Политика в области просвещения и печати.

При вступлении Николай I на престол отдал министру народного просвещения

А. С. Шишкову распоряжение о пересмотре уставов учебных заведений. С этой

целью в мае 1826 г. был создан "Комитет по устройству учебных заведений", в

обязанность которого входило проверить все их уставы и выработать новые

принципы школьного образования, определить дисциплины, которые должны были

преподаваться на каждой ступени обучения.

19 августа 1827 г. последовал рескрипт царя Шишкову о запрещении

принимать в гимназии, и тем более в университеты, крепостных крестьян.

В основу народного просвещения был положен принцип строгой сословности

и бюрократической централизации, что нашло свое воплощение в 28

утвержденном 8 декабря 1828 г. "Уставе гимназий и училищ уездных и

приходских". Согласно этому уставу начальное и среднее образование

подразделялось на три категории:

1) для детей низших сословий предназначались одноклассные приходские

училища с самой элементарной программой (чтение, письмо, четыре правила

арифметики и Закон Божий),

2) для детей купцов и мещан предназначались трехклассные училища с более

широкой программой начального обучения (вводились начала геометрии, а

также география и история),

3) для детей дворян и чиновников учреждались семиклассные гимназии,

подготавливавшие учащихся к поступлению в университеты. Устав

ликвидировал преемственную связь между этими ступенями образования.

Таким образом, уровень образования должен был строго соответствовать

социальному положению учащегося.

Правительственную политику в области просвещения последовательно

проводил возглавлявший с 1833 по 1849 гг. Министерство народного

просвещения граф С. С. Уваров. Одновременно он был президентом

Императорской Академии наук, в его подчинении находились многие научные и

культурные учреждения. Он был талантливым и широко образованным человеком,

поражавшим современников обширными познаниями, свободным владением древних

и ряда новых европейских языков. В молодости Уваров слыл "либералом",

являлся одним из основателей известного литературного кружка "Арзамас",

объединявшего лучшие литературные силы. Уваров много путешествовал по

России и странам Западной Европы. В Германии он близко познакомился с Гете

и известным немецким реформатором бароном Штейном. Он занимался научными

изысканиями в области греко-римской филологии и был почетным членом многих

европейских академий наук и научных обществ.

Современники, отдавая должное "высокому и просвещенному уму" Уварова,

вместе с тем указывали на его неблаговидные личные качества —

беспринципность, расчетливость, стремление "пустить пыль в глаза". Это был

ловкий царедворец и, по словам хорошо знавшего его С. М. Соловьева, "умный,

хитрый холоп". В царствование Николая I Уваров занял откровенно реакционно-

охранительные позиции. Именно он сформулировал основные принципы "теории

официальной народности" — "православие, самодержавие, народность",

названные современниками "уваровской троицей", — идейной основы

николаевской политики.[2, c.190]

26 июля 1835 был издан "Общий устав императорских российских

университетов". Он преследовал цель "сблизить наши университеты с коренными

и спасительными началами русского управления" и ввести в университетах

"порядок военной службы и вообще строгое наблюдение установленных форм,

чиноначалие и точность в исполнении самомалейших постановлений".

Если до этого университеты были центрами учебных округов и тем самым

оказывали влияние на постановку низшего и среднего образования в округе, то

теперь они сами попали в полную зависимость от попечителя учебного округа.

В Киевском, Харьковском и Виленском учебных округах (как наиболее

"беспокойных") управление ими было передано генерал-губернаторам.

Устав 1835 г. существенно ограничил автономию университетов. Хотя за

университетским Советом и сохранялось право выбора ректора и замещения

вакантных профессорских мест на кафедрах, но оно фактически сводилось на

нет правом министра народного просвещения не утверждать избранных лиц и

назначать других из числа своих кандидатов, чем министр широко и

пользовался. Избранный Советом университета ректор вступал в должность лишь

после утверждения его императором. Помощником ректора и вторым

административным лицом в университете стал назначаемый попечителем учебного

округа из военных или гражданских чиновников инспектор — ранее он избирался

Советом из среды университетской профессуры.

Университет стал рассматриваться уже не столько как научный центр, а в

первую очередь как учебное заведение, перед которым была поставлена задача

готовить преподавателей гимназий, медиков и чиновников для государственной

службы. Упразднялся университетский суд, разрешавший внутренние

университетские вопросы. Устанавливался строгий надзор за студентами, для

чего вводились назначаемые попечителем учебного округа должности помощников

инспектора, исполнявшие полицейские функции в университете. Однако самой

полиции по-прежнему запрещалось появляться в университетах.

Университетский устав 1835 г. имел и некоторые положительные стороны.

Восстанавливалось упраздненное в 1821 г. преподавание философии; в

Московском университете важное место заняли исторические дисциплины и

преподавание российского законодательства; в Петербургском — преподавание

восточных языков и истории стран Востока; в Казанском приоритетное место

получило преподавание физико-математических наук. Срок обучения в

университетах был увеличен с трех до четырех лет. Кафедры стали замещаться

преимущественно отечественными учеными (ранее многих профессоров приглашали

из-за границы). Для выпускников, оставленных при университетах "для

подготовки к профессорскому званию", предусматривались за казенный счет

обязательные двухгодичные зарубежные стажировки (преимущественно в

германские университеты). При университетах были введены подготовительные

курсы богословия, математики, истории, словесности, древних и новых языков,

естественных наук, призванные восполнить недостатки среднего образования

для поступающих в университеты. Было поднято значение университетского

образования, ученых степеней и званий. Окончившие университет получали

звание "действительного студента" и чин 12-го класса по Табели о рангах, а

окончившие его с отличием — "кандидата" и чин 10-го класса, имевшим ученую

степень магистра присваивался чин 9-го класса, а доктора наук — 8-го. Лицам

с университетским образованием очередные чины присваивались в полтора раза

быстрее, чем не имевшим его.

Наши рекомендации