Александра Геннадьевна Ильина (школа №1098 СВАО, 11 класс)
I место
Анализ стихотворения
А.Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…»
В творчестве А.А.Ахматовой особое место занимает плеяда стихов, посвященных Александру Блоку. Перед нами одно из наиболее известных. Образ Блока являлся для Ахматовой знаковым как при жизни, так и после смерти поэта. Он предстает перед нами в разных ипостасях: «трагический тенор эпохи» в стихотворении «Он прав: опять фонарь, аптека...» — такова ахматовская характеристика литературно-исторической роли Блока, образ «Александра — лебедя чистого...» — представление поэта как мученика, святого своего времени, возникшее после смерти его в 20-м году.
Однако в данном произведении Блок назван просто и кратко одним-единственным словом — поэт. Только это название, по мнению Ахматовой, могло наиболее полно и точно уловить и отразить сущность человека. Поэт в подлинном значении этого слова – не профессия, но призвание, миссия, жизненная позиция, совершенно особенный склад ума и состояние души.
Не случайно в произведении возникает этот образ поэта-пророка, ведь в творчестве самого Блока всегда звучала тема мессианства, осознания своего высокого предназначения. Поэзия, по Блоку, — глас Божий, общение с высшими силами, хрупкая связь между небесным и земным мирами, посредником которой является автор, поэт. Вдохновение сродни Божественному прозрению, откровению.
Личное, довольно близкое знакомство с Блоком способствует в создании документальности и точности, столь характерных для творчества Ахматовой:
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Читатель может не только воссоздать в своем сознании определенный образ, но и безошибочно определить того человека, которому посвящено стихотворение, даже без указания его имени и подробной портретной характеристики, но по тем значимым деталям, которые названы автором:
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
Строки «Тихо в комнате просторной, А за окнами мороз» являются своего рода реминисценцией, поэтическими диалогом, неким отзывом на стихотворение Блока «Она пришла с мороза раскрасневшаяся...», где есть следующие слова: «Стало казаться, что в моей просторной комнате очень мало места».
Может показаться, что оба поэта описывают один и тот же день, одно и то же событие. Похожи также и стихотворные формы двух этих произведений: верлибр (свободный стих) у Блока и белый стих у Ахматовой.
В стихотворении мы видим неоднозначность, противоречивость отношения поэтессы к Александру Блоку. С одной стороны, близкое, дружеское, интимное «Я пришла к поэту в гости», с другой:
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен;
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Здесь есть и священный трепет, благоговение, преклонение перед поэтом, и, в то же время, боязнь «соскользнуть» в чувство земной, романтической любви к человеку, которого сама Ахматова практически канонизирует, возводит в ранг святого. В связи с описанием сложной внутренней борьбы можно вспомнить строки из стихотворения Марины Цветаевой, также посвященные Александру Блоку и исполненные осознания «запретности любви», ее «святотатства»:
Я на душу твою не зарюсь.
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому святому лику
Только издали поклонюсь.
Иконописность образа поэта неоднократно подчеркивается и Анной Ахматовой. Это и его удивительные глаза, и его спокойное молчание, которое подчеркивается дважды:
Как хозяин молчаливый
Молча смотрит на меня!
«Высокий и серый» дом Блока символизирует собой храм. Возможно, именно поэтому Ахматова приходит в воскресенье — день, предназначенный для посещения церкви, исповеди, духовной беседы (не случайно «воскресенье» повторяется в начале и конце произведения; рефрен использован для создания особой атмосферы религиозного чувства). разговор с поэтом, т. е. человеком, постигшим мудрость бытия и видящим мир сквозь призму озарения, данного свыше, является для Ахматовой своеобразным приобщением к чему-то неземному, божественному.
В своем стихотворении Анна Андреевна, считавшая себя представительницей акмеизма, все же изменяет его принципам. Для акмеистов непреложным является приоритет формы перед содержанием, здесь же содержание имеет первостепенное значение, часто звучат ноты символизма, например, появление образа храма, воскресенья– символов чистоты и святости. Знаковыми являются также цвета. Цветовая гамма построена на антитезе: «малиновое солнце» — «сизый дым». Точно так же, подобно солнцу, выделяются светоносностью на фоне всего окружающего мира очертания поэта.
Несмотря на отсутствие рифмы, в стихотворении соблюдается определенная интонация. Размером стиха Ахматова выбрала четырехстопный хорей, придающий произведению напевность и музыкальность, что создает впечатление оды или, скорее, церковного песнопения, отражает величие и торжественность поэтической мощи, дарования Блока. Гармоничной размеренности, стройности стиха способствует также ассонанс, чаще всего повторяется гласный звук «о».
Ахматова использует много односоставных назывных предложений («Ровно полдень. Воскресенье»). Нарочитая статичность, безглагольность служат для создания атмосферы тишины, величественного спокойствия.
Извечная тема «поэта и поэзии» в данном стихотворении анны Андреевны приобретает новый необычный оттенок. Сакральность и таинственность тесно переплелись со всепроникающей Вечной Женственностью, характерной для всего творчества поэта. спокойная нежность, христианская любовь к человеку, к другу в сочетании с почти с религиозным преклонением перед его талантом — вот, пожалуй, основная черта и основной внутренний конфликт произведения.