Как готовится к семинарскому занятию?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке к семинарским занятиям по курсу «История государства и права России»
Что такое семинарское занятие?
Семинарские занятия получили свое название от латинского слова seminarium, что означает рассадник. Они проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений преподавателей.
Каковы цель и задачи семинарских занятий в курсе «ИГПР»?
Цель семинарских занятий: углубленное изучение предмета, и формирование профессионально-значимых умений и навыков на основе анализа историко-правовых проблем.
Общие задачи семинарских занятий:
Ø закрепление, углубление и систематизациязнаний, полученных на лекциях и в рамках самостоятельной работы;
Ø овладение навыками самостоятельного исследования историко-правовых проблем на основе изучения историко-правовых источников и научной литературы (монографий, статей);
Ø развитие навыков публичного представления результатов самостоятельной работы, ведения дискуссии, обсуждения представленной другими студентами или преподавателем информации;
Ø развитие культуры речи;
Ø формирование умений
· работать с историко-правовыми источниками;
· аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечая на вопросы слушателей;
· слушать других;
· задавать вопросы.
3. Виды семинарских занятий:
Ø вопросно-ответный – фронтальный (общий) опрос, требующий от студентов кратких, четких ответов на конкретные вопросы по теме семинара;
Ø семинар-конференция - устные заранее подготовленные доклады студентов с последующим обсуждением их в группе;
Ø семинар-диспут;
Ø семинар-практикум - работа в микрогруппах (в рамках самостоятельной или аудиторной работы) по изучению историко-правовых источников;
Ø комплексный семинар (сочетание нескольких видов семинаров).
Как готовится к семинарскому занятию?
При подготовке к семинарскому занятию целесообразно придерживаться следующего алгоритма:
4.1 При подготовке к фронтальному опросу:
1) Внимательно прочитать формулировку темы и вопросов для обсуждения на семинаре.
2) Прочитать лекционные материалы.
3) Прочитать материалы учебника по теме семинара
4) По каждому вопросу изучить указанные в рекомендациях преподавателя источники и литературу. Выбрать из них необходимый для ответа материал и зафиксировать его, при необходимости в форме схемы или таблицы рекомендованной преподавателем, в рукописном или электронном виде, (в данном случае сохранить его на электронном носителе, доступном для Вас на семинаре, или распечатать).
При подготовке доклада (это нужно согласовать с преподавателем на предшествующем занятии), использовать тот же алгоритм. Время для доклада – не более 10-15 мин.
4.2 При работе с источниками в микрогруппах (самостоятельно или на самом семинарском занятии):
1) Группа делиться на микрогруппы по числу рассматриваемых в рамках данной формы работы вопросов.
2) Каждая микрогруппа выбирает вопрос для изучения. Староста руководит данным процессом и фиксирует состав микрогрупп и выбранный вопрос.
3) Изучается вопрос по алгоритму для фронтального опроса. При этом микрогруппа работает или совместно (мозговой штурм), или каждый выбирает себе часть материалов для изучения, а потом их представляют микрогруппе и составляю совместный текст.
4) Готовится текст представления результатов исследования.
5) Определяется форма представления результатов исследования:
· коллективная или выбранным спикером;
· устная или с использованием бумажной или электронной презентации
6) На занятии каждая микрогруппа представляет результаты своей работы.
7) После каждой презентации остальные члены группы задают вопросы и делают дополнения или высказывают иную точку зрения.
4.3 При индивидуальной работе с источниками используется алгоритм для фронтального опроса.