Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала
Введение. Цель, задачи и содержание курса
План
1. Кольский полуостров и его значение в культурном пространстве России.
2. Цель и задачи курса.
Основное содержание
Как известно, русская культура давно стала явлением мировым. Она изобилует именами выдающихся ученых, политиков, священников, общественных деятелей, мастеров искусства и многих простых людей, которые создали замечательное культурное наследие России, внесли уникальный вклад в жизнь мирового сообщества. Однако, эта тема длительный период не была у нас особо популярной.
В начале XXI века культурное многообразие регионов России, уникальность исторического опыта населяющих ее народов - не только бесценное достояние прошлого, но и важный фактор модернизации или обновления современной жизни людей.
Кольский полуостров и его окружение - уникальнейшее по своему историко-культурному значению и потенциалу явление. Многие народы на протяжении тысячелетий создали в этих специфических географических и климатических условиях широкую вариативность приспособления к среде, ее изменение, использование, осмысление, освящение в самых разных культурных формах. О народах, обществах и культурах этого субрегиона Северной Европы существует множество мифов, легенд, сказаний, исторических свидетельств, летописей мира и трудов о войнах и миграциях, высоких взлетах культурного творчества и периодов его угасания или гомеостаза. На территории полуострова есть множество памятников культуры, которые являются необыкновенным достоянием всего человечества и которые составляют гордую память его современных граждан.
В отличие от других учебных предметов этот курс является интегративным. В нем в итоговом виде используются данные разных наук (истории и экономики, географии и экологии, литературоведения и искусствоведения, археологии и этнографии, педагогики и философии). Курс представляет собой способ сопоставления и синтеза различного знания в едином смысловом поле региональной культурологии.
Общая цель курса - обеспечение целостной ключевой культурной компетентностью студента по отношению к жизни регионального сообщества.
Задачи обучения:
- постичь историю культуры региона, многообразный опыт жизни его народов, обрести историко-культурное сознание (региональную культурную память) и культурную идентичность;
- ввести формирующуюся личность в историко-культурное пространство своего региона и живую атмосферу его современного культуротворчества;
- привить интерес, уважение и любовь к земле и людям своего края, научить осваивать и сохранять природное и культурное наследие;
- дать системное представление о своем регионе и характере развития его различных социокультурных сфер;
- способствовать формированию личности выпускника университета с высоким уровнем культурного самосознания, толерантным ценностным ядром;
- обратиться к тем личностям, которые оставили весомый след в истории региона, память о которых живет в мифологии, эпосе, преданиях, монументах, архитектурных ансамблях, в промышленных комплексах, в морском деле, в экономике, в политике, в этнических символах, топонимике, в образовании, в науке, в искусстве, в профессиональном и народном сознании.
Тема: Теоретические основания изучения истории культуры Кольского Заполярья
План
1. Понятия «культура» и «общество».
2. Понятия «регион» и «региональная культура».
3. Культурогенез как специфический тип культурной изменчивости и его факторы.
4. Понятия «общий» и «локальный» типы культуры.
5. Проблемы типологии и периодизации культуры Кольского Заполярья.
6. История культуры региона как саморазвитие сложноорганизованной системы в динамичной природной и социальной среде.
Основное содержание
Изучение культуры любого региона России и всего мира требует определенного теоретического инструментария, с помощью которого можно описать особенности общих и конкретных историко-культурных процессов, состояний, явлений и форм. С этой целью рассмотрим несколько основных категорий, понятий и научных методов, необходимых и достаточных для постижения истории культуротворчества народов Мурманского края и состояния его современной культуры.
Главное понятие данного курса – «культура». Это понятие имеет разную философскую трактовку, зависящую от мировоззренческих установок той или иной философской школы. Вместе с тем культуру как очень сложное явление с разных сторон изучают специальные науки - история, этнография, археология, искусствоведение и другие - и дают ее односторонние определения со своих позиций. В последние сто лет стала складываться особая наука - культурология. Она является общей теорией культуры и изучает культуру как системную целостность, подсистемы и элементы которой находятся в разнообразных структурах и функциональных соотношениях и исторически меняются. Несмотря на успехи развития культурологии в последние десятилетия, ее научные выводы еще не стали достоянием общественного сознания всех людей. Очень многие под «культурой» понимают искусство, массовые шоу, просвещение или воспитанность.
Как известно, латинское слово «cultura» обозначало живую связь человека с природой, что подразумевало возделывание внешней природы и совершенствование природы самого человека, развитие его духовных и творческих способностей.
Наиболее разработанным и обоснованным пониманием культуры в современной науке является, во-первых, понимание ее внебиологической природы, т.е. культура создана самим человеком. Человек, общество являются творцами и одновременно творением культуры, поэтому отождествлять общество и культуру нельзя.
Весь мир вещей, преображенных ландшафтов, мир идей и ценностей, мечты и художественные образы, войны и симфонии, чувство стыда и автомобиль, любовь и научные формулы, ложка и монумент и т.д. - все это явления культуры, порождающиеся в истории человеческой деятельностью: мышлением, чувствами, трудом, игрой и т.д. Во-вторых, культура - способ бытия людей, атрибут человеческого существования. Другими словами, культура - это мир искусственных объектов и заученного поведения, в котором выражен, воплощен человеческий дух[1].
В качестве наиболее полного и точного по сути, мы полагаем то научное определение понятия «культура», которое сформулировано петербургским профессором М.С. Каганом. «Культура, - пишет ученый, - есть системная, исторически образовавшаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность специфически человеческих способов деятельности и ее определенных плодов - материальных, духовных и художественных (поскольку в искусстве духовная содержательность и материальная формы взаимно отождествляются, образуя специфический информационно-семантический текст)»[2].
Таким образом, на наиболее обобщенном теоретическом уровне структура культуры включает три взаимосвязанных компонента. Это материальная культура (вещи, предметы, тело, организации и т.д.), духовная культура (знания научные и обыденные, а также ценности и самые разные проекты), художественная культура (все виды и разновидности искусства как конкретно-исторические явления культуры и их значение).
Поскольку единицей изучения истории культуры является регион (Северо-Запад России) и его субрегион (Кольское Заполярье), следует рассмотреть понятие «регион». По мнению французского лингвиста Э. Бенвиниста, описавшего лексикон древнего общеиндоевропейского языка, слово «регион» восходит к санскритскому raj-(on) и латинскому rex (царь)[3]. В настоящее время определения понятия «регион» дается с позиций разных наук - географии, экономики, демографии, геополитики, и др.
В культурологическом рассмотрении регион является специфической историко- культурной зоной, в которой складываются и взаимодействуют реональны субъекты (народы, этносы, нации). Несмотря на то, что на протяжении длительного времени могут меняться этносы, языки, общественные отношения, формы художественного творчества, способы хозяйственной деятельности, историко - культурные зоны остаются, сохраняя черты устойчивости (размеры, границы, порой имена и др.). Они образуют достаточно стабильную картину российского и планетарного культурно - исторического пространства[4].
Изучение истории культуры Кольского региона связано с проблемами динамики культуры и культурогенезом. Сюда относятся способы распространения культурных явлений, их функционирование, формы коммуникации, накопления и изменчивости опыта, его усвоение, символизация и маркировка среды обитания, способы социокультурной организации и регуляции, эволюция культурных систем, их смена и становление нового культурного порядка.
Что касается понятия «культурогенез», то под ним подразумевается не только стадия происхождения и формирования культуры первобытного общества. но и возникновения новых феноменов, не существующих ранее» [5].
Проблема типологии и периодизации считается важным теоретическим вопросом изучения истории культуры.
Подразделение культур на те или иные типы осуществляется на базе разных признаков:
а) по духовно-культурным чертам;
б) по экономической;
специфике;
в) по художественно-стилевым признакам;
г) по природно-территориальным условиям существования;
д) по стадиям, периодам или эпохам исторического развития.
Кольское Заполярье рассматривается как субрегион Северо_- Западного региона России, а его культура как локальный тип по отношению к общему региональному типу культуры.
Историю культуры Кольской земли подразделяется на общепринятые крупные исторические периоды: древнейший мир, древний мир, средневековье, новое время, современность. Однако эта довольно абстрактная периодизация конкретизируется на основе выделения специфических этапов и типов развития культуры в рассматриваемом регионе.
Подчеркнем, что развитие культуры народов любого региона мира и всего человечества не является плавной эволюцией или линейной сменой разных социальных и культурных формаций, обусловленной внешними факторами. Это результат самодеятельности разных исторических общностей.
Тема: Ландшафтно-экологическая характеристика Кольского края и история изучения его культуры
План
1. Ознакомление с географической картой Кольского полуострова и сопредельными ему территориями.
2. Общая характеристика природных условий региона и их исторических трансформаций.
3. Кольское Заполярье как дом бытия человека.
4. Кольское Заполярье в истории науки.
5. История изучения культуры региона.
Основное содержание
Природный мир Кольского полуострова - уникальная физико-географическая зона Северной Евразии. Он представляет собой необычную каменную летопись, на древних страницах которой, в различных напластованиях горных пород раскрывается бесконечно долгая для человеческого сознания история самой Земли. Это восточная часть физико-географического ареала- Фенноскандии. На севере Кольский полуостров омывается водами Баренцева моря – части величавого Ледовитого океана, а на востоке и юге – волнами Белого моря. Расположен полуостров в пределах Балтийского кристаллического щита, и по возрасту слагающихся пород Кольская земля с Карелией считается его древнейшим ядром. В четвертичное время эта территория была одним из крупнейших центров оледенения Евразии. Воздействием ледника обусловлена сглаженность и округлость форм рельефа, наличие фьордов на северо-западе полуострова.
Приблизительно 13,5 - 13 тысяч лет тому назад началось глобальное позднеледниковое потепление с двумя интенсивными фазами (13,2 - 12,3 тысячи лет и 11,9 - 10,3 тысяч лет назад)[6]. Далее на протяжение мезолитической эпохи (с нижней границы голоцена) продолжалось неуклонное потепление климата, приведшее около 8 тысяч лет назад к установлению климатического оптимума. Потепление было весьма значительным. Это время было периодом драматической перестройки всех основных элементов природной среды Евразии.
В работах современных палеоклиматологов содержатся свидетельства о том, что в связи с глобальным потеплением, субарктические леса сместились примерно на 300 км севернее нынешней полярной границы, а в VII – V тысячелетии до н.э. среднегодовая температура не опускалась ниже нуля градусов по Цельсию. На указанный период на Крайнем Севере приходится «абсолютный максимум березы»; там росли сосновые и еловые леса, а также деревья широколиственных пород в сочетании со злаково-разнотравным покровом почвы. Этот факт был подтвержден геологами при разработке сверхглубокой скважины на Кольском полуострове. Тундра начала сменять леса лишь к III тысячелетию до н.э. До этого в условиях мягкого климата арктических районов существовали все условия для развития культуры живших там народов[7].
В период голоцена территория Северо–Западного региона не оставалась стабильной в тектоническом отношении. Освобождение от тяжести ледникового покрова привели здесь к быстрому и мощному поднятию центральных областей Фенноскандии, к появлению большого количества пологих гор и холмов, изменению уровня океана и морей, к образованию многих рек, озер, болотистых почв и торфяников. В это время произошло вымирание ряда крупных млекопитающих, например, мамонта, шерстистого носорога, а также перераспределение некоторых животных в регионе. В тундровой зоне стали распространяться песец, куропатка, пеструшка, а в таежной – северный олень, лось, медведь, белка. Озера были богаты пресноводной рыбой, планктоном, они привлекали водоплавающую птицу, а побережья морей располагали древних обитателей полуострова к промыслам за морским зверем.
На климат Кольского полуострова большое влияние стали оказывать Атлантика и Нордкапское течение, благодаря чему он здесь менее суров и более влажен, чем в других северных регионах. Вместе с тем северное положение полуострова определяет значительное продвижение холодных арктических воздушных масс и небольшую величину солнечной радиации.
В связи с появлением тундры изменился почвенный покров. Он неглубок, а на выступах каменных пород и крутых склонах нередко отсутствует. Межгорья и пологие холмы покрыты ягельником и кустарником, летом растет мох, трава, грибы и ягоды. Карликовые заросли и невысокие деревья, которые покрывают треть поверхности полуострова, не сдерживают порывов внезапного северного ветра.
Кольский полуостров имеет своеобразный рельеф. Наибольших высот территория достигает на западе. Здесь расположены горные массивы с плоскими вершинами высотой до 1000 метров и только отдельные вершины Хибин, Ловозерских тундр и Мончетундры превышают тысячу метров высоты. Более спокойный волнистый рельеф характерен для восточной части полуострова.
Существенной особенностью полярного региона является наличие двух основных времен года: короткого лета и длинной зимы, а также столь своеобразные явления как сполохи северного сияния, кислородная и ультрафиолетовая недостаточность, штормовые ветры, вечная мерзлота, влияние теплого течения Гольфстрим.
Природный мир в значительной степени определял форму хозяйства, образ жизни, бытовой уклад, особенности духовного склада и художественного творчества народов полуострова на всех этапах их существования в этом регионе. Вместе с тем люди по разному приспосабливались к этому природному миру и в разной степени меняли его ландшафт на протяжении истории.
Необычайную силу воздействия природы на мир человека отличали многие исследователи Кольского Заполярья. Например, М.А. Кастрен писал в своих заметках: «В Лапландии красота природы и летом, и зимою не в разнообразии, а в бесконечном однообразии. Как ни смутна, ни однообразна картина, она действует, однако ж, на человеческий дух удивительно сильно. Куда ни посмотришь вокруг себя, на каждой малейшей точке неизмеримого снегового моря видишь какое-то особенное движение, легкое дрожание, столь пленительное, что боишься утонуть в созерцании его. Взглянешь на вершины скал – они облиты вспыхивающим светом, и вам кажется, что он подобно пламени вулкана, выходит из самой скалы. Этот свет разливается и по всему небу; погорит сколько времени и исчезает, чтобы через несколько минут вспыхнуть снова и исчезнуть»[8].
Другой современный французский исследователь народов Севера Жан Малори отмечал, что полярный день и полярная ночь, изменение широты влияет даже на хронобиологию мужчин и женщин, развивает у северян «слуховую и зрительную гиперчувствительность»[9], особое восприятие мира.
Природа – экос человека, который он в ходе своей культурной деятельности осваивает, изменяет, одомашнивает и одухотворяет или же варварски мучает и разрушает. Нужно быть весьма разумным и развитым народом, чтобы жить с природой в гармонии, развиваться в коэволюции, нравственно-эстетически понимать свое природное месторазвитие. Многое народы северо-запада впечатляющим образом выражали свою любовь к своему «дому бытия» в публицистике, искусстве, деле воспитания людей в самых разнообразных формах. Например, у финнов начала XX века даже в путеводителях по своей стране прорывалось особое чувство к родной природе. Послушаем их голоса.
«Есть что-то чудное и поучительное, - писал К.Б. Грэнхаген, - в созерцании борьбы живой природы с полярными силами. Когда едешь от южной Финляндии к северной и далее к Лапландским пустынным равнинам, то через каждые сто верст ощущаешь чувство, как бы перехода от жизни к смерти. В сущности же жизнь нигде не вымерла; она борется еще на окраинах вечного снега... Человек находится в постоянной борьбе за свое существование, добывая себе пищу у земли и воды. В этой стране так мало смеющейся прелести и беззаботной роскоши юга, что радость – скользнувший луч солнца... Суровая задумчивость, смешанная с грустной улыбкой, покоится на челе Финляндии. Ее красота часто бледна как северное сияние, и печально задумчива, как темный ее бор... Можно ли любить страну такую суровую, холодную, полную лишений? Спросите о том народ, которого судьба забросила так далеко, на обледеневшие берега севера, и он ответит: «Да, мы любим ее выше всего, так как мы для нее можем отказаться от всего. Мы любим ее оттого, что она – наш корень почва нашего существа, и мы таковы, как наша земля создала нас – суровый, холодный борющийся народ, жаждущий солнца, простирающий объятья к новой заре... Зима, - продолжает К.Б. Грэмхаген, - со своими чудными северными сияниями, белыми сугробами, звенящими бубенчиками, быстрою ходьбою на лыжах и своим уютным очагом, - так любима, что каждый северянин, очутившись на юге, охотно бы променял вечное лето на одну пригоршню снега...»[10]
Автор этого текста отмечает, что любовь финна к своей родине действительно глубокая, и она проявляется у него с младенческих лет. И что существенно, она «фиксируется в школах под непосредственным руководством наставников. Его любовь разумная и сознательная, и от того прочная, как прочен гранитный остов его матери – земли. Она неразрывно связана с нею узами своего бытия, он – живое воплощение ее»[11].
Не менее проникновенные строки посвящали своей заполярной родине норвежцы и саамы, поморы и шведы, а также жители советского Мурмана и современники. Но об этом – в других лекциях.
Следует отметить, что культура Кольского Заполярья, ее люди и природа давно привлекали российских и европейских исследователей. Многие из них дали яркие описания этих мест, специально изучили многие страны жизни и деятельности древних, старинных и современных народов региона.
Рассмотрим теперь кратко историю изучения культуры обитателей полуострова.
Кольское Заполярье в истории науки.Сведения о народах и культуре содержат в целом ряде древних и средневековых источников, в записках путешественников и документах Нового времени, в специальных исследованиях конца XIX - начала XXI века. Важными источниками являются произведения архитектонического и изобразительного искусства – монументальные сооружения разных лет, наскальная живопись и гравировки, предметы художественного ремесла, вещной мир труда и битв, а также мифы, легенды, «преданья старины глубокой». Наиболее ранние сведения о народах Кольского региона содержатся в письменных источниках. Это сведения о саамах, которые имеются, например, во Всемирной истории короля Англии Альфреда, в описаниях норвежского мореплавателя Оросия между 887 - 893 г.г., в папской булле 1171 г., в свидетельствах об аборигенах края Саксона Грамматика, Тацита, в скандинавских сагах.
Особую ценность для изучения средневековья имеют карело-финский эпос «Калевала», эстонский «Калевипоэг», сведения русских летописей первой половины XI века, летопись 1216 г. с первым упоминанием об уплате дани населением Терского берега новгородцам, устав Ярослава о мостовых пошлинах, Писцовые книги конца XIII века, вкладные грамоты, рукописные житии Стефана Великопермского, договор новгородцев и князя Ярослава Тверского и другие рукописные документы. Важное значение имеют данные топонимики, сообщения о названии населения – «лопари», о местах расселения саамов и новгородцев-поморов. Сведения о средневековой культуре саамов Кольского полуострова в русских источниках до XV века немногочисленны, но они дают некоторое представление о народе, его месторазвитии, особенностях жизни, верованиях и некоторых обычаях. Имеются письменные свидетельства о вхождении Кольского полуострова в состав Новгородской земли: текст «Гулатингской Правды» (около 1200), договорная грамота (1265), в которой край назван волостью «Тре», новгородская летопись (1419) с упоминанием погоста Варзуга, царская грамота (1496) о запрете ввоза и продажи лопарям спиртных напитков, записи в «Сотной выписи» (1563) о новых поселениях Порья Губа и Кандалакша, свидетельство голландского купца Симона ван Саллингена о появлении поселения Кола. Исследователи показали, что на берегах Баренцева моря постепенно складывается субрегион Русского Севера.
Примерно в середине XV века историей края занялись соловецкие монахи. Самое раннее из дошедших письменных свидетельств о плаваниях вдоль северного берега Кольского полуострова — описания путешествий, совершенных русским посольством во главе с дьяком Григорием Истомой в Данию (1496 г.), Власия и Дмитрия Герасимовых
(конец XV-начало XVI в.в.). Отмечается, что в середине XVI века Кольский полуостров уже был нанесен на русские географические карты. В- картографическом документе эпохи — «Книге Большого чертежа» Московского государства (1627), данная территория изображена с названиями рек, островов, озер, ряда поселений (Кола, Печенга, Кандалакша, Варзуга, Умба). 0 характере заселенности Кольского полуострова, и занятиях их жителей в XVII века представление дает писцовая книга Алая Михалкова и «Варзужский сборник» монаха Андриана.
До начала XVIII века не было научного исследования Мурмана. Развитие капитализма в России в конце XIX века обусловило освоение богатств Кольского Севера и активизировало интерес всех слоев общества к изучению Русской Лапландии. Стали организовываться научные экспедиции. На страницах периодических и научных изданий публиковались очерки и итоги специальных исследований местности. В начале ХХ века со строительством железной дороги, горнодобывающих предприятий, с основанием новых городов (Североморск, 1899; Мурманск, 1915) увеличилось население и усилилось научное исследование региона.
Историографический анализ показывает, что большой вклад в научное изучение региона внесли историки, этнографы, географы XIX – начала XX в.в. В.Ю. Визе,М.-А. Кастрен, А.И. Кельсиев, С.В. Максимов, А.В. Марков, В.И. Немирович – Данченко, Д.Н. Островский, Н.Н. Харузин, В.Н. Харузина, В.Н. Львов, С.Ф. Огородников, Д.Н. Островский, И.П. Шаскольский и другие.
В конце XIX - начале XX в.в. Мурман стал предметом внимания деятелей русской культуры и искусства. Писатели (К.К. Случевский, М.М. Пришвин и др.), художники (А.Н. Бенуа, В.В. Верещагин, К.А. Коровин, В.А. Серов и др.) стали посвящать ему свои произведения. В русской литературе, живописи и графике появился образ представителей северных народов и их культуры.
Особый интерес об этнической культуре региона представляют статьи Н.Н. Харузина «О лопарской бывальщине и песне» и «О нойдах у древних и современных лопарей», В.Н. Харузиной «Примитивные формы драматического искусства» с описанием лопарской игры в оленя, работа А.В. Маркова«Былинная традиция на Зимнем берегу Белого моря» с собранием стихов и былин поморского фольклора, В.Ю. Визе «Лопарская музыка», «Лопарские сейды», «Народный эпос русских лопарей» с фольклорными и этнографическими изысканиями, записью нотного текста народных песен саами, с описанием сейдов и лабиринтов.
В довоенный советский период создаются комитеты по охране памятников истории, интенсивно развивается археологическая наука, музейное дело, собирается значительный художественный материал, публикуются сообщения, доклады, статьи. Публикации 30-х годов носили в основном информационно-справочный характер. Некоторые проблемы художественного творчества саамов, поморов и коми-ижемцев обсуждались в трудах историков, археологов, этнографов, географов (В.К. Алымов, Д.А. Золотарев, К. В. Доброхотов,С. В. Керцелли, В.В. Чарнолуский, З.Е. Черняков и др.).
В послевоенное время в результате целого ряда археолого-этнографических экспедиций был собран обширный фонд артефактов истории региона, которые публиковались в разнообразных статьях и сборниках таких авторов, например, как Н.Н. Гурина, Л.В. Ершов,Б.И. Кошечкин, Т.В. Лукьянченко, Ю.В. Титов, С.А. Токарев, В.Я. Шумкин. Началась большая и плодотворная работа по изучению саамского языка. Особый вклад в эту область внесли М.Г. Воскобойников, Г.М. Керт, В.В. Сенкевич-Гудкова, В.В. Чарнолуский.
Среди исторических трудов выделяются фундаментальные исследования мурманских ученых-краеведов А.А. Киселева, В.Я. Шашкова, В.В. Дранишникова, И.Ф. Ушакова. Изобразительному искусству саамов посвящены статьи Н.М. Ведерниковой, В.У. Плюхина, монография А.Г. Косьменко. В них анализируются в основном технологические стороны художественных ремесел, таких как изделия из меха, сукна, образцы вышивки бисером, резьба по кости и дереву. Музыкально-песенное творчество саамов изучалось незначительно в силу сложности музыкального языка и особенностей его строения. Здесь можно отметить работы В.Ю. Визе, Н. Чулаки, В.В. Сенкевич-Гудковой, И.К. Травиной.
Изучение искусства Кольского Заполярья в последние десятилетия было сориентировано на познание фольклора, традиционных ремесел, а также выявление этнической истории саамов, поморов и коми.
Результатом научной деятельности известного этнографа В.В. Чарнолуского стали публикации о лабиринтах, курганах, строении изгородей, дымокуров, о пригонах, коралях, обрядах, легендах, языке саами. Он оказался первым из исследователей, которому саамы поведали свои сакральные мифы. Существенным вкладом в художественную культуру Кольского Заполярья стали многие его литературные произведения и коллекция графических работ, посвященных Лапландии. Вопросу происхождения саами был посвящен Международный конгресс финно-угроведов в городе Сыктывкар Коми АССР в 1985 году.
Изучение этнокультурной истории поморов, определение локальных вариантов их декоративно-прикладного искусства предприняты в работах Т.А. Бернштам, Н.С.Теребихина, в статьях Г.С. Масловой, П.П. Медведева, И.Н. Ухановой, В.А. Шелега. К настоящему времени проведены исследования таких слагаемых поморской художественно-музыкальной культуры, как поморские сказки и предания (А.Н. Нечаев, А.И. Никифоров, О.Э. Озаровская, Л.Т. Пантелеева, А.П. Разумова); былинно-балладный эпос (Е.Е. Васильева, С.И. Дмитриева, Д.С. Лихачёв и др.); свадебный и календарный обряды (Т.А. Бернштам, И.И. Земцовский, Н.П. Колпакова, Ю.Е. Красовская, В.А. Лапин, Т. Шмелёва и др.); комплекс песенных жанров (Д.М. Балашов, Ю.Е. Красовская, В.М. Щуров, Н.Г. Яковенко и др.)
В конце 80-начале 90 годов XX в. этнографами и фольклористами активизировалась работа по изучению традиционного народного искусства коми и его семиотике. Результаты научных исследований коми-ижемской культуры нашли свое отражение в этнографических работах И.В. Ильиной, И.Л. Жеребцова, Н.Д. Конакова, А.Г. Косьменко, О.В. Котова, Ю.Г. Рочева.
В области художественного краеведения накоплен информационный материал по архитектуре, изобразительному искусству, литературе, музыкальному и театральному творчеству Мурманского региона. Это и научно-популярные работы А.Н. Неруша «Города Кольского Севера» (1978) и «Мурманск – город-герой» (1988), представляющие историю городского строительства; справочное издание Вл. Сорокажердьева «Исследователи Кольского полуострова» (1979), где собраны библиографические данные об исследователях, ученых, писателях и поэтах, посетивших данный регион до 60-х годов ХХ века; альманах «Мурманский берег» (с 1998), представляющий собой частично антологию искусства. Среди работ об искусстве Мурмана существуют некоторые исследования зарубежных авторов.