Образовательные технологии. Виды учебной работы: практические занятия, индивидуальные задания, самостоятельная работа студентов.

Виды учебной работы: практические занятия, индивидуальные задания, самостоятельная работа студентов.

Используемые образовательные технологии: деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, беседа, занятия с элементами тренинга, конференции, решение профессиональных задач, «мозговой штурм», лекции-визуализации, разбор проблемных ситуаций. В сочетании с внеаудиторной работой это способствует формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся.

Для закрепления знаний студентов по отдельным разделам курса «Методология науки» проводятся семинарские занятия, целью которых является формирование навыков ведения дискуссии на философские и научные темы, анализ философских концепций в истории культуры. Для семинарских занятий обязательным является владение основными методами научного познания: индукции, дедукции, абстрагирования, аналогии, моделирования, анализа, синтеза, обобщения. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах обучения не менее 20%.

№ п/п Раздел дисциплины, общая трудоемкость в часах Виды учебной работы, трудоемкость каждого вида в часах Используемые активные образовательные технологии Количество часов занятий, проводимых с использованием активных образовательных технологий
Методы науки Практика – 2 часа. Практическое занятие в диалоговом режиме (Тема занятия – “Критерии научного познания”). Практика – 0,5 часа.
Научная проблема Практика – 2 часа. Практическое занятие: дискуссия на тему “Проблемная ситуация”. Практика – 0,5 часа.
Эмпирические и теоретические методы исследования Практика – 2 часа. Практическое занятие: дебаты по теме “Соотношение эмпирических и теоретических методов в процессе исследования”. Практика – 0,5 часа.
Методы анализа, классификации и построения теорий Практика – 2 часа. Практическое занятие: дебаты по теме “Структура научной теории”. Практика – 0,5 часа.
Гипотетико-дедуктивный метод познания Практика – 2 часа. Практическое занятие: дискуссия на тему “Математическая гипотеза”. Практика – 0,5 часа.
Методы и функции научного объяснения Практика – 2 часа. Практическое занятие: дискуссия на тему “Каузальные объяснения”. Практика – 0,5 часа.
Методы и функции понимания Практика – 2 часа. Практическое занятие: дискуссия на тему “Проблема понимания в герменевтике”. Практика – 0,5 часа.
Методы предвидения и прогнозирования Практика – 2 часа. Практическое занятие: дискуссия на тему “Специфика прогнозирования”. Практика – 0,5 часа.
Системный метод исследования Практика – 2 часа. Практическое занятие: дискуссия на тему “Синергетика”. Практика – 0,5 часа.
Итого   4,5

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Индивидуальное задание для самостоятельной работы

1. Индивидуальное задание для самостоятельной работы по теме «Методы науки».

Вопросы для самостоятельной работы:

а. Охарактеризуйте сущность и предназначение метода.

б. Покажите различие между “методом как инструментом” и “методом как применением этого инструмента”.

в. Охарактеризуйте основные этапы развития философских представлений о сущности и роли научного метода в познании.

2. Индивидуальное задание для самостоятельной работы по теме «Научная проблема».

Вопросы для самостоятельной работы:

а. Покажите связь проблемы с наблюдениями и научными теориями.

б. Охарактеризуйте генезис научной проблемы.

в. Покажите разницу между научными задачами и научными проблемами.

3. Индивидуальное задание для самостоятельной работы по теме «Эмпирические и теоретические методы исследования».

Вопросы для самостоятельной работы:

а. Дайте характеристику основных компонентов теоретического знания.

б. Охарактеризуйте взаимосвязь эмпирического и теоретического знания.

в. Проведите содержательный анализ оснований науки.

4. Индивидуальное задание для самостоятельной работы по теме «Методы анализа, классификации и построения теорий».

Вопросы для самостоятельной работы:

а. Охарактеризуйте различия сенсуалистической позиции и позиции рационализма в понимании роли научной теории.

б. Покажите основные функции научной теории.

в. Покажите сущность логических, интуитивных, эмпирических и рациональных факторов построения научных теорий.

5. Индивидуальное задание для самостоятельной работы по теме «Гипотетико-дедуктивный метод познания».

Вопросы для самостоятельной работы:

а. Охарактеризуйте специфику индукции и дедукции как методов научного познания.

б. Покажите логическую структуру гипотетико-дедуктивных систем.

в. Охарактеризуйте отношение А. Эйнштейна к методу принципов И. Ньютона.

6. Индивидуальное задание для самостоятельной работы по теме «Методы и функции научного объяснения».

Вопросы для самостоятельной работы:

а. Охарактеризуйте основные разновидности объяснения.

б. Покажите структуру причинного объяснения.

в. Покажите сущность интенционального объяснения.

7. Индивидуальное задание для самостоятельной работы по теме «Методы и функции понимания».

Вопросы для самостоятельной работы:

а. Охарактеризуйте основные идеи герменевтики как теории интерпретации.

б. Покажите сущность идей В. Дильтея и Г.-Г. Гадамера об интерпретации.

в. Охарактеризуйте процесс интерпретации как базовой процедуры познания..

8. Индивидуальное задание для самостоятельной работы по теме «Методы предвидения и прогнозирования».

Вопросы для самостоятельной работы:

а. Охарактеризуйте основные разновидности прогнозирования.

б. Покажите структуру прогноза.

в. Покажите сущность предвидения как метода.

9. Индивидуальное задание для самостоятельной работы по теме «Системный метод исследования».

Вопросы для самостоятельной работы:

а. Охарактеризуйте основные идеи системного подхода.

б. Покажите сущность идей синергетики.

в. Охарактеризуйте процесс диссипативности.

Тест-вопросы

1. Методы научного познания, характеризующие человеческое мышление в целом и применимые во всех сферах познавательной деятельности человека:

а) общенаучные

б) универсальные

в) специальные

г) конкретно-предметные

2. Приём мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения:

а) синтез

б) анализ

в) идеализация

г) абстрагирование

3. Мыслительный процесс, при котором происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности:

а) формализация

б) дедукция

в) идеализация

г) восхождение от абстрактного к конкретному

4. Процесс мыслительного выделения, вычленения отдельных интересующих субъект познания в контексте исследования признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременно отвлечение от других свойств, признаков, отношений, которые в данном контексте несущественны:

а) синтез

б) аналогия

в) дедукция

г) абстрагирование

5. Метод исследования, с помощью которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера:

а) синтез

б) дедукция

в) абстрагирование

г) идеализация

6. Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок:

а) индукция

б) синтез

в) анализ

г) дедукция

7. Изучение объекта путём создания и исследования его копии, замещающей оригинал с определённых сторон, интересующих познание:

а) наблюдение

б) аналогия

в) моделирование

г) описание

8. Вмешательство исследователя в протекание изучаемого процесса с целью получения о нём определённых знаний является особенностью:

а) наблюдения

б) моделирования

в) эксперимента

г) сравнения

9. Метод теоретического исследования, заключающийся в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности:

а) формализация

б) аксиоматический метод

в) гипотетико-дедуктивный метод

г) восхождение от абстрактного к конкретному

10. Борьба различных исследовательских программ представляет собой конкуренцию:

а) аксиоматических систем

б) гипотетико-дедуктивных систем

в) формализованных систем

г) операциональных систем

11. Приём познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках:

а) обобщение

б) сравнение

в) моделирование

г) аналогия

12. Обязательным условием эксперимента является:

а) грамотная формулировка условий

б) правильный подбор экспериментальной и контрольной групп

в) добровольное согласие участников

г) сохранение в тайне от участников подлинных целей и задач исследования

13. Научно обоснованное предположение о наличии (или отсутствии) связи между двумя и более переменными, а также о её характере:

а) прогноз

б) гипотеза

в) диагноз

г) регрессия

14. Гипотеза в эмпирическом исследовании – это:

а) прогноз (предсказание) того, что должно произойти

б) положение, предполагающее наличие связи между двумя или более переменными

в) описание процедуры сбора данных

г) выбор индикаторов, выявляющих социальные признаки

15. Какой из методов не является общенаучным?

а) индукция

б) дедукция

в) контент-анализ

г) эксперимент

16. Для какой науки характерно использование идеографического метода?

а) математика

б) биология

в) история

г) химия

17. Для какой науки в большей степени характерно использование номотетического метода?

а) социология

б) история

в) археология

г) культурология

18. Что не является критерием научности?

а) объективность

б) рациональность

в) проверяемость

г) аналитичность

19. Подход к исследованию исторического развития науки, делающий акцент на изучении содержания научного познания, истории научных идей, развитии концептуального аппарата науки:

а) экстернализм

б) функционализм

в) интернализм

г) структурализм

20. Подход к исследованию исторического развития науки, ориентирующийся на анализ влияния на науку социальных факторов, изучение деятельности, поведения и коммуникации учёных в научных сообществах:

а) фукционализм

б) интернализм

в) структурализм

г) экстернализм

Тест-вопросы для контроля остаточных знаний

1. Уровень познания основанный на повседневном жизненном опыте человека:

а) обыденный;

б) априорный;

в) научный;

г) теоретический;

д) эмпирический.

2. Логический метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы:

а) анализ;

б) синтез;

в) дедукция;

г) аналогия;

д) абстрагирование.

3. Логический метод познания, означающий соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое:

а) синтез;

б) анализ;

в) абстрагирование;

г) индукция;

д) дедукция.

4. Логический путь исследования от частного к общему:

а) индукция;

б) синтез;

в) абстрагирование;

г) дедукция;

д) аналогия.

5. Логический путь исследования от общего к частному:

а) дедукция;

б) индукция;

в) синтез;

г) абстрагирование;

д) аналогия.

6. Формы чувственного познания:

а) суждение;

б) ощущение;

в) представление;

г) умозаключение;

д) восприятие.

7. Формы рационального познания:

а) суждение;

б) понятие;

в) умозаключение;

г) представление;

д) восприятие.

8. Предпосылки возникновения философии:

а) мифология;

б) религия;

в) язык;

г) любопытство;

д) желание познать окружающий мир.

9. Наука, изучающая взаимодействие общества и окружающей среды:

а) социальная экология;

б) социология;

в) биология;

г) социальная онтология;

д) естествознание;

10. Сфера научной деятельности, создающая научные и художественные ценности:

а) духовная;

б) материальная;

в) регулятивная;

г) гуманитарная;

д) экономическая.

6.3. Контрольные вопросы к зачёту

1. Общая характеристика методов науки.

2. Предмет методологии науки.

3. Классификация методов познания.

4. Критерии и нормы научного познания.

5. Анализ исследования и обоснование его результатов.

6. Проблемная ситуация.

7. Решение проблем и прогресс научного знания.

8. Постановка и разработка научных проблем.

9. Наблюдение как метод познания.

10. Эксперимент как особая форма научного познания.

11. Абстрагирование и идеализация.

12. Научные факты и их обобщение.

13. Выдвижение, построение и проверка научных гипотез.

14. Научные законы.

15. Общая характеристика природы и структуры научной теории.

16. Классификация научных теорий.

17. Структура научных теорий.

18. Методологические и эвристические принципы построения теорий.

19. Основные функции научной теории.

20. Индуктивная модель обоснования науки.

21. Гипотетико-дедуктивный метод рассуждений.

22. Логическая структура гипотетико-дедуктивных систем.

23. Метод математической гипотезы.

24. Гипотетико-дедуктивная модель науки.

25. Типы и методы научного объяснения.

26. Каузальные (причинные) объяснения.

27. Дедуктивно-номологическая модель объяснения.

28. Альтернативные модели научного объяснения.

29. Проблема понимания в герменевтике.

30. Понимание как семантическая интерпретация.

31. Понимание как процесс развития познания.

32. Логическая структура и основные типы предсказаний.

33. Прогнозирование как особый вид предвидения.

34. Специфика системного метода и классификация систем.

35. Самоорганизация систем и синергетика.

36. Метод системного исследования.

Наши рекомендации