Образовательные технологии. Лекции, семинары, самостоятельная работа
Лекции, семинары, самостоятельная работа. Интерактивные методы обучения: 1.информационно-развивающие:эвристические (выполнение и защита исследовательских заданий, проектов); учебная дискуссия (регламентированная); кейс-технология; подготовка презентаций к занятиям и их защита; web-kwest. 2. Творческие: ролевые игры, моделирование уроков, метод проектов.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Виды СРС: подготовка рефератов, коллоквиумы, подготовка презентаций с использованием мультимедийных технологий.
Примеры СРС: подготовка рефератов
Древний Восток
1. Проблемы применения формационного и цивилизационного подходов к истории Древнего Востока (по материалам отечественной историографии).
2. Проблема «восточного деспотизма» в отечественной историографии
«Идея человека» в культурах Древнего Востока и концепция «Осевого времени» К. Ясперса.
3. Реформа Эхнатона.
4. Финикийцы: между Востоком и Западом.
5. Создание первого еврейского государства и возникновение национальной идеи.
6. Формирование библейского канона и становление традиции его устной интерпретации.
7. Пророческое движение в Палестине в свете различных подходов его интерпретации.
8. Идея Мессии в иудаизме и христианстве.
9. Проблема «Добра» и «Зла» в зороастризме.
10. Астрология как социокультурный феномен.
11.Древнеиндийская литература как исторический источник.
12. Буддизм в контексте древнеиндийской культуры.
13. Проблема формирования культурного архетипа индийской цивилизации.
14. Конфуцианство: формирование социально-этического идеала.
15. Место даосизма в древнекитайской культуре и обществе.
16. Даосизм: проблемы понимания «текста».
Древняя Греция
1. Военное дело древних греков по данным гомеровских поэм.
2. Становление государственности в Àттике.
3. Раннегреческая тирания по данным Àристотеля, Геродота,
Страбона и Фукидида.
4. Геродот как историк Греко-персидских войн.
5. Государственная деятельность Перикла в изложении Фу-
кидида, Àристотеля и Плутарха.
6. Спартанская «община равных» в изображении античных
авторов.
7. Изображение войны и мира в комедиях Àристофана.
8. Демосфен и борьба греков за независимость.
9. Àлександр Македонский в изображении античных авторов.
10. Боспорское царство V—IV вв. до н. э. в античной письмен-
ной традиции.
11. Троянская война. Миф и реальность.
12. Образование Àфинской морской державы.
13. Восстание Савмака в отечественной историографии.
Древний Рим
1. Борьба патрициев и плебеев в V—IV вв. до н. э.
2. Римская армия в Пунических войнах (организация, стра-
тегия, тактика).
3. Àграрные отношения в Италии во II—I вв. до н. э.
4. Реформы братьев Гракхов в изображении греческих и рим-
ских авторов.
5. Роль военного лидера в социально-политической борьбе в
Риме (I в. до н. э.).
6. Диктатура Юлия Цезаря и падение Римской республики.
7. Роль пропаганды в укреплении режима принципата Àвгуста.
8. Принципат Тиберия. Внутренняя политика и отношения с
сенатом.
9. Форма и содержание государственной власти при Флавиях.
10. Колонат в I—III вв.
11. Быт рядового римлянина эпохи Àвгуста.
12. Роль рабства в древнеримской экономике.
По данной дисциплине разработаны следующие варианты тестовых заданий:
История Древнего мира.
1 курс, 1 семестр:
1 блок – «История первобытного общества». 3 варианта по 16 вопросов.
2 блок – «Древневосточные цивилизации». 3 варианта по 30 вопросов.
1 курс, 2 семестр:
3 блок – «История Древней Греции». 3 варианта по 20 вопросов.
4 блок – «История Древнего Рима». 3 варианта по 20 вопросов.
Примеры тестовых заданий