Общая характеристика учебного предмета
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Программа разработана в соответствии с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс / Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссой, М.А. Снежневская, О.М.Хренова/ Лаборатория литературного образования Института общего среднего образования Российской академии образования - М.: Мнемозина, 2008
Учебник «Русская литература 20 века» 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
Авторы: Г.И.Беленький, Ю.И.Лыссой, Л.Б.Воронин, М.: «Мнемозина», 2012
Программа рассчитана на 102 часа( 3 часа в неделю, 34 недель)
Общая характеристика учебного предмета
Литература- базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитаниедуховно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального
самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитиепредставлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоениетекстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
• совершенствование уменийанализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- устные и письменные интерпретации художественного произведения;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.