ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов. В преподавании дисциплины «Технологии маркетинга» используются формы:

лекции; семинары, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, доклады, устные реферирование предложенной преподавателем литературы; проводятся дискуссии, ролевые игры, контрольные работы, тестирование.

самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовка к семинарам, выполнение творческих заданий, написание рефератов, тезисов, статей, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к текущему контролю знаний к промежуточным аттестациям, к зачету;

НИРС, включающая занятия студентов в студенческом научном обществе, участие в конференциях, олимпиадах;

Консультирование студентов по вопросам учебного материала,

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Практические занятия – важная форма организации учебного процесса, необходимая при изучении дисциплины. Она способствуют закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками, развивает самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. В ходе практических занятий вырабатываются необходимые будущему педагогу навыки публичных выступлений, логики доказывания, культуры речи.

Кроме того, они являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студента.

Таблица 7.

№ раздела Наименование раздела дисциплины Контрольные вопросы по разделу
Роль маркетинговых технологий в экономическом развитии страны
1.1 Маркетинг как наука: понятие о факторах наличия, эволюции концепций маркетинга В чем заключаются цель и задачи маркетинга как науки. Перечислите функции маркетинга. Почему в настоящее время потребитель (консумент) социальный феномен современности и главная ключевая фигура маркетинга. Какова структура потребностей в системе маркетинга. В чем заключается оценка уровня потребностей консументов.
1.2 Комплекс маркетинга и его основные составляющие Что включает в себя комплекс маркетинга В чем специфика основных составляющих комплекса маркетинга.  

Продолжение таблицы 7

Технологии маркетинговых исследований
2.1 Сущность понятия маркетинговых исследований, цели и задачи В чем заключаются основное содержание, цели и задачи маркетинговых исследований. Какие базисные направления маркетинговых исследований вы знаете. Перечислите методические основы маркетинговых исследований. Уточните правила и процедуры маркетинговых исследований.
2.2 Система методов исследований Дайте характеристику основным типам рыночных исследований. Что представляет собой ситуационный анализ, какова его технология. Какие методы сбора первичной и вторичной информации в маркетинге вы знаете. Дайте краткую характеристику кабинетным и полевым исследованиям.  
Потребитель в системе маркетинга
3.1 Принципы формирования правильного представления о поведении потребителя Каковы критерии сегментации рынка. Уточните сходства и различия зарубежных и отечественных исследований социально-психологического портрета потребителя. В чем заключается специфика поведения российского потребителя. Опишите систему ценностей, определяющих потребительский выбор.
3.2 Виды потребителей и их характеристика Перечислите особенности индивидуальных потребителей. Нарисуйте психологический «портрет потребителя». Дайте характеристику потребительских типов. В чем заключаются особенности современного российского потребителя.  
Товарные технологии в маркетинговой деятельности
4.1 Товар как инструмент комплекса маркетинга Приведите классификационные признаки товаров с позиций: - товароведения, - грузоведения - маркетинга.
4.2 Комплексное исследование товарного рынка В чем заключается концепция товарного ассортимента. Приведите примеры решений относительно: - товара, - продуктовой линии, - упаковки, - сервиса и условий гарантии товара, -качества товара.
     

Продолжение таблицы 7

4.3 Формирование товарной политики и рыночной стратегии Что включает в себя позиционирование товара. Как принимается политика в области марок. Что такое брэндинг и его особенности в РФ. Разработайте стратегию брэндинга. Изобразите жизненный цикл товара и решения о разработке нового продукта.
Маркетинговые технологии в области распределения
5.1 Распределение и его функции с макро- и микроэкономических позиций В чем заключаются цели и стратегии распределения. Как осуществляется выбор организационной формы элемента канала распределения. Определите связь между целями маркетинга и стратегиями распределения.
5.2 Формирование спроса и стимулирование сбыта Дайте понятие о маркетинговой оценке деятельности магазинов розничной торговли. Перечислите виды методов оценки деятельности предприятий розничной торговли. Какие методы стимулирования продаж для продавцов и покупателей вы знаете. В чем заключаются особенности розничной торговли ТНП. Перечислите принципы стимулирования персонала и стимулирования продаж.
5.3 Оптовая торговля в системе маркетинга Как производится оценка деятельности предприятий оптовой торговли. Расскажите методологию оценки оптовой торговли.  
Стратегические и тактические технологии в области ценообразования
6.1 Цена как категория экономической теории и маркетинга Дайте определение цене как денежному выражению стоимости, ценности Почему цена выступает как показатель соотношения спроса и предложения. В чем заключается характеристика ценовых решений.
6.2 Разработка ценовой политики Уточните стратегические решения ценовой и неценовой конкуренции. Как осуществляется гибкость в стратегиях ценообразования. Каковы принципы установления цен в рамках товарного ассортимента. Что такое стратегия ценовой дискриминации. Как осуществляется стратегия поддержания розничных цен. Дайте характеристику факторам, влияющим на решения о ценах.
     

Окончание таблицы 7

Маркетинговые технологии в области коммуникаций
7.1 Сущность процесса коммуникации Дайте понятие коммуникации. Перечислите и дайте характеристику этапам процесса коммуникации. Перечислите и дайте характеристику основным этапам разработки эффективной программы продвижения. Уточните факторы, влияющие на формирование программ продвижения.
7.2 Характеристика инструментов стимулирования продаж Перечислите, дайте характеристику стратегическим решениям различных видов относительно стимулирования продаж.
7.3 Рекламная деятельность Дайте характеристику типов рекламы. Уточните цели рекламы и процесс реализации маркетингового плана. Объясните алгоритм составления бюджета на рекламу. В чем заключается характеристика работы рекламных агентств.  
Стратегическое планирование и технологии маркетинга
8.1 Содержание понятия «стратегическое планирование», его цели и задачи В чем заключается разработка маркетинговой стратегии фирмы, работающей на потребительских рынках. Как осуществляется выбор необходимой стратегии. В чем состоит определение целей и задач стратегии фирмы. Что включает в себя пробный пилотаж.
8.2 Количественная оценка спроса и уровня потребностей Как происходит анализ потребностей посредством сегментации рынков потребительских товаров. В чем состоит осуществление стратегии сегментации.
8.3 Организация деятельности маркетинговой службы Дайте определение и краткую характеристику маркетинговому плану. Проведите анализ структуры и содержания стратегических планов. В чем состоит отработка плана. Как производится расчет бюджета маркетинга.

6.2. Практические задания.

Тема: Потребности и потребительская стоимость. Спрос и предложение.

Цель практической работы:

Научить студентов определять виды потребностей, рассчитывать эластичность спроса, используя понятие спроса и предложения описывать ситуацию на рынке.

Ожидаемый результат:

Приобретение навыка определения и классификации потребностей; расчета эластичности спроса; уметь объяснить, используя понятия спроса и предложения ситуацию на рынке.

Задача 1.

Какие виды потребностей удовлетворяют следующие товары и услуги:

1) женские сапоги фирмы «Саламандра»;

2) мужской галстук;

3) бусы из морского жемчуга;

4) шариковая ручка;

5) сливочное масло высшего сорта;

6) видеокассета;

7) автомобиль;

8) подписка на газету бесплатных объявлений;

9) услуги репетитора;

10) услуги туристической фирмы?

Задача 2.

С точки зрения мотивационных теорий обоснуйте потребности в покупке престижных товаров на примере часов марки «Ролекс».

Задача 3.

Объясните коренное различие во взаимоотношениях между продавцом и покупателем в условиях «рынка продавца» и «рынка покупателя», основанное на соотношении спроса и предложения. К какому из типов рынка относятся следующие товары:

1) цветной телевизор;

2) мебель;

3) молоко?

Задача 4.

На предприятии по производству ткани возникла конфликтная ситуация: работники недовольны уровнем заработной платы и требуют ее повышения, которое увеличивает издержки производства и способствует повышению отпускной цены товара. Служба сбыта предприятия располагает информацией, что новая цена будет выше, чем у конкурентов.

Проследите взаимосвязь между отдельными функциями предприятия. Продумайте управленческие решения.

Задача 5.

До повышения цен в среднем за день продавалось 400 единиц товара, после повышения цены с 400 до 500 рублей продажа сократилась до 250 единиц в день. Рассчитайте коэффициент ценовой эластичности спроса и сделайте вывод. К какому типу по эластичности относится данный товар?

Задача 6.

Имеется следующий список товаров и услуг личного потребления:

• автомобильные покрышки;

• баранина;

• бензин;

• билеты в кино;

• билеты пригородного железнодорожного сообщения;

• газеты и журналы;

• говядина;

• медицинское обслуживание;

• одежда и обувь;

• ресторанные блюда;

• соль;

• табачные изделия;

• хлеб;

• электричество (в домашнем хозяйстве);

• яйца куриные.

Какие из приведенных в списке товаров и услуг можно отнести в следующие группы, у которых коэффициент ценовой эластичности по модулю равен: а) до 0.5; б) от 0,5 до 1,0; в) может превышать единицу.

Тема: Среда организации

Цель практической работы:

Научить студентов рассчитывать индекс покупательской способности, определять факторы конкурентоспособности на рынке и оценивать их, анализировать внешнее окружение фирмы, определять долю фирмы на рынке.

Ожидаемый результат:

Формирование навыка расчета индекса покупательской способности, определения доли рынка фирмы и ее конкурентоспособности на рынке, анализа внешней среды фирмы.

Задача 7.

Рассчитайте индекс покупательной способности для оценки процента продаж в регионе, если процентная доля населения региона составляет в численности населения страны 3,1778; эффективная доля дохода, идущая на потребление, – 3,7413%; процент розничных продаж, приходящихся на данный регион, составляет 3,4114% от совокупного объема розничных продаж.

Задача 8.

Перечислите основных участников непосредственного окружения предприятия. Кто из них может представлять угрозу? Постройте иерархию участников непосредственного окружения предприятия по степени их влияния и важности для компании, если это:

а) сельскохозяйственный кооператив;

б) предприятие оборонной промышленности;

в) небольшая аудиторская фирма;

г) малое предприятие по пошиву одежды;

д) текстильный комбинат.

Задача 9.

Какие факторы социально-демографической среды будут играть для вас решающую роль при принятии решения о выходе с товаром на рынок, если вы являетесь:

а) производителем музыкальных центров;

б) производителем постельного белья;

в) производителем косметической продукции;

г) хотите открыть ресторан;

д) хотите открыть хлебобулочный цех.

Задача 10.

Выберите российскую фирму-производителя, имеющую лидирующее положение на рынке. Определите, в каких областях она имеет конкурентные преимущества и за какое время она может их потерять. Предложите опережающую маркетинговую стратегию. Постройте диаграммы «новых продуктов», «новых технологий», «стратегий технического развития», «деятельности маркетинговых служб», «производственной культуры на предприятиях». На оси абсцисс отложите период, за который конкуренты повторяют инновации, а по оси ординат – технические решения, стратегические решения, работу с людьми, инновации в областях.

Задача 11.

Объем продаж на данном рынке за анализируемый период в целом по рынку составил 190 млн. руб. Объем продаж фирмы А – 42 млн. руб., фирмы В – 15,6 млн. руб., С – 22,3 млн. руб. Определите доли рынка фирм А, В, С, а также относительные доли рынка фирм А и В по отношению к фирме С. Охарактеризуйте ситуацию на рынке.

  Тема: Товарный рынок Цель практической работы: Научить студента сегментировать и позиционировать товар на рынке, определять емкость рынка. Ожидаемый результат: Уметь сегментировать и позиционировать товар на рынке, определять емкость рынка.   Задача 12. Фирма средних размеров планирует выпускать наручные часы. Для проведения сегментации рынка использованы четыре признака с двумя градациями каждый: возраст (дети, взрослые), пол (мужской, женский), доход (высокий, низкий), род занятий, точнее, тип труда (умственный, физический). Определите число сегментов с учетом «стирания» границ и на основе искомых выгод.   Задача13. Вы – управляющий транспортной компанией, которая осуществляет массовые перевозки по городу. Как Вы воспользуетесь сегментированием на основе выгод для привлечения внимания потенциальны пассажиров?   Задача 14 Фирма производит и продает промышленные клеящие вещества для различных отраслей – потребителей этой продукции.
  Задача 15. Разработайте варианты позиционирования новых товаров, планируемых к выводу на рынок товаропроизводителями: а) жевательной резинки; б) стирального порошка; в) детской одежды; г) журналов для женщин; д) прохладительных напитков. Какие атрибуты позиционирования уже используются существующими товаропроизводителями? Обоснуйте, почему предложенные вами варианты смогут конкурировать с позицией существующих на этих рынках фирм? Что необходимо предпринять товаропроизводителю, чтобы его позиционирование было убедительно для потенциальных потребителей?   Задача 16. Покажите способы позиционирования на рынке следующих товаров и разъясните, в чем их различие: а) шоколадные изделия «Сникерс»; б) сигареты «Мальборо»; в) жевательная резинка «Стиморол»; г) автомобиль «Вольво»; д) чистящее средство «Комет».   Задача 17. Ниже приведены рекламные слоганы фирм, действующих на российском рынке. Выявите основания для позиционирования, выбранные каждой фирмой, и сгруппируйте их на основе общности обоснований. • Качество, которому можно доверять. «Procter and Gamble». • Больше жизни у кошек «Фрискис». Корм для кошек. • За 5 лет работы – ни одной рекламации. Каждый пятый позвонивший становится нашим постоянным клиентом.  
Тема: Покупательское поведение потребителей Цель практической работы: Научить студента изучать и оценивать покупательское поведение потребителей. Ожидаемый результат: Уметь изучать и оценивать поведение потребителей.   Задача 18. Представьте себе, что вам предстоит заняться маркетингом наручных часов. Первый вопрос, который вам предстоит разрешить, это – какие именно часы и среди каких категорий покупателей будут пользоваться спросом? Каждое изделий часовой промышленности обладает определенным набором характеристик, которые потенциальный покупатель (потребитель) оценивает, исходя из собственных требований к изделиям подобного рода, а также на основе личного опыта обращения с такими изделиями. Важнейшими характеристиками наручных часов являются: точность хода; противоударное устройство; пылеводонепроницаемость; автоматический подзавод; сигнальное устройство; другие дополнительные устройства и функции; дизайн; элементы и свойства украшений; размеры и формы корпуса; вес; престижность. Ряд характеристик (как и указанная ранее точность хода) имеет несколько вариантов реализации: наличие календаря с информацией различных степеней подробности; размер и форма корпуса; цвет и яркость циферблата; цифры или заменяющие их знаки; наличие и масса драгоценных камней и др. Важность каждой характеристики для потребителя оценивается следующими категориями и величинами: «необходимо» – 2; «желательно» – 1; «безразлично» – 0: Выберите шесть – восемь основных характеристик наручных часов и при необходимости отдельно задайте различные варианты их осуществления. Разработайте схему вопросов по оценке значимости выделенных характеристик и инструкцию к процедуре ответов на них. Проведите анкетирование своих родственников, обработайте материалы и представьте их результаты отдельно для потребителей женского и мужского пола, указав, какой процент опрошенных отметил данную характеристику как необходимую и какой – как желательную.   Задача 19. Продумайте для рекламной кампании мотивацию покупки следующих товаров: а) компьютера; б) газированного напитка; в) услуги парикмахерской; г) англо-русского словаря; д) полиса на оказание стоматологических услуг; е) СD-проигрывателя.   Задача 20. Выберите какой-либо товар длительного пользования и постарайтесь восстановить процесс совершения выбора, которому вы следовали при покупке, а также источники информации, к которым вы обращались. Используйте при этом следующие знания: осознаваемое множество; информационные издержки на просмотр, на восприятие, на оценку; оправданность информации; потребность в дополнительной информации; источники информации.  

Наши рекомендации