доверие к институту власти, ее персонификация, проявляющаяся в высоком доверии к политическому лидеру; уважение политических традиций других народов; взвешенность в политических суждениях, осторожное и критическое восприятие политических новшеств и популистских заявлений; миролюбие, настроенность
на конструктивное взаимодействие в политическом поведении и неприятие радикаль­ных призывов и действий; осуждение экстремизма и терроризма во всех формах их проявлений, и многими другими.

Современное развитие суверенной Республики Беларусь связано не только
с формированием новых традиций, но и с бережным отношением к историческому прошлому белорусского народа, его традициям.

Выступая 25 мая 2012 г. на мероприятиях, посвященных 1150-летию Полоцка, Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко специально подчеркнул: «Почи­тание славных страниц летописи своего народа – основа патриотизма и гражданствен­ности людей. Как корни питают и придают устойчивость дереву, так и историческое прошлое, уважение к деяниям предков возвышают и облагораживают человека, формируют и укрепляют нацию»[22].

Отношение к традициям имеет сложную структуру, включает в себя отношение и к историческому прошлому, и к политическим символам, языку и другим аспектам политической культуры.

Традиции политической культуры белорусского народа формировались в кон­тексте цивилизационного развития западной и восточной (российской) культур.
В наши дни они развиваются и совершенствуются в политике белорусского госу­дарства, направленную на интеграцию с Российской Федерацией, вхождение
в евразийское экономическое пространство.

В ориентациях политической культуры белорусов проявляется историческое отношение нашего народа к государству как основному политическому институту. После обретения независимости белорусы, избрав президентом А. Г. Лукашенко, стали реализовывать политическую стратегию создания сильного и процветающего государства в форме президентской республики. В такой перспективе укрепление государственности оказалось важным элементом политической культуры общества.

Укреплять и развивать традиции – важная идеологическая задача. В ее про­цессе необходимо учитывать такие ценности, как национальная гордость, наци­ональная память и др. Традиционными идеологическими ценностями белорусского народа являются также социальная стабильность и социальная справедливость. Стабильность общественных отношений обычно связывается с на­ведением порядка и поддержанием дисциплины, которые историческая традиция отделяет от произвола и вседозволенности и соотносит
с правопорядком, при котором право, законы не противоречат моральным нормам,
а обеспечивают социальную стабильность и устойчивость в обществе. Единство традиций права и морали, нравственности белорусского народа способствует конструктивному, системному социально ориенти­рованному совершенствованию его жизни.

Но как жизнь не стоит на месте, так и политическая культура нашего народа нуждается в обновлении и инновациях (с лат. – «новшество, нововведение»).

Современное общество посредством научно-технического прогресса, иннова­ций постоянно изменяет свой облик, развивается как постиндустриальное, инфор­мационное общество, общество, основанное на знаниях и т. п. Не оказывается
в стороне от инноваций и политический процесс, в котором иногда только
с инновациями и связывают его будущее. Вместе с тем не только в экономике
и науке, но и в политике инновация не исключает традиции. Традиция и инновация являются двумя взаимосвязанными сторонами единого диалектического полити­ческого процесса и политической культуры.

Их взаимосвязь проявляет свою действенную силу тогда, когда традиция
уже оказывается подготовленной к обновлению, и в этом смысле будет важным источ­­ником развития политической культуры, а у инновации не остается другого способа утвердить себя в жизни общества иначе, чем доказав свою востребованность
и, следовательно, в определенном отношении укорененность в политической куль­туре. В наши дни установки на сочетание традиций и инноваций получили развитие
в общей теории модернизации.

Практика последней свидетельствует о том, что модернизация проходит успешнее там, где учитываются традиции реформируемого общества, и, наоборот, его традиции сохраняют жизненную силу в том случае, если, подстраиваясь под пот­ребности време­ни, они врастают в новые формы жизнеустройства через свое обновление, модернизацию.

Выступая 11 октября 2012 г. на заключительном совместном заседании Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва, Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко подчеркнул:
«Я очень бы хотел надеяться, и я сторонник этого, чтобы уже нынешний парламент пятого созыва приступил к некой модернизации нашей политической системы»[23].

Идеологическому работнику, участвующему в реализации задач модернизации политической системы нашего общества, важно постоянно иметь в виду органи­ческую связь традиций и инноваций, не забывать о том, что задачи политической мо­дернизациимогут быть успешно решены только на основе учета содержания
и особенностей исторических традиций белорусского народа.

Наши рекомендации