Образовательные технологии. При реализации программы дисциплины «Теория культуры» используются следующие образовательные технологии:
При реализации программы дисциплины «Теория культуры» используются следующие образовательные технологии:
лекционный курс(проблемные лекции, лекции-дискуссии);
семинарские занятия в форме обсуждения текстов, дискуссий и коллоквиумов;
.
Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов
В ходе изучения дисциплины основное внимание уделяется семинарским занятиям, на которых обсуждаются категории и понятия теории культуры, а также культурологические концепции и конкретные практики изучения культуры.
В курсе «теория культуры» студенты выполняют письменную домашнюю работу и итоговую аудиторную работу. При написании письменной домашней работы необходимо: 1) выбрать тему работы из предложенного списка (см. перечень тем рефератов п.7); 2) уточнить или самостоятельно сформулировать название работы, которое содержало бы указание на ту или иную проблему или текст, являющиеся предметом непосредственного рассмотрения в работе; 3) опираясь на конкретные тексты источников и научную литературу корректно изложить основное содержание концепции избранного автора, или тот ее аспект, на котором сосредоточено особое внимание; 4) продемонстрировать владение навыками анализа содержания тех базовых понятий, которые образуют основу теоретических построений избранной для анализа концепции.
Итоговая аудиторная работа пишется на одном из последних занятий: преподавателем объявляется несколько тем и предлагается написать работу по одной из них. Совпадение темы итоговой и внеаудиторной письменной работы не допускается.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Тематика курсовых работ
· Теории мифа в социогуманитарном знании XX века (общий обзор)
· Теории расизма во Франции (по работе П.А.Тагиеф)
· Культура и преемственность в концепции М.Мид.
· Теория постмодерна Ж.Ф.Лиотара
· Искуство в эпоху его воспроизводимости (концепция В.Беньямина)
· Концепция «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона
· Западные концепции Востока (Э.В.Саид)
· Концепции постмодерна (Лиотар, Бодрийяр)
· Теория национального государства в концепции Ю.Хабермаса
· Философский дискурс о модерне (по работе Ю.Хабермаса)
· Национализм и модернизм. Обзор теорий национализма у Э.Смита
· Принцип культурной относительности в теории культуры.
· Эволюционизм в социальной и культурной антропологии (Л.Уайт)
· Функционализм в социальной антропологии (теоретические идеи и авторы)
· Анализ культур через посредство ключевых слов (концепция А.Вежбицкой)
· Интерпретативная теория культуры К.Гирца
· Время и пространство в мифологическом восприятии мира (концепция М.Элиаде)
· Теория культуры Б.Малиновского (ключевые понятия)
· Теория метафоры в теории культуры (анализ концепций)
· Теория мифа Р.Барта
· Культура и мышление в работе М.Коул и С.Скрибнер
· Концепция «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона
Контрольные вопросы
1. Предмет теории культуры. Ее место в структуре современного знания о культуре
2. Культура и цивилизация как базовые понятия истории и теории культуры
3. Природа как понятие теории культуры.
4. Культура и природа. Адаптивные аспекты культуры.
5. Культура и время. Темпоральные представления в культуре.
6. Культура и пространство. Способы пространственной организации мира.
7. Эволюционистская теория культуры. Основные понятия.
8. Теория культуры функционализма. Ключевые понятия.
9. Психоаналитический подход к анализу культуры (З.Фрейд и К.Г.Юнг).
10. Фундаментальные характеристики культуры (в концепции Дж.Мердока)
11. Теория культуры Л.Уайта
12. Теория художественной культуры. Базовые понятия.
13. Принципы типологии культур.
14. Культура и мир детства. Механизмы «научения культуре».
15. Коммуникативные механизмы культуры. Понятие традиции.
16. Язык и культура. Гипотеза лингвистической относительности (Сепира-Уорфа).
17. Понимание культур через посредство ключевых слов (подход А.Вежбицкой).
18. Понятие субкультуры. Параметры выделения субкультур.
19. Теоретические идеи школы «Анналов».
20. Наука как феномен культуры. Исторические типы научной рациональности..
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Включает в себя как учебные пособия, так и дополнительную литературу, на которую следует обратить особое внимание, поскольку здесь представлены конкретные исследовательские практики и теории культуры.
ЛИТЕРАТУРА:
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:
1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур – М.: РГГУ, 1998.
2. Волкова Э.Н. Теория культуры // Культурология. Вып 1. Общепрофессиональные дисциплины. Часть 1. М.:РГГУ, 2009.
3. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: «Логос», 2003.
4. Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. Курс лекций. М.: РГГУ, 2007.
ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Балибар Э. Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М.: Логос-Альтера, 2003
2. Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы Семиотика. Поэтика; Пер. с фр. – М.: «Прогресс», 1994, С. 413 - 424.
3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.
4. Бодрияр Ж.Символический обмен и смерть. М.: КДУ, 2006, С. 49-87, 111-166.
5. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки русской культуры, 2002.
6. Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М.: Новое литературное обозрение, 2003. .
7. Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004, С. 9-42.
8. Козеллек Р. Теория и метод определения исторического времени // Логос. Философский журнал № 5 (44), 2004, С. 97-131
9. Коул М. Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977, С. 54-153.
10. Кребер А.Л. Клэкхон К. Культура: критический обзор понятий и определений // Культурология: Дайджест М.,2000, № 1, С.105-183.
11. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о категориях мышления. М.: Языки славянской культуры, 2004, С. 19-85, 351-394.
12. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998, С. 14-51.
13. Леви-Строс К. Раса и история // Леви-Строс К. Путь масок. М.: Республика, 2000, С. 323-356.
14. Лотман Ю.М. Успенский Б.А. Миф-Имя-Культура // Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х т. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. – Таллин: «Александра», 1993, С. 58 – 76.
15. Мердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. СПб.: Университетская книга, 1997, С. 49-56.
16. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // Мид М. Культура и мир детства – М.: Наука,1988 -, С.322 – 361.
17. Панофски Э. «Возрождение» - самоопределение или самообман // Панофски Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М.: Искусство, 1998, С. 6-41.
18. Про А. Двенадцать уроков по истории. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. Глава 1, С. 11-34.
19. Саид Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб.: Русский мир, 2006
20. Сепир Э. Языки, раса и культура // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии – М.: Прогресс,1993, С. 185-194.
21. Тагиефф П.-А. Цвет и кровь. Французские теории расизма. М.: Ладомир, 2009. 238 с.
22. Татаркевич Вл. История шести понятий. М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. Главы 1, 4, 8, 11, С. 19-55, 124-161, 261-282, 329-359.
23. Уайт Л. Наука о культуре // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры - СПб.: Университетская книга, 1997, С. 141-156.
24. Февр Л.Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991, С. 239-281.
25. Фуко М. Археология знания. СПб.: Гуманитарная академия, 2004, С. 35-158.
26. Фуко М. Нужно защищать общество. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975-1976 учебном году. СПб.: Наука, 2005, Лекция от 28 января и 4 февраля 1976 г., С. 81-130.
27. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2008, С. 7-22.
28. Хаф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования. М.: РГГУ, 2009, С. 31-60.
29. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб.: Алетейя, 1998, С.25-127.
30. Шенк Ф. Ментальные карты: конструирование географического пространства в Европе от эпохи Просвещения до наших дней (обзор литературы) // Новое литературное обозрение. № 52, 2001, С. 42-61.
31. Эко У. Поэтика открытого произведения // Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб.: Академический проект, 2004, С. 24-65.
32. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т.1. СПб.: Университетская книга, 2001, С. 58-117.
Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).
II. Планы семинарских занятий
ЗАНЯТИЕ 1.