VI. Продолжение изучения нового материала

1. Работа над техникой чтения (плавное чтение целыми сло­
вами.).

ко-рич-не-вы-е за-кла-ды-ва-ли

пред-по-ла-га-ет-ся во-до-про-вод
рас-сер-ди-лись по-хло-па-ли
вос-пре-ща-ет-ся о-ста-но-ви-лись
под-ско-чи-ла по-смо-тре-ла

- Различай слова:

дрожки - дорожки лошадка - ладошка

2. Чтение учителем стихотворения «Лошадка».

3. Работа с текстом.

- Дрожки - легкий четырехколесный экипаж, повозка для
перевозки людей.

- Найдите слова, в которых спрятались другие слова. (Жила,
лошадка, ножки, старушки, ладошки, закладывали, дрож­
ки,
бежит, гладкой, вдруг, столбик, плакат, строжайше,
проход, предполагается, водопровод, говорят, тележка,
столбах, сухарь, похвалили, и т. д.)

Выразительное чтение.

VII. Итог урока

- Стихотворения какого поэта мы сегодня читали?

- Какие еще произведения А.И. Введенского вам из­вестны?

- Подумайте, какими языками владел А.И. Введенский, еслипереводил сказки Шарля Перро ибратьев Гримм?

Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению любого стихотво­рения поэтов-ОБЭРИУтов.

Урок 45. Обобщающий по разделу

Цели урока: помочь детям повторить и обобщить материал разде­ла; развивать внимание и творческие возможности детей с по­мощью игр со словами; развивать навыки работы в группе.

Оборудование: призы для победителей конкурсов; выставка творческих работ учащихся.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II. Постановка цели урока

- Сегодня мы поиграем со словами, как это любили делать
поэты, с творчеством которых мы знакомились на послед­
них уроках.

III. Закрепление и обобщение

1. Обобщающая беседа.

- Что такое ОБЭРИУ?

- Я утверждаю, что в эту группу входили: А. Барто, Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский, Н. Носов, С. Маршак, Ю. Владимиров. Права ли я?

- Какие и чьи произведения в этом разделе вы выучили наи­зусть?

- Что такое «Чиж» и «Еж»?

- Какими языками владел А. Введенский?

- Для чего он их использовал? (Он переводил сказки Ш. Пер-ро и Братьев Гримм.)

- Выполните задания 2, 3,4 из раздела «Проверь себя!» на странице 186.

2. Конкурс «Рифма».

Класс делится на две команды.

По очереди одна команда задает рифму другой, используя прием чистоговорок (ко-ко-ко-ко... ра-ра-ра-ра...).

Учитель должен держать наготове карточки со слогами, чтобы помочь детям, если они затрудняются. Стихотворные строки учитель записывает на доску. Выигрывает та команда, у которой смешнее и быстрее получаются стихи.

3. Назови быстро слово, к которому подходят все опреде­
ления:

- Круглое, красное, спелое... (Яблоко.)

- Круглая, желтая, спелая... (Дыня.)

- Круглый, легкий,воздушный... (Шар.)

- Круглое,золотое,жаркое... (Солнце.)

- Жаркое, урожайное, дождливое... (Лето.)

- Дождливый, серый, хмурый... (Вечер.)

- Холодная, морозная, снежная... (Зима.)

- Белый, холодный, растаявший... (Снег.)

- Белый,пушистый,ушастый... (Заяц.)

- Белый, пушистый, вязаный... (Шарф.)

Игра проходит по командам. За каждый правильный ответ команда получает очки.

4. Игра «Найди слово в слове».

Обе команды ищут слова внутри слов. Можно использовать буквы двух слов сразу и в любом порядке. Потом по очереди называют по одному. Выигрывает та команда, которая последняя назовет слово.

Детей необходимо учить играть в эту игру, используя систе­му. Например, сначала все слова на букву А, потом на Б и т. д.

Тарабарский марш

(Слова: ар, арба, араб, бар, баба, банщик, бак, башка, барак, брат, банка, барс, брак, икра, ишак, карта, краб, кий, май, мир, март, маска, мастак, марка, мишка, матрас, рама, раб, рак, риск, рис, шарм, шар, шик; Шарме, Маршак.)

IV. Физкультминутка

V. Игра«Доскажи словечко»

Знайте, не бывает лодки без реки. Праздника без песни, хлеба без ... (муки). Дождика без тучи, розы без шипов, Сказок без начала, леса без ... (грибов). Знайте, не бывает моря без волны, Шутки - без улыбки, марта - без ... (весны). Летчиков - без неба, армий - без полков, Школ - без переменок, драк - без ... (синяков). Знайте, не бывает дружбы без друзей, Лестниц — без ... (ступенек), дома — без ... (две­рей).

Утра - без рассвета, дыма - без ... (огня). В общем продолжайте дальше без меня. (М. Пляцковский)

VI. Чтение стихотворения Д. Хармса «Веселый старичок»

VII.Работа над пословицами. Задание 6, с. 186

VIII.Итог урока

- Понравилось ли вам играть со словами? Награждение победителей конкурсов и игр.

Домашнее задание

«Найдите слово в слове»: в названии стихотворения Д. Харм­са «Оченьгочень вкусный пирог» найдите спрятавшиеся слова.

Приложение. Викторина*

Ответы: 1. Братья Гримм; 2. Хармс; 3. А. Милн и Б. За-ходер; 4. С. Маршак; 5. А. Гайдар; 6. Л. Кэрролл, 7. А. Барто, 8. В. Бйанки; 9. И. Токмакова; 10. К. Чуковский; 11. А. Волков; 12. Б. Заходер; 13. Н. Носов.

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА

Наши рекомендации