VI. Продолжение изучения темы

Работа над стихотворением «Сны». (Слайд № 8)

· Дети слушают стихотворение.

· Работа над содержанием.

- Давайте разберем непонятные слова. Найдите значение слов:

ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;

ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;

ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;

ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

· Чтение стихотворения «сильным» учеником.

- Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)

- Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.)

- Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)

· Выразительное чтение детьми стихотворения.

Работа над стихотворением «Ворона». (Слайд № 9)

· Дети слушают стихотворение.

· Выборочное чтение.

- Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.)

- Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает слово лохматой.)

- Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?

(Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком.)

- Прочитайте строчки, которыми автор показывает, что ворона была любопытна.

(Вниз на землю глядит она боком:

что белеет под нежною травкой?)

- Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?

(Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это все у вороны - игрушки.

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..)

· Выразительное чтение детьми стихотворения.

V. Итог урока. Домашнее задание.

- В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?

- Какое стихотворение А. Блока больше всего понравилось?
Д/з: Выучить стихотворение «Ветхая избушка» или «Ворона».

Урок 8 2. А. Блок «Сны», «Ворона»

Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством А. Бло­ка; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

Оборудование: портрет и выставка книг А. Блока; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения «Ветхая избушка» наизусть.

III. Работа по теме урока

1. Прогнозирование произведения А. Блока «Сны»

— Прочитайте название следующего стихотворения А. Блока. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Предположите, о чем может рассказать нам автор этого стихотворения.

— Ребята, а какие сны снятся вам? (Рассказы детей.)

2. Работа над стихотворением «Сны»

— Прежде чем мы приступим к чтению стихотворения, раз­берем непонятные слова.

Лампадка — небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой.

Внемлю — слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием.

Дрёмные покровы — дремота - полусон, состояние, при кото­ром хочется спать и невольно закрываются глаза.

Покров — верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

(Чтение стихотворения учителем. Вопросы после чтения.)

— Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)

— Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и Серый Волк», «Сказка о мертвой царев­не...», «Спящая красавица» и др.)

— Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, ска­зочное, волшебное.)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Физкультминутка

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза. (Далее шепотом.)

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

Наши рекомендации